Научный журнал для школьников
История родного края

Под блеск Андреевского флага Победа русских сыновей Вела пленённую эскадру Турецких вражьих кораблей!..

Смирнова Е.С. 1
1 МАОУ "Гимназия № 1 г. Рузы"
создание военно-морских символов
«главный» корабль
ф. ушаков
«святой павел»
1. Адмирал Ушаков: письма, записки. – М.: Воениздат, 2004. – 463 с. ил. (Редкая книга).
2. «Адмирал Ушаков: флотоводец – святой праведный воин» Доценко В. Д., Макарова С. И. (изучение жизни и флотоводческой деятельности в документах, фотографиях, иллюстрациях)
3. Ганичев В.Н. Адмирал Ушаков. Жизнь замечательных людей. - М., 1990.
4. Звягин Виктор Адмирал Ушаков: «Посмертная судьба» остан-ков https://mroc.pravobraz.ru/zvyagin-viktor-nikolaevich-admiral-ushakov-posmertnaya-sudba-ostankov/
5. Карпухин П. А. Непобедимый адмирал: святой праведный воин Феодор Ушаков http://russgreecefest.com/holy_righteous_warrior_feodor_ushakov
6. Мордвинов Р. Н. Флотоводческое искусство адмирала Ф.Ф. Ушакова https://flot.com/history/b-ushakov.htm
7. Овчинников В. Д. «Святой адмирал Ушаков (1745-1817) Исто-рическое повествование о земном пути святого праведного воина». - М.: МГФ «Ветеран Москвы». 2001. - 376 с.: ил.
8. Овчинников В. Д. «Адмирал Федор Ушаков - святой правед-ный воин». – 3-е изд., испр. И доп. – Ярославль: ООО «Академия 76», 2016. – 653 с.: 32 с. ил.
9. Овчинников В.Д. Святой адмирал Ушаков. Заключение экспертной группы отдела идентификации личности и российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ о результатах исследования останков адмирала Ф.Ф. Ушакова. М., ОЛМА-ПРЕСС, 2003. С. 499-501.
10. Звягин В. Н., Иванов Н. В., Нарина Н. В. Исследование скелета адмирала Ф. Ф. Ушакова // Судебно-медицинская экспертиза. 2002. № 2.
11. Осипова Р., Разумная А. «Святой воин» http://ruza-gimnazia.ru/index.php/issl/605-2014-10-16-13-46-43.html
12. Раковский Леонтий «Адмирал Ушаков: роман» - Москва: Вече, 2012. http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=142919&lfrom=159481197
13. Скаловский Р. К. «Жизнь адмирала Ф. Ф. Ушакова» // «Святой праведный воин Феодор Ушаков»: Сборник. - М.: Абрис, 2019. - 256 с.: ил. – (История России).
14. Стыров В. Д. «Русские флотоводцы. Адмирал Ушаков» Сбор-ник документов в 3-х томах, М., 1951-1956 гг.
15. (90 (84?)-пушечный линейный корабль «Святой Павел http://shipmodeling.uw.hu/svpavel/index.htm
16. Святой праведный воин Феодор Ушаков - один из основателей Севастополя и Черноморского флота Елена Иванова http://mycrimea.su/articles/history/ushakov/
17. История: моряки, корабли и традиции Флота http://flot.com/history/b-ushakov.htm

Паспорт проекта

 

1. Наименование проекта

«Под блеск Андреевского флага

Победа русских сыновей

Вела пленённую эскадру

Турецких вражьих кораблей!..» (Создание макетов символов «главного» корабля адмирала Российского флота Ф. Ф. Ушакова – 66-типушечного линейного корабля «Святой Павел»)

2. Руководители проекта

Ветлянских Марина Васильевна

Тугушева Елена Ивановна

3. Команда проекта

Смирнова Евгения Сергеевна

Зайцев Максим Сергеевич

Щанкина Ксения Олеговна

Ветлянских Марина Васильевна

Сапегин Юрий Владимирович

4. Срок реализации проекта

15.08 – 30.09.2019

 

5. Краткое описание проекта

(не более 0,3 страницы)

 

 

 

 

 

Исследовательский проект посвящён созданию военно-морских символов «главного» корабля Ф. Ушакова – «Святой Павел». На нём святой адмирал осуществлял командование Черноморской эскадрой во время Средиземноморского похода – заключительной морской операции в его блестящей карьере. Корабль активно участвовал во взятии до того момента неприступной крепости Корфу.

Автор разработала макеты кормового флага, гюйса, вымпела и одного из парусов, пошагово выполнила их и прикрепила к холсту с изображением именно этого корабля, отобранного им как наиболее удачного из большого количества имеющихся в разных источниках. Сам макет и съёмные символы можно использовать на красных часах и уроках мужества так, чтобы школьники, особенно младшие сами могли крепить конструктивные детали.

Методика данного исследовательского проекта подробно описана в работе и даёт возможность осуществления подобного при желании для любого возраста, начиная, думаем, с пятиклассников.

