Научный журнал для школьников
История родного края

Все начинается со школьного звонка...

Короткова В.Г. 1
1 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия № 1 г. Рузы"
школа
экспозиция
ученик
учителя
школьный театр
команда квн
история
1. Материалы Рузского архива.
2. Школьный архив: документы, книги приказов, фотографии.
3. Школьная экспозиция, посвященная 100-летию МАОУ «Гимназии № 1 г. Рузы».
4. http://ruza-gimnazia.ru/

I. Введение.

Актуальность моей исследовательской работы связана, в первую очередь, со знаменательной датой - 100-летием деятельности нашей школы (2017 год). Во-вторых, по моему мнению, и обучающиеся, и родители должны знать историю школы, в которой когда-то учились они, теперь учатся их дети. Зачем? А затем, чтобы иметь чёткое представление о самой школе. Более половиныинформации о школе можно получить, зная ее историю.Школа – это наш второй дом, где мы проводим немалую часть времени. Здесь мы получаем не только знания по всем предметам, но и встречаем новых друзей, нас учат добру и справедливости, у нас развивают творческие способности.

Тема истории нашей школы интересна тем, что она мало изучена. Мне, выпускницы школы, хочется узнать,какой была школа в прошлом. Я решила углубиться в изучение истории школы.

Объект исследования: история развития муниципального автономного общеобразовательного учреждение «Гимназия № 1 г. Рузы».

Предмет исследования: музейная экспозиция, посвященная истории школы.

Целью исследовательской работы является изучение истории школы, в которой я учусь по школьной историко-краеведческой экспозиции

Задачи:

1. Собрать и проанализировать имеющиеся источники информации.

2.Проследить историю развития школы от начала ее становления до наших дней.

3. Взять интервью у идейного создателя школьной экспозиции.

4. Взять интервью у руководителей школьного театра.

5. Систематизировать и обобщить полученный материал

В ходе реализации цели и задач, я использовала следующие методы:

- теоретический анализ и обобщение документов из школьного архива;

- эмпирический метод для изучения конкретных исторических фактов;

- теоретический метод исследования позволил производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения;

- метод интервьюирования;

- обработка полученной информации сравнительно – аналитическим методом.

Научная новизна нашей работы состоит в том, что до сегодняшнего дня никто не занимался поиском, изучением и обобщением данных по истории школы с 1917 по 2019 г.

Мое исследование, имеетпрактическую значимость. Собранный материал будет использоваться во внеклассной работе и поможет обучающимся больше узнать об истории своей школы. А также для проведения экскурсии по школьной композиции, посвященной 100-летию гимназии.

II. Все начинается со школьного звонка…

В канун юбилея школы педагогический коллектив вместе со старшеклассниками приступили к созданию экспозиции, посвященной истории школы. Работа была трудоемкой, но игра стоила свеч. Мы ученики с интересом рассматриваем фотографии: находим на них своих родителей, бабушек, дедушек и других родственников. По этой экспозиции я и хочу провести экскурсию (приложение 1, 2, 3).

Но вначале я побеседовала с идейных вдохновителей, а можно сказать автором этого мини-музея истории школы Сапегиной Аллой Борисовной.

2.1. Как все начиналось…

Беседуя с заместителем директора по методической работе Сапегиной Аллой Борисовной, я узнала о том, как была открыта первая школа в городе Рузе.

14 декабря (1 декабря по старому стилю) 1917 года – нарком просвещения А. В. Луначарского дал согласие на открытие в городе Рузе средней школы на базе высшего начального училища. Первым директором школы-гимназии был Николай Александрович Бонковский.

Октябрь 1918 года – вышел декрет ВЦИК(а) о школе. Наша школа стала именоваться: 1-я Советская школа II ступени г. Рузы Московской губернии. Управлялась учебным комитетом и школьным Советом во главе с Николаем Алексеевичем Прытковым и Александром Сергеевичем Соколовым.

28 марта 1920 года – в школе появилась первая в уезде комсомольская организация. Май 1920 года – школа стала носить имя В. И. Ленина.

Июнь 1920 года – первый выпуск школы. 16 выпускников получили свидетельство об окончание 1-й Советской школы II ступени им. В. И. Ленина.

Май 1922 года – в школе организовалась пионерская организация (принято в пионеры 15 учащихся).

30-е годы – наша школа выполняла огромную роль в деле воспитания подрастающего поколения. Учителя и учащиеся активно участвовали в коллективизации.

