Научный журнал для школьников
История родного края

Храм Вознесения Господня

Архангельский И.В. 1
1 МОБУ СОШ с. Чесноковка Уфимского района Республики Башкортостан
храм
вознесение
1. Административное деление и состав Уфимской епархии. Уфим-ская епархия Русской Православной Церкви: справочник-путеводитель/ Автор-составитель Егоров П. В., Рудин Л. Г. .-М.: Уфимская епархия РПЦ: Общество сохранения литературного наследия, 2005. – 672 с.
2. Первые храмы и монастыри города Уфы конца XVI-XVII ве-ков. ЦГИА РБ, Уфимские епархиальные ведомости, 16.9.2006 г.
3. Успенский монастырь. Вечерняя Уфа, 3 марта 1999 года, №3

Введение

В 2013 году мы переехали из Туймазов в Чесноковку. Моего папу назначили настоятелем храма Вознесения Господня в этом селе. Мне захотелось узнать историю этого храма. Для этого я посетил церковный музей, встретился с основателем храма Бажаевой Софией Фёдоровной. Узнал много интересного и решил поделиться своими знаниями с другими. Ведь мы должны знать свою историю, историю своего села.

Цель работы: узнать историю храма в селе Чесноковка.

Задачи:

-найти материал о первом упоминании о храме;

-посетить епархиальный музей;

-встретиться с историком епархии

Объект исследования: история храма.

Методы исследования: метод поиска информации, анализ; встреча со старожилами села, опрос.

Гипотеза: история храма связана с историей России

Теоретическая и практическая значимость.

Значимость моей исследовательской работы состоит в том, чтобы познакомить односельчан с историей храма, заинтересовать изучением истории села. Тем более, что в 2015 году нашему селу исполнилось 430 лет, Вознесенскому храму – 250 лет, а Уфимскому району - 85-лет.

1. Историческая справка. Первое упоминание о храме

Несмотря на то, что православное население стало обосновываться в пределах Уфимского края во второй половине XVI в ,следы христианской веры здесь обнаруживаются уже в VIII – X вв. Территория,занимаемая Уфимской епархией, с древних времён заселялись многими народами, которые различались не только языками,обычаями, но и происхождением. Слово Божие могло проникнуть сюда из Византии и других стран Востока через проповедников и торговых людей, порою оседающих на жительство среди других племён. [1]

Уфимская провинция являлась убежищем раскола со времени царствования Алексея Михайловича, когда против раскольников были предприняты Правительством репрессивные меры.Охраняя и скрывая свои религиозные убеждения, раскольники старались селиться вдали от крупных административных центров ,избирая местом своего жительства леса Башкирии. Эта эмиграция раскольников из Центральной России в Уфимском крае ещё более усилилась в царствовании Петра Великого, когда гонение на раскольников увеличилось с предыдущим царствованием. Когда началось на Урале развитие горного дела, потребовалось немало рабочих рук.

На основании немногих данных (царские грамоты 1635 и 1647 гг.) в числе первых поселенцев с. Чесноковка – пришлые люди (называли их гуляющие люди, т.е. не принадлежащие хозяевам). Гуляющие люди просили Царя и Великого князя Михаила Федоровича о принятии их в число дворцовых крестьян и о поселении по реке Белой, что было дозволено. Поселения эти (Чесноковка, Красный Яр, село Богородцкое) совпадают с началом христианизации вдоль реки Уфа, Белая. [2]

История села Чесноковка Уфимского района Республики Башкортостан тесно связана с историей Успенского мужского монастыря, старейшего из уфимских собратьев. Он был основан ещё в конце XVI века,и одно из первых сообщений о нём в письменных источниках относится к 1598 году, началу правления царя Бориса Годунова, упомянувшего в одной из своих царских грамот обитель. Монастырь был достаточно богатым: ему принадлежали обширные земли вблизи Уфы и крестьянские дворы. Наибольшего расцвета монастырь достиг в XVIII веке при архимандрите Лаврентии, обладавшем, судя по письменным источникам, незаурядным и организаторскими способностями. Монастырю к этому времени принадлежали немалые земли: до 200 десятин, приписаны 300 крестьянских дворов. Монастырскими, т.е. приписанными к Успенскому монастырю, являлись тогда сёла Чесноковка и Дуваней (Монастырский ). К нему приписаны и богатые рыбные ловли по реке Белой и озеру Долгому (теперь называемому Архимандритским), находившемуся в 6 верстах от Уфы. [4]