6. Цель проекта

Создание макетов символов «главного» корабля адмирала Российского флота Ф. Ф. Ушакова – 84-типушечного линейного корабля «Святой Павел»

7. Задачи проекта (не более 4-х)

1. Изучить послужной список адмирала Российского флота Ф. Ушакова.

2. Систематизировать материалы о кораблях, на которых служил Ф. Ушаков, в таблицу.

3. Ознакомиться с системой государственных символов России на разных этапах её истории, в частности, символов ВМФ России.

4. Выявить зависимость военно-морской символики кораблей Ушакова от этапов его послужного списка и карьерного роста

8. Методы реализации проекта

 

 

 

а) эмпирические:

- наблюдение (изучение теоретических и биографических сведений, истории пяти самых значимых сражений, работа со схемами, иллюстративным материалом, работа с литературными и кинематографическими источниками);

б) теоретические:

- анализ (работа с печатными источниками и иллюстративным материалом);

- сравнительный (сравнение тематически идентичных печатных и кинематографических материалов);

- отбор как результат наблюдений и анализа;

- систематизация (приведение в систему результатов исследования, оформление материалов в виде таблицы);

- интерпретация (собственное прочтение полученной информации в виде создания макета «главного» корабля адмирала Российского флота Ф. Ф. Ушакова – 84-типушечного линейного корабля «Святой Павел» - с символами и атрибутами)

9. Календарный план реализации проекта

(мер-ие, сроки, колич. показатели)

1. 15.08 – 25.08.2019 – изучение истории (боевого пути) корабля

2. 26.08 – 30.09.2019 – создание чертежей военно-морских символов корабля

3. 15.08 – 18.09.2019 – изготовление символов

4. 21.09 – 30.09.2019 – написание исследовательского проекта

10. Ожидаемые результаты

Создание презентационного материала - псевдомакета «главного» корабля адмирала Российского флота Ф. Ф. Ушакова – 84-типушечного линейного корабля «Святой Павел» и его военно-морских символов - позволит наглядно популяризировать биографию и житие адмирала Ушакова на классных часах, посвящённых героям Отечества, повысить интерес обучающихся к военной службе в армии и на флоте

11. Партнеры (название орг-ий)

ИП Власов А. В.

ИП Громова Светлана Яковлевна

Введение

Исследовательский проект «Под блеск Андреевского флага Победа русских сыновей Вела пленённую эскадру Турецких вражьих кораблей!..» (Создание макета «главного» корабля адмирала Российского флота Ф. Ф. Ушакова – 84-пушечного линейного корабля «Святой Павел») – это выражение глубочайшего уважения героям, защищавшим военные, политические и экономические интересы нашего Отечества под Андреевским флагом.

Считаем, что работа актуальна, так как в её основе лежит привлечение внимания к службе в военно-морском флоте России, наполненной особенной романтикой и притягательностью и отмеченной легендарными победами легендарных флотоводцев. Также данный исследовательский проект может развить неподдельный интерес к истории Российского государства. Немаловажным фактором нашей мотивации является и выбор героев - святого праведного воина Феодора Ушакова, адмирала флота Российского, Непобедимого, 15-тилетие общероссийской канонизации которого приходится на 2019 г., его кораблей-победителей.

Проблема, которую призван решить данный проект, заключается в необходимости обозначения причинно-следственной связи внешнего вида корабля и его назначения для создания целостного восприятия конкретной части военно-морского дела.

Объект – корабль-флагман вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова «Св. Павел», на котором 220 лет назад (!) был подписан Акт о капитуляции гарнизона неприступной крепости Корфу на Средиземном море. «Великий русский полководец А. В. Суворов, узнав об этой победе, с восторгом писал: «Ура! Русскому флоту! Я теперь говорю самому себе: зачем я не был при Корфу хотя мичманом?»

Предмет - военно-морские символы - отличительные особенности символики корабля-флагмана.

Цель исследовательского проекта:

- создание макетов символов «главного» корабля адмирала Российского флота Ф. Ф. Ушакова – 84-типушечного линейного корабля «Святой Павел».

Задачи:

- изучить послужной список адмирала Российского флота Ф. Ушакова;

- систематизировать материалы о кораблях, на которых служил Ф. Ушаков, в таблицу;

- изучить корабельные символы ВМФ России в разные исторические периоды;

- выявить зависимость военно-морской символики кораблей Ушакова от этапов его послужного списка и карьерного роста (несмотря на то, что У. никогда не был карьеристом в общепринятом – негативном – смысле этого слова, имеем в виду слова самого Ушакова о пути моряка «У моряка нет ни лёгкого пути, ни трудного пути, есть один славный путь»);

- разработать макет «главного» корабля адмирала Российского флота Ф. Ф. Ушакова – 84-типушечного линейного корабля «Святой Павел» с военно-морскими символами.

