Научный журнал для школьников
История родного края

Kosova E.E. 1
1

Земля уральская богата талантами: всем знакомы романы Мамина-Сибиряка, стихотворения Л. Татьяничевой и Б. Ручьева, сказы Бажова и С. Власовой. Сергей Черепанов в ряду этих известных земляков занимает более скромное место, хотя ему принадлежит несколько книг. Популярен он становится как автор сказов, первый сборник которых «Лебедь-камень» вышел в 1959 году. Позже были опубликованы и другие книги писателя: «Снежный колос». Книга «Озеро синих гагар. Уральские сказы и сказки» выходила дважды (1971 и 1980). Самый полный сборник сказов и сказок Черепанова – «Кружево» был издан в 1983 году.

Исследователи вслед за читателями обратили внимание на эти произведения. Так, В.А.Михнюкевич отмечал, что в сказках-выдумках С Черепанова, прежде всего, привлекает переплетение сказочного и реального. Своеобразие С. И. Черепанова как писателя, по мнению ученого, заключается в его тяготении к быличке: «старинные страхи таежных людей дают писателю пищу для создания увлекательных сюжетов, лишенных суеверного содержания и помогающих выражению определенной поэтической идеи» [4, 56]. Так, былички о таинственной типун-траве, дурманящей человека, под пером Черепанова превращаются в сказ о дружбе и верности. Язык сказов и сказок С. И. Черепанова по-народному выразителен и точен.

Черепанова называли продолжателем дела Бажова. Евгений Пермяк писал Сергею Черепанову о сказах: «Словесное богатство, изящество словосочетаний, афористичность, юмор, сюжетное построение и многое другое чарующе привлекательно…у Вас свой голос есть».

Несмотря на то, что многие произведения Черепанова в момент их выхода в свет были признаны неординарными, позже к ним исследователи практически не возвращались, что, на наш взгляд, оставило немало пробелов в изучении творчества писателя. Например, остались на периферии исследовательского интереса сказки-выдумки С.Черепанова, вошедшие в сборник «Кружево» [7], да и сам сборник не переиздавался. Книга выглядит достаточно просто. Твердый кремовый переплет украшает золотистая надпись «Кружево», инициалы самого автора, ярко-красным цветом изображена жар – птица, а на ее фоне знак, напоминающий знак бесконечности. Иными словами, внешний вид сборника скромен, в то время как содержание рассказов, на наш взгляд, необычное, яркое. Вероятно, сегодняшнего читателя эти произведения тоже могли бы заинтересовать, а следовательно, и общее представление о литературном процессе на Южном Урале стало бы более глубоким. Все это обуславливает актуальность предпринимаемого нами исследования.

Итак, объектом изучения являются «сказки-выдумки» С.Черепанова.

Предмет исследования –художественная деталь в произведениях Черепанова.

Цель работы – выявить своеобразие художественных деталей в «сказках-выдумках» С.Черепанова.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

1) познакомиться с такими терминами, как «изображенный мир», художественная деталь, портрет и т. д;

2) произвести анализ системы персонажей каждого из изучаемых произведений, сравнить результаты наблюдений;

3) установить своеобразие художественных деталей в сказках-выдумках С.Черепанова.

Основным методом в нашей работе стал структурно-семантический анализ текстов. Ключевым при этом явился термин «художественная деталь».

По определению А.Б. Есина, это «мельчайшая изобразительная или выразительная художественная подробность: элемент пейзажа или портрета, отдельная вещь, поступок, психологическое движение и т.п. Будучи элементом художественного целого, деталь сама по себе является мельчайшим образом, микрообразом» [1,76]. Литературовед предлагает классификацию деталей: «в первую очередь выделяются детали внешние и психологические. Внешние детали, в свою очередь, подразделяются на портретные, пейзажные и вещные. Психологические детали рисуют нам внутренний мир человека, это отдельные душевные движения: мысли, чувства, переживания, желания и т.п.»

Даже беглое знакомство со сказками-выдумками Черепанова позволило заметить, что в этих произведениях особую роль играют внешние детали, а именно, портретные и пейзажные. Это наблюдение обусловило структуру работы: в исследовании две главы, первая из которых посвящена портретным деталям, вторая, соответственно, пейзажным их роли в сказках-выдумках С.Черепанова.

Предпринятое нами исследование имеет и практическую значимость: результатом его является не только выявление своеобразия изображенного мира произведения, но и изображение этого мира, то есть создание иллюстраций к сказкам-выдумкам Черепанова. На наш взгляд, их наличие в самой книге могло бы привлечь внимание читателей.

Глава 1. Своеобразие портретных деталей в сказках-выдумках Черепанова

Под литературным портретом понимается изображение в художественном произведении всей внешности человека, включая и лицо, и телосложение, и одежду, и манеру поведения, и жестикуляцию, и мимику[8]. С портрета обыкновенно начинается знакомство читателя с персонажем. Всякий портрет в той или иной степени характерологичен – это значит, что по внешним чертам мы можем хотя бы бегло и приблизительно судить о характере человека.

В рассказе «Еленкино кружево» автор с первых же строк обращает внимание на красоту главной героини («Дали за красивую невесту…») и ее молодость («На ту пору исполнилось Еленке семнадцать годков»). Изменение внешнего облика героини станет одним из сюжетных мотивов: Еленка стала маленькой по собственному желанию («Сделаться бы ростом с мизинчик...»), поскольку хотела сбежать от ненавистного жениха. Однако возвращение к прежнему внешнему виду, несмотря на то, что девушка не была таким образом наказана, состоялось не сразу, а только после того, как она совершила добрые поступки.