Грозные 40-е годы – выпускники нашей школы ушли на фронт, многие из них не вернулись, отдав свои жизни за Родину. Три месяца хозяйничали в Рузе оккупанты. Школа была разрушена. Остались лишь основы школьных зданий. Отопительная система была сильно повреждена, стекла выбиты. Мебель и учебные пособия сожжены. Под руководством директора Людмилы Ивановны Китаевой учителя восстановили свою школу.

50-е годы – наша школа выпустила 800 учеников. Из них 35 были награждены золотыми и серебряными медалями.

В 60-70-х годах – школа стала работать в лучших условиях: с 1961 года – в четырехэтажном здании (вместе с интернатом), с 1966 года – в новом типовом (где сейчас школа №2) и в 1979 году переехали в современное здание.

С 1970 года – школа перешла на кабинетную систему обучения.

90-е годы – в школе появились классы с углубленным изучением предметов гуманитарного и математического циклов.

1996 год – два седьмых класса получили статус гимназических. Организованы также прогимназические классы.

По итогам 1996/97 и 1997/98 учебных годов наша школа стала победителем всероссийского конкурса «Школа-97» и «Школа-98» получила звание «Школа года-97» и «Школа года-98».

В 1997/98 учебном году выросло число гимназических классов и организованы классы по обучению детей шестилетнего возраста.

В 2001 году было введено профильное обучение старших классов.

В 2003 году школа получила статус гимназии.

Руководителями нашей школы были: Николай Алексеевич Прытков, Клавдия Алексеевна Кашенкова, Василий Николаевич Мороз, Людмила Ивановна Китаева, Израиль Аронович Айнбиндер, Елена Семеновна Тарасова, Валентина Николаевна Солянина, Нина Дмитриевна Гудкова, Инна Николаевна Голенева, Евгения Александровна Медведева, Маргарита Константиновна Китаева, Татьяна Викторовна Чуваева [3]

2.2. Если вы есть, будьте первыми… (приложение 2)

После беседы я с трепетом прихожу в зал и совсем по-другому всматриваюсь в лица учителей, учеников… Моя экскурсия начинается с первого стенда «Если вы есть, будьте первыми…». Стенд содержит следующую информацию о первых учителях школы:

«В 1899 году в городе было две 3-х классных начальных церковно-приходских школы и Высшее начальное (4-х классное) городское училище. 80 % жителей были неграмотны. Немногие посещали библиотеку-читальню на Городке.

Учителя города Рузы мечтали об учреждении гимназии в городе и писали прошение на имя министра просвещения Мануйлова. Он обещал содействовать, но не успел – грянула Первая мировая война, а затем революция.

Прытков Николай Алексеевич (1890-1954) – один из основателей нашей школы, директор с 1917 по 1933 годы, учитель истории, психологии и логики. Энергичный, талантливый педагог, умел увлечь своим предметом детей, водил в дальние походы, прививал любовь к искусству, культуре. В дальнейшем стал преподавателем в военной академии имени Жуковского. Связь со школой поддерживал до конца своих дней.

Дмитриевская Зинаида Сергеевна (1894-1969) была высокообразованным человеком. Окончив начальное женское училище в Рузе как одна из лучших учениц была определена в Московский Елизаветинский институт. В 1914 году направлена на работу в родное училище. Преподавала французский и немецкий языки. В нашей школе трудилась с 1925 по 1960 год. За многолетний безупречный труд награждена орденом Ленина и медалями.

Игнатьева Софья Ивановна (1880-1966) 58 лет была учительницей в нашем городе, из них 31 год в Рузской средней школе. Получила образование в Московском Мариинском училище для бедных. С 1925 года стала учительнице русского и немецкого языка в нашей школе. Она отдавала себя всецело школе, ученикам. Помогала чем могла людям. Иного она не знала. За свой подвижнический труд награждена орденом Ленина, медалью «За доблестный труд».

Соколов Александр Сергеевич (1890-1966) – один из основателей нашей школы. Делу просвещения отдал 50 лет своей жизни. Окончил Московскую духовную академию, отделение русского языка и литературы, которые преподавал с 1917 по 1964 год. Его труд отмечен орденом Ленина и тремя медалями. Заложил театральные традиции в школе, руководил драматическим кружком. Его отличала любовь к книгам, которые он покупал в большом количестве и дарил детям.