В процессе работы были использованы следующие методы:

а) эмпирические:

- наблюдение (изучение теоретических и биографических сведений, истории пяти самых значимых сражений, работа со схемами, иллюстративным материалом, работа с литературными и кинематографическими источниками);

б) теоретические:

- анализ (работа с печатными источниками и иллюстративным материалом);

- сравнительный (сравнение тематически идентичных печатных и кинематографических материалов);

- отбор как результат наблюдений и анализа;

- систематизация (приведение в систему результатов исследования, оформление материалов в виде таблицы);

- интерпретация (собственное прочтение полученной информации в виде создания макета «главного» корабля адмирала Российского флота Ф. Ф. Ушакова – 84-типушечного линейного корабля «Святой Павел» - с символами и атрибутами).

I Основная часть

1. Подготовка к освоению теоретических знаний о военно-морской символике

Биография Ф. Ушакова была изучена по книге В. Д. Овчинникова «Адмирал Федор Ушаков - святой праведный воин». Современному биографу выдающегося российского моряка удалось создать объёмный, аргументированный исторический портрет святого воина.

Для представления эпохи, в которую жил Ф. Ф. Ушаков, были проанализированы два фильма режиссёра М. Ромма: «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы» (оба 1953 г.). Авторы сценария Анатолий Виноградов и Александр Штейн достоверно передали все важные моменты военной биографии святого воина.

В качестве главного преимущества этих фильмов отмечено достойное воспроизведение батальных картин: нам представилась возможность разобраться в устройстве парусных судов и принципах ведения морских сражений с участием парусных флотов. Особое внимание мы уделили фильму о взятии крепости Корфу: именно там показан один из главных участников блестящей десантно-штурмовой операции - 84-типушечный линейный корабль «Святой Павел», на котором держал свой флаг Ф. Ушаков, командующий объединёнными военно-морскими силами в Средиземном походе 1798-1800 гг.

Нами использованы работы членов школьного краеведческого объединения «Следопыты» Осиповой Регины и Разумной Аллы, Зайцева Максима как уже адаптированные к восприятию конкретного исторического материала.

Всего при исследовании было использовано не менее 20 файлов.

2. Этапы работы

Этапы работы над проектом были следующие:

1. Изучение послужного списка адмирала Российского флота Ф. Ушакова

2. Изучение материалов о кораблях, на которых служил Ф. Ушаков, и положенных им военно-морских символов.

3. Разработка макета «главного» корабля адмирала Российского флота Ф. Ф. Ушакова – 84-пушечного линейного корабля «Святой Павел» - для выполнения практической части работы.

4. Создание парусов и военно-морских символов корабля «Святой Павел».

3. Изучение послужного списка адмирала Российского флота Ф. Ушакова

Исторический портрет святого праведного воина Феодора Ушакова, адмирала Российского флота, Непобедимого оформлен в сложный план (заимствован у Зайцева М.):

1. Влияние отеческого воспитания (1744-1761) на формирование личностных качеств и приоритетов святого праведного воина Феодора Ушакова.

2. Формирование характера и профессиональных знаний и навыков Фёдора Ушакова в процессе обучения в Морском Кадетском корпусе - истоки «подвижнических трудов в служении Отечеству и народу Божиему» (1761-1766).

3. Приобретение морской практики и становление профессиональных убеждений Фёдора Ушакова по окончании Морского Шляхетского Кадетского корпуса (1766-1783):

а) служба на галерном флоте на Балтийском и Белом морях (1766-1768) - мичман;

б) командировка в Донскую экспедицию, целью которой, вследствие разрыва отношений с Турцией, было создание Азовской флотилии, открытие порта в Таганроге (1768-1769) – наблюдение за строительством кораблей для флотилии в Воронеже, лейтенант (1769) - командование прамом - охрана от турок устья Дона;

в) защита берегов Крыма от высадок турецкой армии и возмущения татар (Азовское и Черное моря: Таганрог - Кафа (Феодосия), Балаклава (1769-1775); 1773 – участие в сражении близ Балаклавы;

в) Санкт-Петербургская корабельная команда (1775);

г) охрана русских торговых судов от пиратских действий английского флота (1776-1779) - Средиземное море - капитан-лейтенант;

д) командование Императорской яхтой (1780);

е) назначение командиром на корабль «Георгий Победоносец» (1780);

ж) Средиземное море – капитан 66-пушечного корабля «Виктор» (1781).

4. Херсон - непосредственное наблюдение за строительством кораблей Черноморской флотилии (1783-1785):

а) победа над чумой (1785) - капитан I ранга;

в) первый «свой» корабль «Святой Павел» под командой капитана 1-го ранга Ушакова швартуется в Корабельной бухте нового русского города Севастополя (1785);

г) «Тяжело в учении – легко в бою!» (морская и огневая выучка личного состава) (1785-1788).