Село упоминается как Чесноковка в 1584 году в жалованных грамотах царя. В 1764 году 17 марта впервые упоминается в записи башкир Ногайской дороги Минской волости деревни Мусиной как село Вознесенское в документе: «Рыса Абдулина товарищами башкирам той же волости, деревни Сабыровой Салиху Енышеву с товарищами о припуске их для населения по реке Чесноковке. «В связи с этим можно сделать вывод , что к 1764 году в селе была Церковь во имя Вознесения Господня, поэтому село и получило новое название, сохранившееся до 1939 года. (Первоначальное название села по фамилии первого жителя, беглого сибирского каторжника Чеснокова). На месте теперешней Чесноковки был лес,болото, как тогда называли – урема; засасывало даже коров. Гражданские власти пытались привлечь к ответственности первых поселенцев (ещё до разрешения Великим князем Михаилом Федоровичем), но архимандрит защитил их: «Они ничего против государя и власти не имеют ,занимаются крестьянским трудом, снабжают Уфу овощами, углём …., живут по – христиански, монастырь их окормляет.» Так и жили чесноковцы под покровом Успенского мужского монастыря. [3]

В 1773 – 1775 гг. село в гуще событий Крестьянской войны под руководством Е. И. Пугачёва. Оно явилось крупным центром ,который способствовал сплочению сил и координации действий восставших на территории Урала и Сибири. Руководство было поручено атаману Ивану Никифоровичу Зарубину – Чике. Его с 12-титысячной армией население Чесноковки встретило хлебом - солью. Активное участие в размещении повстанцев на Чесноковской горе приняли сыновья священника (вольнодумцы), а сам он (священник) принимал участие в присяге жителей села «ожившему» Петру III (Е. Пугачёву). Позднее отец, сыновья и выборный села были наказаны: выборный, встречавший хлебом-солью восставших, был повешен, сыновья священника отправлены в Сибирь на каторгу, а священник лишён сана. Дом священника, в котором был штаб Чики Зарубина, стоит до сих пор (ул. Воровского -13).

Построенная в 1795 году деревянная церковь пришла в ветхость . В 1894 году иждивением прихожан и местного церковного попечительства построена новая деревянная церковь. Освящена 12.09. 1894 г. [1]

Село было богатое, строения двухэтажные. В 1852 году под пашней находилось 1528 десятин земли, сенного покоса 390 десятин. В селе числилось 138 дворов, общая численность населения 787 человек. Кроме православной церкви в селе функционировало училище. В день Вознесения Господня проводились ярмарки, в которых участвовали приезжие купцы, крестьяне и горожане ближайших территорий. Имелась водяная мельница. Помимо сельского хозяйства население занималось жжением угля, пчеловодством .

В последние годы экономические условия жизни села улучшались. 1887 г –церковь, училище, две водяные мельницы. 1896 г.-церковь, хлебозапасный магазин, церковно – приходская школа, три кузницы,три бакалейных лавки, одна пивная, одна мельница, 217 дворов, 569 мужчин, 579 женщин. Площадь наделённой земли 2779 десятин.

Раскол не обошёл и Вознесенский приход. В 1897 году в селе насчитывалось 504 раскольника, а всего население Чесноковки в этот период 1198 человек. Миссионерский отдел Уфимской епархии проводил противораскольнические беседы .

« Деревянная церковь въ честь Вознесения Господня и Святителя Николая построена (вместо существовавшей съ 1795 и пришедшей отъ времени въ ветхость) въ 1984 году иждивением прихожанъ и местнаго и церковнаго попечительства. Главный храм освящён 12 сентября 1894 года. Притчъ состоит изъ священника и псаломщика, помещается въ общественныхъ домах, получает казённое жалованье 144 руб. в годъ и за требоправления 300 руб.в годъ. Пользуется церковною землёю в 34 дес. и процентами съ капитала въ 650 руб. (за вечное поминовение жертвователей сего капитала). Церковь и причтовые дома застрахованы. Церковно-приходская школа, открытая въ селе 12 октября 1883 г., помещается въ особом здании.