Тарасов Семен Михайлович (1879-1959), окончил частное музыкальное училище Светловской в Москве, с 1907 года стал учителем музыки в Рузе. В Рузской средней школе работал с 1917 по 1951 год. Под его руководством был создан один из лучших школьных четырехголосных хоров, в котором выступали и ученики, и педагоги. Песни формировали высокие гражданские чувства. Две дочери Семена Михайловича стали учителями нашей школы.

В апреле 1920 года республика Советов отмечала 50-летие В.И. Ленина (невзирая на его протесты), и в эти дни в коллективе учителей и учащихся зародилась дерзкая мысль – просить уездный съезд Советов, что бы он ходатайствовал перед Московским губернским съездом о присвоении школе имени Ленина. Просьба коллектива была удовлетворена, и с мая 1920 года, еще при жизни Владимира Ильича, наша школа стала носить его имя.

25 января 1924 года делегация от Рузы направилась проститься с Лениным. От школы везли венок, сделанный руками учеников [2].

2.3. Мы молодая гвардия рабочих и крестьян (приложение 2)

Я перехожу от стенда к стенду и узнаю о дальнейшей истории школы: «Весной 1919 года в школе стала создаваться комсомольская организация. Через год в ней состояло 12 человек. Первым секретарем комсомольской ячейки был Крылов Иван. Комсомольцы добровольно уходили в ряды Красной Армии, а оставшиеся вели борьбу с контрреволюцией.

В мае 1922 года были приняты в пионеры многие учащиеся школ города Рузы. Одна из первых пионеров Валентина Сергеевна Земскова. К 1924 году в школе было уже 4 пионерских отряда. Вспоминает Кормилицын Петр: «В 1922 году нас выпускалось всего 17 человек. Жажда знаний была огромная. Учебники и тетради были огромной редкостью, кабинетов и приборов для опытов не было, но учителя старались дать нам прочные знания». Обучение школьников велось в две смены, наполняемость классов была очень высока. Учителям приходилось за перемены переходить из одного учебного здания в другое, переносить с собой учебные пособия. Но желание детей учится искупало все неудобства… А самой популярной профессией у выпускников была профессия учитель [2].

2.4. В буднях великих строек (приложение 2)

В 30-е годы, школа как вся страна, жила духом стахановского движения. Строились гиганты советской индустрии, возводились гидроэлектростанции. Вчерашние школьники мечтали стать авиаконструкторами, инженерами, агрономами, врачами, военными. По-прежнему многие выпускники выбирали профессию учителя, осознавая значимость образования для будущего страны. Одним из лучших классных руководителей в то время была Юшенкова Александра Семеновна, учитель русского языка и литературы. Учеников поражала её пунктуальность, трудолюбие, она была человеком слова, глубоко порядочным, строгим, но справедливым учителем.

Тарасова Елена Семеновна вспоминает об этом времени: «Это было трудное время, работали мы с огромным энтузиазмом, бескорыстно, терпеливо переносили трудности, много времени проводили в колхозах: разъясняли людям политику партии, обеспечивали своевременное выполнение сельхозработ». Елена Семеновна пошла по стопам своего отца Тарасова С.М., с 1961 по 1968 директор школы. На это время выпало строительство нового здания школы. За свой труд была награждена орденом «Знак Почета», 6 медалями, она Отличник просвещения [2].

2.5. «…и пали те, которые рождаются раз в поколение» (приложение 2)

Из воспоминаний учительницы Извековой М.П.: «Вспоминаю 18 июня 1941 года. В школе был выпускной вечер. Веселились, провожали в жизнь своих воспитанников. Были у них свои мечты, надежды, желания. Могли ли в этот вечер думать, что наши мальчики прощались с жизнью и никогда не вернутся в родной город? Погибли Сватов Павел, Маралин Дмитрий, Гвоздев Сергей, Валуев Алексей…Из глубокой памяти моей они встают живыми, красивыми, целеустремленными. Не пришли с войны учителя нашей школы: Сумкин С.И., Пахолко А.Ф…. День Победы забыть нельзя, невозможно. 4 часа утра 9 мая 1945 года, местное радио передавало экстренное сообщение: «Слушайте все. Советский народ одержал Победу в Великой Отечественной войне, враг разбит, в Берлине подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии, война кончилась». Очень трудно передать состояние людей в те минуты. 5 часов утра 9 мая. Помню, кто-то из учащихся сказал: «Будем мыть школу, что бы не было фашистского духа, а потом идем в лес за цветками». Так и сделали. Весна 1945 года была изумительно красива: ранняя, теплая, зеленая с изобилием цветов. На городской площади митинг. Пришли все люди города и ближайших деревень: «Слушайте все. Слушайте правительственное сообщение. Война кончилась». И в эти минуты все смешалось: и великое счастье, и великая радость, и безутешные слезы и горе» [2].