5. «Хранить вечно!» (Новаторство морской тактики адмирала Ушакова - п. 6):

а) сражение при о. Фидониси (1788);

б) сражение в Керченском проливе (1790);

в) сражение у мыса Тендра (1788);

г) сражение у мыса Калиакрия (1788);

д) взаимодействие военно-морских сил и сухопутных войск - армии под руководством А. В. Суворова (взятие турецкой крепости Измаил (1790 г.);

е) назначение Ф. Ф. Ушакова командующим Черноморским флотом (1790);

ж) Средиземноморская операция. Корфу (1799).

6. Святой праведный воин Феодор Ушаков, адмирал флота Российского, Непобедимый: «крайне воздержанные» последние годы жизни Ф. Ушакова (1806-1817): 1812 - избран Тамбовским дворянством начальником ополчения; практически все свои средства адмирал отдал бедным, на устройство госпиталей и церкви; умер аскетом, похоронен «подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия, иеромонаха Федора, по фамилии Ушакова же»…).

Фёдор Фёдорович Ушаков на протяжении всей службы неустанно заботился о личном составе эскадр, высоко ценил именно моральные качества русских людей. Ему были свойственны забота о матросе, о его здоровье, о гигиене на корабле, об общем благосостоянии команды – в этом он видел залог будущих военно-морских побед. Невозможно было не заметить его неустанную борьбу против разворовывания казенных денег, ассигнуемых на пищу и одежду личного состава флота. К себе – командиру – требовал уважения и повиновения. Особое внимание придавал тщательнейшей подготовке кораблей.

4. Взаимосвязь типа корабля и карьерного роста Ф. Ушакова.

«От мичмана до адмирала»

В течение всей профессиональной деятельности Ф. Ушаков неукоснительно и самым ответственным образом относился к однажды выбранному пути. Изучая источники, я поняла, что этот выбор был осознанным, а путь – желанным и единственно правильным. Начав практическую службу на Балтийском море матросом учебного судна «Евстафий», под командой капитана С. А. Мартынова Ушаков плавал от Кронштадта до острова Гогланд, постигая тонкости морского дела, до мельчайших подробностей изучая корабельное устройство. Позже, выводя уже свои корабли на морские просторы, он тщательно анализировал условия готовности команды судна и самого корабля, к какому бы классу он ни принадлежал, к осуществлению поставленных задач (Приложение 6).

Вывод по итогам исследования данного вопроса: руководители военно-морского ведомства России пристально рассматривали заслуги каждого выпускника Морского Шляхетского кадетского корпуса, чтобы позже создать наиболее благоприятные условия для вручения им судов, на которых Россия утвердится на всех омывающих её морях. Путь выпускника корпуса 1766 г. Ф. Ушакова – это свидетельство профессионального роста будущего адмирала: начав свою карьеру матросом в команде учебного корабля, он закончил её адмиралом, командующим объединённой русско-турецкой эскадрой на лучшем судне военно-морского флота России рубежа XVIII-XIX вв.- линейном корабле «Святой Павел».

Этот корабль вошел в историю военно-морского искусства, с его именем связана блестящая операция русских моряков и флотоводцев по взятию крепости на острове Корфу в 1799 г.

5. «Святой Павел» – 84-пушечный линейный корабль Черноморского флота

«Святой Павел» – сработанный под руководством С. И. Афанасьева и А. П. Соколова 84-пушечный линейный корабль стал первым линейным кораблём Черноморского флота, построенным в Николаеве. Название ему дал сам император Павел I. В военное время корабль обслуживал экипаж из 875 человек. Лучший корабль в России!

Двухдечный, с деревянной обшивкой, корабль по своей конструкции многим отличался от линейных кораблей более ранней постройки: был удобнее и для ведения боя, и для походного быта матросов и офицеров.

Под бушпритом располагалась поясная фигура св. Павла, выполненная из дерева и покрытая позолотой. 18-весельный барказ на рострах и адмиральский катер помещались на шкафуте.

Корма и штульцы не имели прошлых пышных украшений, это был боевой корабль. Над окнами верхней галереи был выпуклый государственный герб: двуглавый орел в обрамлении из знамен. Под нижними окнами шла надпись названия корабля: «СВ. ПАВЕЛЪ».

Мачты по приказу Ф. Ф. Ушакова красились охрой, предохраняющей дерево от гниения. Блоки и юферсы делались из твердых сортов дерева и имели темно-коричневый цвет. Марсы и салинги – натуральное темное дерево. Палуба – светло-желтого, почти белого цвета с черными стыками. Кормовой флаг: на белом поле синий крест по диагонали, такой же на вымпеле грот-мачты. Якорей адмиралтейских – четыре, по два с каждого борта. На адмиральском катере по черной полосе шли бронзовые украшения…

В 1795 г. перешел из Николаева в Севастополь. В 1797 и в мае-июне 1798 г. во главе эскадры под флагом вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова вы­ходил в практические плавания в Черное море.

С 30 апреля по 3 мая 1798 г. корабль участвовал в испытаниях, программа которых основывалась на шести опытах по кренованию кораблей в различных вариантах их загрузки. «Св. Павел» показал неплохую остойчивость.