Приходъ состоит изъ села и 8 дер. съ 2335 д, обоего пола (1129 м. и 1206 ж.). Въ томъ числе 504 д. раскольников-поморцев.» [1]

После революции 1917 года по воспоминаниям старожилов церковь закрыли. Имущество церковное на телегах увезла советская власть и растащило местное население. Иконы не всеми уносились с благими намерениями (сжигали ). Какое-то время в церкви был склад, клуб .Потом решили переделать под школу. Хотя по данным архивного фонда Уфимского губернского статистического бюро в селе школа имела собственное здание постройки 1892 года и была в 1920 году, но никто из местных жителей её не помнит. Все в один голос говорят: церковь хотели приспособить под школу, сделали перегородки, поделили на классы, но занятия не успели начать, т.к. в сентябре 1932 года сгорела церковь и 43 дома. Пожар начался от искры (при топке печи ), попавшей на соломенную крышу соседнего дома, т. к. был очень сильный ветер. На месте храма и сгоревших домов со времени пожара был пустырь до 1986 года.Теперь на этом месте расположены жилые дома МК 111 по улице Молодёжной и современное здание детского сада «Берёзка».

В 1998 году по инициативе заинтересованных лиц на собрании приняли решение воссоздать в селе храм. Земляные работы начались 26 июля 2003 года. 15 января 2005 года подняли купола.

2. Хронология строительства

1764 год – первое упоминание о храме

1894 год – построено новое здание храма

1917 год – храм закрыли

1932 год –храм сгорел

1998 год – принято решение воссоздать храм

26 июня 2003 года начались земляные работы

15 января 2005 года подняли купола

2005 год. Освящение фундамента архиепископом Никоном, протоиереем Феодором, диаконом Василием (ныне епископ Стерлитамакский и Кумертауский)

7 января 2008 год – первая литургия в построенном храме

3. Священники

2005 год. Окормляющий отец Феодор Галкин
2008 год. Настоятель отец Дионисий (Долженко) Соборов
июль 2010 года. Окормляющий отец Олег Самойлов
декабрь 2010 года. Настоятель отец Дионисий Маринов
2011 год. Настоятель отец Андрей Зуев
2013 год. Настоятель отец Вячеслав Архангельский

4. Крестный ход

К 250-летию храма Вознесения Господня села Чесноковка Уфимского района совершён крестный ход 12 сентября 2015 года. Путь: от храма по улице Школьной, поворот от школы налево до детского сада, который построен на месте сгоревшей церкви в 1932 году, затем к дому священника, где проходили занятия воскресной школы до революции; оттуда к медицинскому пункту, где размещалось кладбище и возвратились в храм. Там, где раньше стояла церковь, церковно-приходская школа, на месте захоронений отслужили молебен и литию. Весь путь пели молитвы, шли с хоругвиями, иконами. Это был первый крестный ход после революции.

Заключение

Найденным материалом я поделился с учащимися нашей школы, с родителями на собрании, выступил перед учащимися воскресной школы. А также моей работой заинтересовались в редакции «Уфимские нивы». Она напечатана в газете. Моя работа была также представлена на V епархиальных Табынских чтениях, которые прошли 19 ноября в городе Уфе.

Изучив материалы по теме исследовательской работы, я убедился, что был прав. История храма тесно связана с историей России.

На Руси было много монастырей, храмов до XVIII века. Они процветали. В любом, даже самом маленьком, селе стоял храм или часовня. После революции 1917 года храмы разрушались. А теперь строятся новые и восстанавливаются старые храмы, как у нас в Чесноковке.

История нашего села и храма Вознесения Господня связана с восстанием Пугачёва. Это всё отражено в моей работе.

Дорога к храму открыта. Мы надеемся, что по ней будут ходить не только верующие, но и люди, у которых пропала вера в будущее.

Приложение 1

Приложение 2

Наши священники

Отец Феодор Галкин со строителями

Отец Дионисий Соборов (Долженко)

Отец Дионисий Маринов

Отец Андрей Зуев

Отец Вячеслав Архангельский

Петров день. После молебна полёт над Чесноковкой и Уфой для их освящения. Инициатива о. Дионисия

Наши батюшки любят детей

Первый крестный ход после революции

Церковный музей

Этапы строительства

Встреча со старожилами села

Сохранившийся дом священника, где находился штаб Чики Зарубина

Выступления перед односельчанами

IMG_20151122_120316


Библиографическая ссылка

Архангельский И.В. Храм Вознесения Господня // История родного края. – 2020. – № 4.;
URL: http://historyland.ru/ru/article/view?id=249 (дата обращения: 09.03.2021).