2.6. Стало быть, так и выходит: всё что мы делаем, нужно (приложение 2)

В 50-е годы особую роль играет политехническое обучение, этого требовала экономика нашей страны, были нужны квалифицированные кадры. Учебные кабинеты пополняются новыми пособиями и приборами. Кабинеты физики, биологии и химии оборудуются всем необходимым, чтобы вести многочисленные опыты. Часть приборов изготавливалась самими учащимися. Работами радиотехнический и электротехнический кружки, ребята научились делать электропроводку, устранять те или иные дефекты в радиосети. Под руководством педагога Геннадия Михайловича Балина старшеклассники смонтировали электроветровую станцию, которая давала школе ток, создали радиоузел.

Китаева Людмила Ивановна (1914-1975) более 20 лет трудилась в нашей школе учителем математики и директором. В.Н. Солянина вспоминала: «Людмила Ивановна не просто давала нам знания, а учила любить математику. Она прекрасно знала свой предмет, была эрудированна в литературе, страстно любили театр, туризм. Весь пыл в сердце отдавала ученикам, друзьям, коллегам, была человеком кристальной чистоты, простым, скромным, отзывчивым человеком». Китаева Л.И. награждена орденом Знак Почета, ей присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР».

Лобанова Нина Дмитриевна с 1951 по 1976 работала в нашей школе учителем химии и биологии, была завучем. Нина Дмитриевна стала наставником молодых учителей, надежным другом учеников на долгие годы.

Гармонова Анна Ефимовна (1918-1997) одна из лучших учительниц начальных классов. С 1947 по 1975 работала в нашей школе. Анна Ефимовна, Отличник просвещения РСФСР, награждена медалями: «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны», «За трудовое отличие», «Ветеран труда», «800-летия Москвы» [2].

2.7. Время выбрало вас зажигать души-свечи (приложение 2)

В 60-е годы главными событиями в жизни школы стало строительство двух новых учебных зданий: так, наряду с Рузской средней школой им. Ленина в городе появились Рузская восьмилетняя и Рузская школа-интернат. Педагоги должны были сделать выбор, в каком из коллективов продолжить работу. Но традиции, заложенные предыдущими поколениями, стали связующим звеном, а ученики восьмилетки продолжили обучение в старших классах школы имени Ленина, и она также становилась им родной. Обихаживали, обживали школу вместе, всем миром, благо жили и крепли заложенные полсотни лет назад традиции, были закаленные, мудры и сильны учителя, среди которых немало фронтовиков и молодой учительской поросли, готовой к смелым начинаниям виделась и учащаяся молодежь… [2]

2.8. Волшебный мир театра (приложение 2)

Из письма Некрасовой Галины. Выпуск 1965 года. «Театр. О волшебный мир! Какое счастье выпало нам, тогдашним девчонкам и мальчишкам, что у нас в школе стали устраиваться литературные вечера! Что у нас в школе был человек, влюбленный в театр, это Вы, дорогая Елизавета Ивановна. Нижайший Вам поклон за то, что Вы сделали для нас, большое спасибо, что не щадили себя, что вложили в нас эту любовь к прекрасному! Это теперь не только в нас, но и в наших детях» [2].

Я встретилась с Ириной Вячеславовной Селиверстовой, которая согласилась поделиться со мной своими воспоминаниями о работе нашего школьного театра. Она рассказала об истории создания школьного театра: «Все начиналось с небольших литературно-музыкальных композиций. Помню вместе со старшеклассниками мы тогда ставили отдельные сцены из произведений, например, из повести Александра Куприна «Гранатовый браслет», так же у нас была литературно-музыкальная композиция по Ивану Сергеевичу Тургеневу. Наконец, уже в 2000-х годах это были сценки, поставленные специально для Гимназического бала. Пришло время я решила попробовать поставить полноценный спектакль. Первой нашей постановкой была «Сказка о потерянном времени» по Евгению Шварцу. Детям очень понравилось.