Далее флагманский корабль участвовал в войне с Францией 1798 – 1800 гг. для освобождения от ига французов покоренных ими народов на побережьях Италии и Адриатического моря и на Ионических островах. Именно на нём по приказу командующего эскадрой Ф. Ф. Ушакова поднимались сигнальные флажки, комбинация которых была руководством к действию всех объединённых в этой войне российско-турецких военно-морских сил.

Остров Видо, расположенный в Средиземном море напротив неприступной крепости Корфу как господствующая высота, прикрывал основную крепость пятью мощными бастионами. Захватив Видо и развернув орудия на 180 градусов, можно было бить неприятелю прямо в грудь.

Французы не жалели каленых ядер, стремясь поджечь наступающие корабли. Через полтора часа их пыл угас, и Ушаков применил свою излюбленную тактику ближнего боя: на флагмане «Святой Павел» подошел практически вплотную к отвесным стенам укреплений Видо и накрыл сразу два бастиона облаком картечи. ПРИКАЗ О ВЗЯТИИ ПИСЬМА Ему вторили ученики-капитаны. Акт о капитуляции гарнизона Корфу был подписан 20 февраля 1799 года именно на флагмане контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова «Св. Павел».

Жители острова Корфу, освобожденного русскими моряками от французского владычества, преподнесли Ф. Ф. Ушакову золотую шпагу, украшенную бриллиантами.

Освободив остров Корфу, русская эскадра активно участвовала в освобождении Неаполитанского королевства.

31 декабря 1799 г. согласно Высочайшему повелению императора Павла І прекратил поход, направившись на ремонт в Корфу, далее в Николаев.

В 1805 г., после неудачной попытки доставить 1095 солдат на Корфу (попадание в густой туман, затем в сильный шторм, получение серьёзных повреждений) и длительного ремонта в турецком Буюк-дере вернулся в Севастополь. Больше в море не выходил, ис­пользовался как плавбатарея и брандвахта. Разобран в 1810 г. в Се­вастополе.

Где бы ни сражался корабль, как святыню на мачтах и флагштоках он нёс военно-морские символы России и командующего её Черноморским флотом адмирала Ф. Ф. Ушакова.

6. Военно-морские символы России

6.1. Андреевский флаг

Примерно около 70 г. от Рождества Христова в городе Патры был распят на кресте, сколоченном в форме буквы «Х», апостол Андрей (апостол Андрей не согласился, чтобы его распяли на прямом кресте, сказав, что он недостоин быть распятым так же, как был распят Господь. Поэтому принял смерть на косом кресте[1]). Именно после распятия Андрея Первозванного такой крест стали называть Андреевским[2].

История Андреевского флага в качестве морского флага России начинается в эпоху Петра I. Святого Андрея Первозванного считают одним из небесных покровителей России, и царь Петр I считал его также своим божественным покровителем. Поэтому решил увековечить имя святого, введя в круг российских геральдических символов Андреевский крест. Он лично работал над созданием вариантов флага. Сохранился рисунок Петра, на котором триколор пересекал Андреевский крест.

С тех пор крестовый стяг стал символом и свидетелем морских побед России. Традиционным напутствием перед боем было: «С нами Бог и Андреевский флаг». В 1720 г. флаг приобрел современный вид, закрепленный в первом в России Корабельном уставе: «Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он»[3].

6.2. Гюйс и крепостной флаг

Гюйс - носовой флаг корабля, поднимался на бушпритах кораблей («бушпритный флаг»[4]) на специальном флагштоке (гюйс-штоке), как на стоянке, так и в море, на ходу [5].

Предполагается, что гюйс был учреждён Петром 1 в 1698 году, как символ военной мощи России на море и на суше и напоминал гюйсы военных кораблей Англии и Шотландии периода 1606-1707 годов. Но при создании российского гюйса Пётр I главенствующую роль отдал косому кресту Андрея Первозванного. Кроме того, по мысли Петра I, Андреевский крест показывал, что Россия уже имела на тот момент выход к четырём морям[6]. После введения в России гюйса в качестве корабельного флага он стал применяться и в качестве крепостного флага для обозначения морских (приморских) крепостей и крепостных объектов (фортов).

Примерно в 1699-1701 г. в российском флоте проявился флаг, рисунок которого стал отличаться от кормового, впервые он описан Петром в 1712 г. так: «Гюйс Красный, в котором вышереченный крест белым обложен. Гюйс он же и кейзерс-флаг»[7] (гюйс, поднятый на грот-мачте, стал дополнительно обозначать присутствие на корабле великих князей)[8]. Позднее кейзерс-флаг стал исполнять функции должностного флага генерал-адмирала.

6.3. Брейд-вымпел старшего на рейде

Брейд-вымпел старшего на рейде состоит из уменьшенного военно-морского флага с дополнением к нему косиц белого цвета, пришитых к наружной шкаторине его. Он присваивается старшему из командиров, стоящих на рейде, где нет флагмана, или старшему из флагманов, если на рейде находятся одновременно два и более флагмана. Поднимается на грот-стеньге (мачта, служащая продолжением грот мачты вверх, под вымпелом и ниже флага или брейд-вымпела флагмана, но на одних с ними фалах)[9].

6.4. Технология изготовления макетов морских символов

Этапы работы над макетом главного военно-морского символа России – Андреевским флагом: замеры, чертеж, раскрой. Для изготовления макета флага использовали технику лоскутного шитья, отрабатывая навыки практической работы, полученные на уроках технологии.

В натуральную величину размеры флага представляют следующее:

- отношение ширины флага к его длине — один к полутора;

- ширина синей полосы равна 1/10 длины флага[10].

Макет флага решили делать двойным (так будет надежнее).

1. Определили размеры флага в соответствии с баннером (в масштабе). Построили чертеж, вырезали шаблоны деталей.

2. Шаблоны деталей наложили на ткань и выкроили элементы макета с учетом припусков на швы и направления нитей основы.

3. Уточнили размеры косой бейки для Андреевского креста.

4. Приметали и притачали косую бейку.

5. Выкроили кулиску и приметали её к одной из сторон.

6. Сложили обе части макета флага лицевыми сторонами внутрь, сметали и стачали, затем вывернули. Отутюжили и прикрепили к баннеру.

Этапы работы над макетом гюйса: закупка ткани, крой, аппликация, изнаночная сторона, сборка.

Представляет собой красное полотнище с белым вертикальным крестом, на которое наложен голубой диагональный крест, окантованный белой полосой.

Гюйс имеет определенные размеры:

1. Отношение ширины флага к длине - один к полтора,

2. Отношение ширины голубой полосы к длине флага - 1/10.

3. Отношение ширины белой полосы вертикального креста к ширине полотнища - 1/20,

4. Отношение белой окантовки диагонального креста - 1/40.

Так же как и макет Андреевского флага, гюйс выполняем в масштабе как на баннере.

Для гюйса взяли габардин красного цвета, как того требуют правила. Для прямого креста взяли косую бейку белого цвета. Для Андреевского креста – косую бейку синего цвета. Для белой окантовки - ленты 50 мм. шириной. Макет гюйса решили делать двойным (так будет надежнее).

1. Определили размеры, раскроили детали гюйса.

2. Настрочили белую косую бейку в виде прямого креста на красное полотнище.

3. К синей ленте приметали белую окантовку и настрочили по диагонали, как показано на фото (см. приложение).

4. Для того чтобы гюйс можно было прикрепить к мачте, притачиваем кулиску, затем детали гюйса соединяем окантовочным швом. Подрезаем углы гюйса (что бы уменьшить толщину ткани в уголках). Выворачиваем и отутюживаем, крепим к баннеру.

Брейд-вымпел старшего на рейде представляет собой военно-морской флаг уменьшенного размера с прямоугольным полотнищем и косицами белого цвета.

- Отношение длины брейд-вымпела к ширине флага - 5:1.

- Длина выреза косиц равна длине флага.

Масштаб макета брейд-вымпела достаточно условный из-за необходимости вписания его в общий мотив. При этом придерживались основных размеров.

Для вымпела подобрали ткань креп-сатин (посчитали, что ткань по фактуре тоньше, чем габардин и готовый вымпел будет удобно уложить мягкими складочками, словно он развивается на ветру).

1. Выполнили расчет отношения условной длины вымпела к его ширине и выреза косиц.

2. На ткани наметили нужные размеры, выкроили все детали с учетом припусков на швы.

3. Изготовили с начала флажную часть вымпела (технологию использовали ту же, что и для гюйса). Затем работу продолжили с косицами. Обе части вымпела вывернули на лицевую сторону, отутюжили и соединили между собой. Готовый брейд-вымпел прикрепили на баннер.

Парус.

Формы прямых парусов

Паруса делятся на два главных вида: прямы и косые.

Прямые - те, которые ставятся на реях, прямо перед мачтами. У прямых парусов форма прямоугольников или трапеций. Нижний край иногда имеет полукруглую выемку, а нижние углы оттянуты в стороны. Формы прямых парусов симметричны[11].

Для нашей работы берем форму прямого трапециевидного паруса, поэтому рассматривать косые паруса мы не будем.

Обычно для изготовления паруса использовали хлопковую материю. Ткань должна обладать одним непременным свойством: не растягиваться слишком сильно, а если уж растянется под напором ветра, то одинаково вдоль и поперек - чтобы паруса не теряли своей формы. Именно такое качество ценится в парусине разных сортов. Мы так же постарались подобрать ткань, напоминающую парусину.

Рифы

Настоящий парус сшивали из нескольких полотнищ, это придавало парусу прочность. Мы шьем макет паруса, поэтому делаем фальшьшвы. Швы на парусах обычно располагаются вертикально. Далее подгибаем края паруса. Край паруса называется шкаторина. Если их как следует не укрепить, первым же ветром парус будет изодран в клочья. На настоящих парусах все шкаторины обшиваются специальным мягким тросом, мы же края паруса обработаем швом вподгибку с закрытым срезом.