Следующим нашем спектаклем была «Ночь перед Рождеством» по повести Николая Васильевича Гоголя. Здесь в работу нашей театральной студии, которая получила название «Волшебная рампа», начали подключаться и родители "актеров", ведь для этой постановки требовались костюмы, даже достаточно серьезные костюмы. Некоторые родители сами шили своим детям даже парики. Декорации к нашим постановкам и по сей день хранятся в костюмерной комнате школы!

Так же хочу сказать, что все спектакли, начиная с «Ночь перед Рождеством», музыкальные, танцевальные. Да, одна я такое не осилила бы, поэтому в работу нашего кружка стали подключаться хореограф и учитель музыки - Березкина Валентина Витальевна. Я почувствовала в себе силы и желание заниматься школьным театром!

И вот однажды, я нашла интереснейший спектакль «Золушка» в стихах, и мы с моими ребятами решили замахнуться аж на мюзикл! Мюзикл «Золушка» получился фантастическим, с потрясающими костюмами, завораживающими танцами и песнями (приложение 3).

В постановке, как и в настоящем спектакле, были дублеры! Всегда было два состава, во-первых, для того, чтобы больше ребят смогли показать себя в главной роли, а во-вторых, всякое бывает, так сказать. В наших постановках мы использовали различные фишки из одноименных кинофильмов и мультфильмов. Зрителям это очень нравилось! Так же мы практиковали интерактив с залом. Иногда актеры даже растворялись в зрителях, тем самым вовлекая их во все происходящее.

И вот нашей последней постановкой была «Волшебная лампа Аладина» [4]. Костюмы к спектаклю по арабской народной сказке шились уже не родителями, а в ателье!» (приложение 4, 5)

Ирина Вячеславовна надеется вновь вернуться к любимому занятию и возродить школьный театр «Волшебная рампа».

Я встретилась с Мариной Васильевной Ветлянских, которая стояла у истока зарождения школьного театра. Она рассказала, что однажды, став классным руководителем и посмотрев на своих воспитанников поняла, что хочет вести этих детей, потому что в глазах у них огонь! И уже сразу знала, что будет с ними заниматься театром. Традиция занятия любительским театром уже давно была сформирована. В конце 90-х мы поставили множество разных спектаклей, в том числе по И. А. Тургеневу, М. Булгакову, А. С. Пушкин, а также вечер, посвящённый поэзии Серебряного Века. Подобные вечера проводили не только в стенах родной школы, но и в кинотеатре, доме культуры и библиотеки города Рузы. Это были целые театрализованные гостиные с чайными сервизами, свечами. Все гости сидели за столами, а ребята, одетые в костюмы соответствующей эпохи, обслуживали и буквально парили между столами. Декорациями тоже занимались сами, дети даже рисовали большие портеры Анны Ахматовой, Сергея Есенина и т.д. Потом начали заниматься постановками больших спектаклей. Они получались сборными. Например, для постановки пьесы по Булгакову нам пришлось соединить несколько его рассказов, для того, чтоб показать разные точки зрения офицеров на меняющуюся власть.

Ребята в спектаклях и пели, и танцевали, и даже играли на музыкальных инструментах. Для нас театр был объединением старшеклассников, местом творчества. Артисты просто зачаровывали зрителя своим мастерством.

И вот наша крайняя постановка была по произведению М. Булгакова «Собачье сердце». Постановка была в стихах, которые я писала сама. На спектакль пришли не только ученики и учителя нашей школы, но и гости и даже бывшие ученики школы!

И вот однажды, когда Марина Васильевна попросила всех актёров собраться - никто не пришёл, и традиция прервалась. Но продолжили её ребята, у которых она стала классным руководителем уже в начале 2000-х. И на самый грандиозный вечер был по Марине Цветаевой. Все были просто в восторге!

Марина Васильевна и Ирина Вячеславовна искренне хотят возродить эту традицию и очень скучают по тем временам.

2.9. Команда молодости нашей (приложение2)

Старшеклассникам 70-х повезло: это время было отмечено выдающимися достижениями советских спортсменов – гимнастов, фигуристов, лыжников. Наши выпускники строили БАМ, поднимали сельское хозяйство, воевали в Афганистане, профессия военного была одной из самых популярных у парней. Многие становились врачами, учителями, технологами в легкой и пищевой промышленности, инженерами. Всех объединяло желание принести пользу Родине [2].