Чтобы в сильный ветер площадь паруса можно было уменьшить необходимо, прикрепить рифы. С их помощью и уменьшают размеры парусов.

Парусный риф устроен так. Вдоль верхней или нижней шкаторины нашиваются в несколько рядов ленты из парусины. Любая длинная нашивка на парусе называется бант. Когда речь идет о рифе, нашивка именуется риф-бант[12].

Рифы

В риф-бантах пробиваются люверсы. В них продергиваются длинные тесемки. Круглые крученые риф-штерты. Они свисают с обеих сторон парусины. А чтобы не выскакивали из риф-люверсов, с каждой стороны делаются на них специальные узелки. Мы для риф-штерты использовали толстую крученую шерстяную нить.

Это наша первая попытка изготовить парус. Возможно, не все получилось, но в ходе работы открыли новые для себя знания об устройстве парусного судна.

II Выводы

Итак, в процессе исследования нами

- создан исторический портрет адмирала флота Российского святого воина Ф. Ф. Ушакова;

- материал исследования взаимосвязи карьерного роста и типов кораблей, на которых служил Ф. Ушаков, систематизирован и обобщён в сложный план;

- разработаны макеты военно-морских символов 84-типушечного линейного корабля «Святой Павел»;

- изучены принципы изготовления символов;

- изготовлены символы корабля «Святой Павел».

Совместно с автором работы «У моряка нет ни лёгкого пути, ни трудного пути, есть один славный путь» (Феномен военной отечественной истории - Святой флотоводец России Феодор Ушаков) Зайцевым Максимом создан презентационный материал, чтобы популяризировать деятельность адмирала Фёдора Ушакова на классных часах, посвящённых героям Отечества.

Заключение

Итак, мы обозначили причинно-следственные связи внешнего вида корабля и его назначения для создания целостного восприятия конкретной части военно-морского дела. Уверены, что данная работа будет способствовать популяризации службы мальчишек в военно-морском флоте России, службы, наполненной особой романтикой и притягательностью и отмеченной легендарными победами легендарных флотоводцев. Также данный исследовательский проект может развить неподдельный интерес к истории Российского государства. Немаловажным фактором нашей мотивации является и выбор героев - святого праведного воина Феодора Ушакова, адмирала флота Российского, Непобедимого, 15-тилетие общероссийской канонизации которого приходится на 2019 г., его кораблей-победителей и, конкретно, 84-пушечного линейного корабля «Святой Павел».

Приложения

Приложение 1. Этапы работы над макетом гюйса: закупка ткани, крой, аппликация, изнаночная сторона, сборка, изготовление кулиски, готовый вид

Приложение 2. Этапы рабоы над макетом главного военно-морского символа России – Андреевским флагом: замеры, раскрой деталей полотнища в 2 экземплярах, соединение деталей; эскиз Андреевсго флага (рис. Петра I)

Приложение 3. Изготовление паруса (вид корабля носом): выбор паруса 23 (марсель – второй снизу - на фок-мачте (первой от носа); армирование полотна, обработка краёв полотнища, крепление

Приложение 4. Изготовление вымпела

Приложение 5. Встреча с участником канонизации святого праведного воина Феодора Ушакова вице-адмиралом В. Г. Доброскоченко

Приложение 6. Взаимосвязь типа корабля и карьерного роста Ф. Ушакова.

«От мичмана до адмирала»

Название судна

Тип и характеристики судна

Год ввода в эксплуатацию

Особенности службы Ф.Ф. Ушакова на том или ином корабле

Ф. Ф. Ушаков (звание на корабле)

«Евстафий»

Длина – 47,4 м

Ширина 14,65 м

Осадка – 4,5 м.

Общее число орудий – 66

1762 г.

1764 г.

На корабле «Евстафий» под командой флота капитана С. А. Мартынова плавал от Кронштадта до острова Гогланд

Матрос

«Наталия»

Трёхмачтовый линейный корабль.

Длина между перпендикулярами – 46,5 – 47,4 м.

Ширина –12, 65 м.

Осадка – 5,4 – 5,48 м.

Движитель – паруса.

Экипаж – 600 ч.

Общее число орудий - 66

1754 г.

1764 г.

На корабле «Наталия» под командой флота капитана В. Ф. Лупандина плавал от Ревеля до Кронштадта

Матрос

«Ульрика»

Трехмачтовая галера.

Длина – 36,5 м.

Ширина – 12 м.

Осадка – 2 м.

Движитель – паруса

Экипаж – 49 ч.

Общее число орудий 6 пушек

?

1765 г.

На фрегате Ульрика, Ф. Ф. Ушаков совершил практическое плаванье от Кронштадта до о. Гогланд и обратно

Старший матрос

«Наргин»

Пинк(а)

Размер – 39,7 на 9,6 м.

Экипаж – 160-170 чел.

1768 г.

 

Плаванье под командой капитан-лейтенанта Глотова по маршруту Кронштадт – Архангельск - Кронштадт

Мичман

«Три Иерарха»

Трёхмачтовый линейный корабль.

Длина – 47,4 м.

Ширина – 12,65 м.

Осадка –5,48 м.

Движитель – паруса.

Экипаж – 600 ч.

Общее число орудий - 66

1766 г.

 

1768 г.

Под командой капитана 1 ранга С. К. Грейга в практическом плавании по Финскому заливу

Мичман

1768 г. Назначен в Черноморский флот

Мичман

Прам № 5

Крупное плоскодонное парусно-гребное трехмачтовое судно.

Длина – 35м.

Ширина – 11м.

Осадка – 3 м.

Орудие от 16 до 40

?

1768-1770 гг.

Плавал по реке Дон, обеспечивая охрану его устья от турецких десантов

 

Лейтенант (1769 год )

«Курьер»

Палубный бот

Общее число орудий – 12

Размер – 20,1 на 5 м.

Осадка – 2,3 м.

1772 г.

 

Командовал «Курьером», плавал из Кафы Азовским морем до Таганрогского порта

Лейтенант

«Морея»

Новоизобретенный корабль.

Длина – 31,5 м.

Ширина – 8,6 м.

Осадка – 2,6 м.

Движитель – паруса.

Экипаж – 128 ч.

Общее число орудий - 16

1770 г.

 

Назначен командиром корабля «Морея».

(Пробыл на нем не очень долго)

Лейтенант

Модон (мадон)

Новоизобретенный корабль

Длина - 31,5 м.

Ширина – 8,6 м.

Осадка – 2,6 м.

Движитель – паруса.

Экипаж – 128 ч.

Общее число орудий - 16

1770 г.

Корабль находился в эскадре при атаке турок.

1774 – отправлен на ремонт в Балаклаве и Таганроге (сплавлялся Ф. Ф. Ушаковым)

Лейтенант

«Северный орел»

Трёхмачтовый линейный корабль

Длина – 47,7 м.

Ширина – 12,65 м.

Осадка – 5,48 м.

Движитель – паруса.

Экипаж – 600 ч.

Общее число орудий - 66

1775 г.

 

Под командованием капитана 2 ранга Т. Г. Козлянинова совершил переход из Кронштадта в Средиземное море: Копенгаген –Английский канал – Атлантический океан – Гибралтарский пролив – порт Магон-Ливорно

Капитан-лейтенант (1775 г.)

«Святой Павел»

Фрегат

Длина – 26,21 м.

Ширина – 6,71 м.

Осадка – 2,74 м.

Движитель – паруса.

Общее число орудий – 24-28

1794 г.

 

Фрегат был нагружен товарами в Ливорно и отправлен в Константинополь.

Ушаков же справлял фрегат в обратное плаванье

Капитан -лейтенант

«Виктор»

Информация утеряна

Информация утеряна

Ф. Ушаков, возглавляя линейный корабль «Виктор», в составе эскадры Сухотина плавал по Средиземному морю

Контр-адмирал

«Святой Георгий Победоносец»

Фрегат

Трехмачтовый корабль

Длина – 46,7 м.

Ширина – 12,8 м.

Осадка – 4,8 м.

Движитель – паруса

Экипаж – 370 ч.

Число орудий – 50

1785 г.

 

?

Вице-адмирал

«Рождество Христово»

Трёхмачтовый линейный корабль

Длина – 54,9 м.

Ширина – 15,1 м.

Осадка – 6,1 м.

Движитель – паруса

Экипаж – 560 из 754 ч.

Общее число орудий - 80

1787 г.

 

2 июля 1790 г.

(отражение атаки турецкого флота)… Корабль также сильно пострадал

Контр-адмирал

«Святой Павел (Святой апостол Павел, Апостол Павел)»

Трёхмачтовый линейный корабль.

Длина – 54,9 м.

Ширина – 15,2 м.

Осадка – 6,3 (6,25) м.

Движитель – паруса.

Экипаж – 813 из 875 ч.

Общее число орудий 90, 84, 82

1794 г.

 

Участие в войне с Францией

Вице-адмирал



[2] https://rusplt.ru/history-cal/history-text_144.html https://rusplt.ru/history-cal/history-text_144.html

[6] Там же

[7] Там же

[8] Там же

[9] https://slovar.wikireading.ru/1631825

[10]https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%84%D0%BB%D0%B0%D0%B3/ 11 мая 2016/

[12] Там же


Библиографическая ссылка

Смирнова Е.С. Под блеск Андреевского флага Победа русских сыновей Вела пленённую эскадру Турецких вражьих кораблей!.. // История родного края. – 2020. – № 4.;
URL: http://historyland.ru/ru/article/view?id=271 (дата обращения: 09.03.2021).