2.10. Наш маленький плот вовсе не так уж плох (приложение 2)

Вначале 80-х учащиеся и педагоги обживали новое школьное здание. В 80-90-е г. в школу пришла информатика, появился первый компьютерный класс, в котором занимались не только ученики гимназии, но и старшеклассники школ района. Перестройка импонировала демократическим традициям школы. Последний раз давали торжественное обещание юные пионеры весной 1991, а первого сентября отряды были распущены. Такая же участь ожидала и комсомольскую организация. Но школа продолжала качественно учить детей, школьный совет старшеклассников организовывал фестивали, вечера, смотри стоя и песни, конкурсы, линейки памяти и спортивные состязания. Школьную жизнь озаряли яркие спектакли. Стремление глубже изучить гуманитарные предметы породило создание гимназических классов, изменения статуса школы. В учебных программах появилось по два иностранных языка, факультативы углубляли и расширяли знания учащихся. В конце 90-х в районе зародилось КВНовское движение [2].

Я встретилась с Аллой Борисовной Сапегиной для того, чтобы узнать, как появилась знаменитая школьная команда КВНа «Адамовичи». Она рассказала, что команда КВН начала свой путь в 1997 году, организатором которой была Ившина Наталья Павловна. Она проводила первые игры с ребятами. Свою команду они назвали «Новые Рузские старшеклассники». Но в 1998 году Татьяна Константинова Лысенко, Татьяна Викторовна Чуваева, а также и Алла Борисовна, - организовали команду, которая получила название «Адамычи». В одном из выступлений они обосновали это название тем, что все произошли от обезьян, а мы произошли от Адама. Возник первый состав, так сказать, «звёздный». Команда была достаточно большая, там было около 20 человек, но по условиям надо было выставлять ограниченное количество ребят, и команда обходила эти «острые углы» тем, что заявка подавалась на одно количество, а в действительности же на сцену выходило гораздо больше участников, но в маленьких эпизодах, потому что, всем хотелось засветиться. Ребята были из разных классов, разных возрастов. Самый молодой их них был семиклассник - Костя Тимаков, он за время существования команды «Адамычи» выходил на сцену рекордные 8 раз, у него было самое большое количество выступлений в команде.

Команда стала участником областного КВН – получила колоссальный опыт, потому что, те, кто проводили тренинги, мастер классы – были команды из высшей лиги. Они от сматривали выступления, после чего проходило обсуждение, конечно же они давали советы – это было невероятно полезно. Сложность выступлений заключалась в том, наша команда была школьной, а приходилось играть против студентов и взрослых. Члены жюри описали нашу команду, как «добрая сказка», потому что в силу возраста участников нашей команды, мы не могли позволить себе шутки определенного характера, поэтому мы были скромной, мягкой и доброй командой.

Первое время мы очень любили костюмы, декорации, ширмы. Обычный выезд на игру сопровождался вагоном и маленькой тележкой инвентаря. Но постепенно, мы, всё-таки, пришли к выводу, что можно играть в какой-то одной форме и все зависит от актёрского мастерства. Хотя, и в конце существования команды мы прибегали к костюмам. Один из талантливейших игроков нашей команды, Женя Балабоновский, был замечен известным юмористом - Гариком Бульдогом Харламовым. Он участвовал в одной из игр, где выступала команда, где начинал свой путь. Они приехали в Рузу, были членами жюри, и отметили насколько был талантливым и способным этот молодой человек. Он блистательно сыграл Верку Сердючку, да так, что он уложил членов жюри в невероятном хохоте. Женя поступил в институт, и первое, что он сделал – нашёл команду КВН. Изначально он пошёл туда, как участник, потом уже - как руководитель, а сейчас он профессиональный шоумен, и зарабатывает себе на жизнь именно этим. Поэтому, для кого-то, наша команда дала старт в большую жизнь.

Завершающий аккорд существования команды «Адамычи» - был 2005 год. В её составе были настоящие артисты и энтузиасты, такие как – Паша Волков, Стас Зуев, Маша Бессмертных, с великолепными голосами, с потрясающими актерскими способностями, умением владеть зрительным залом. Они «рвали» всех. Мы играли с командами ВУЗов и победили, после чего участники школьной команды города Можайск вызвали нас на поединок. Мы позвали их на своё «поле», и обыграли в одни «ворота». На репетициях, которые проходили на каникулах, появилась возможность приобрести общую форму, были куплены ХБшные майки, практически за копейки, белые блузки и рубашки нашлись, практически, у всех, так же, как и черные брюки. Еще, была традиция, когда кто-то уходил во взрослую жизнь, получая аттестат, члены команды дарили футболку со снимком всей КВНовской команды, а оставшиеся участники обязательно готовили фрагмент последнего звонка, где были напутственные слова с приколами.

Мы перестали играть по нескольким причинам. Во-первых, на «нет» сходила сама районная игра, потому что большую роль играло отношение районных властей к этим играм. Александр Петрович Дмитрук был заместителем главы района, и он был очень заинтересован, чтобы эти игры существовали, поэтому они ежегодно проводились, иногда это было две игры за сезон, потому что одна игра была посвящена дню смеха – 1 апреля, другая - ко дню рождения КВН, и была активная поддержка со стороны администрации. Потом, со сменой руководства, КВН перестал пользоваться популярностью. После чего, когда был введён ЕГЭ, участники команд стали серьёзно готовится к экзаменам, и попросту не хватало времени и сил на репетиции и подготовку.

2.11. Не стоит прогибаться под изменчивый мир (приложение 2)

2000-е годы в жизни школы отмечены получением статуса гимназии, что стало продолжением традиции широкого гуманитарного образования. Ежегодно на районной церемонии вручения золотых и серебряных медалей команда гимназистов самая многочисленная. В 2006 году гимназия признана победителем ПНПО «Образование» и получила грант Президента РФ. В 2010 признана лучшей школой Подмосковья. Громкими победами отмечена спортивная жизнь гимназии. Появилась новые спортивные секции, бальные танцы. Продолжалась яркая театральная традиция, непобедимой стала команда КВН «Адамычи». Преобразилась и сама гимназия, пережив капитальный ремонт. Много сил и фантазии отдано на благо родного дома: появились уютные уголки, достойный восхищения актовый зал. К юбилею Победы открыт Зал Воинской Славы.

Сегодня как никогда, повышается интерес людей к своему прошлому,к истории народа,своего рода, истории дома, предприятия. Разыскиваются архивные материалы, собираются воспоминания очевидцев» [2].

Подошла к концу моя экскурсия. Но я хочу сказать, что 15 декабря 2017 года школьная экспозиция, посвященная юбилею гимназии, была открыта. В этот день в школе было много друзей, выпускников, гостей и каждый нашел маленькую частичку своей школьной жизни. Все с интересом рассматривали фотографии, а кто-то решился присесть за школьную парту.

Я считаю, что вся наша история, а в конкретном случае, история школы – это память. Память – это то, что живёт в веках, передаётся от поколения к поколению. Хранить память, знать историю – наш нравственный долг перед самими собой и перед будущим поколением. Мне было интересно рассматривать старинные чёрно-белые фотографии. Именно в них сохранена память.

II. Заключение.

Завершая работу над исследованием, я поняла, что задача каждого ученика и учителя школы состоит в сохранении истории, почитании славного прошлого и его преумножения.

Проведя исследовательскую работу, я пришла к выводам:

- историю родной школы надо знать обязательно – это главная составляющая истории своей малой Родины;

- я обобщила материал об истории школы и рекомендовала его для проведения экскурсий по школьной экспозиции;

- считаю, что наша школа является родником культуры, т.к. каждое новое поколение, обращаясь к культурному наследию предшественников, непременно возьмет его с собой в будущее.

Школа во все времена была и остается основным центром духовного и культурного воспитания детей, а через детей и их родителей, которые, в большинстве своем, учились в нашей школе.

Любовь к школе, к её прошлому и настоящему, уважение к людям, работающим в родной школе, восхищение талантами учеников и учителей, боль сопереживания – это то, что составляет чувство гордости за свою школу.

Приложение 1.

Монтирование юбилейной экспозиции. Фотографии из архива школы

Приложение 2.

Фотографии школьной экспозиции

Приложение 3.

Фотографии из архива Селиверстовой Ирины Вячеславовны.

Приложение 4

Фотографии со спектакля «Волшебная лампа Алладина»

Приложение 5

Статья газеты «Красное знамя».


Библиографическая ссылка

Короткова В.Г. Все начинается со школьного звонка... // История родного края. – 2020. – № 4.;
URL: http://historyland.ru/ru/article/view?id=265 (дата обращения: 09.03.2021).