Противопоставлена Еленке её подружка Ульяна, при этом антитеза «красивая–некрасивая» является ключевой. Рассказывая об Ульяне, автор пишет, что была «не баская она, фигурой не складная. Ни один парень не сватает. Юбка на ней из холста домотканого, ситцевая кофта в заплатках, ноги босые. Одна краса — девичья коса ниже пояса». Девушка преображается благодаря Еленкиному кружеву: «Засияла вся. Румянцем покрылась. Милой милее, светлого дня светлее. Хоть сейчас ее бери — и под венец веди!» Поскольку сказки Черепанова поучительны, то и этот сюжетный ход, вероятно, нужен автору для того, чтобы подчеркнуть следующую мысль: добрым людям помощь может прийти нежданно-негаданно и преобразить при этом как одариваемого, так и дарителя.

Иное дело – персонажи отрицательные: они не меняются ни внутренне, ни внешне. Так, создавая внешний облик жениха Еленки – Фотьки, автор следует традициям народной смеховой культуры, Черепанов создает шаржированный облик героя: «Вскоре жениха — косого Фотьку — привезли на смотрины. Ой, глаза бы на него не смотрели: парень жирный, ноги — ходули, голова клином, нос пупырышком, рот слюнявый, голос скрипучий, да поминутно кряхтит и сморкается». Цель такого описания очевидна: показать читателю, что Фотька – отрицательный персонаж. Заметим, что портрет этого героя становится ещё менее привлекательным, когда читатель видит, какие усилия предпринимает Фотька, чтобы произвести хорошее впечатление на окружающих: «Зато выфрантился в дорогую одежу, волосешки намаслил, чтобы на макушке хохолок не торчал, и так то ли начал перед невестой выламываться и задаваться, будто она сама к нему напросилась».

Похожие законы «портретирования» использует Черепанов в сказке «Перекати – Поле» при создании образа избалованного, хвастливого и самонадеянного Якуни, подчеркивая, что «парень этот с малолетства в ремках не ходил и обноски не нашивал, ни к одному делу рук не прикладывал. Было у него одно на уме — перед людьми пофорсить, а чего ни наденет, все казалось ему не в лад, все невпопад, хоть того одежа наряднее». В соответствии с народной моралью красив тот, кто своими руками создает эту красоту. Якуня же не заботится о своих родителях, о близких. Он подобно траве перекати-поле легковесен и пуст.

В сказке «Серебрянкин клад» портретные детали так же призваны четко расставить акценты: положительные герои привлекательны как внешне, так внутренне, а отрицательные – наоборот.

Главный герой сказки, Недрема, – трудолюбивый и бесконфликтный человек; он вежлив и приветлив, в отличие от супруги. С.Черепанов с помощью портретных деталей создает образ труженика: «…ссугорбился: волосы под ременным обручком, рукава рубахи по локти засучены, перёд ниже колен фартуком прикрыт».

Удивительным и самым загадочным персонажем в этой сказке является Серебрянка. Она добра к тем, кто добр к ней, и наоборот: «Гостья усмехнулась, легонько в сторону Макарихи рукой повела. Там, на печи, потолок и труба сразу заиндевели. Макариха от холода съежилась, зуб на зуб не попадает. Рада бы еще поругаться, да язык застыл. Зато возле Недремы окошко оттаяло, лучина в таганце ярче стала гореть». В портрете Серебрянки («Лицо белым-бело, глаза большие и светлые, под пуховым платком внакидку — круглая шапочка из горностаева меха, и овчинная шубейка враспашку. Экая модница!») угадываются черты героинь других сказок – Снегурочки, Снежной Королевы.

Продолжают галерею необычных, загадочных персонажей Лихоманки из сказки «Двенадцатая сестра». Одиннадцать сестер – Трясуха, Ознобиха, Утриха, Полудниха, Вечериха, Жаруха, Холодиха, Желтуха, Суставиха, Ломиха, Худоба – похожи друг на друга, поэтому С.Черепанов описал их кратко, но очень точно: «У всех глаза лягушачьи, носы вострые, волосья на голове схожи с осокой болотной, ноги кривые, руки когтистые. И одежу они на себе никогда не меняли: у каждой зеленый сарафан и кофта зеленая, сроду не стиранные». Автор подчеркивает необычность их внешности, делая образы узнаваемыми: Лихоманки похожи на мифологических персонажей – Кикимор, враждебных человеку.

Лишь двенадцатая сестра, Охохоня, отличается от своих сестер не только внешне, но и по характеру. «Одна Охохоня выродилась чудной красавицей: лицом белая, синеглазая, русая коса чуть-чуть не до пят». Портретные детали призваны подчеркнуть сходство Охохони с людьми. Намеченное в завязке внешнее родство Охохони с человеком в основной части получает развитие: «двенадцатая сестра» и чувства испытывает такие же, как обычная девушка.

В сказке «Типун-трава» персонажем, портрет которого вызывает интерес читателя, является Рябушка, добрая пожилая женщина. Рябушка в молодости могла облик менять: махнет полушалком – «лицо у нее становится чистое, как молоком омытое, а вместо самотканой одежды — платье нарядное, золотыми паутинками простроченное, серебряными цветками изукрашенное». Не случайно, создавая этот образ, автор использует цветопись: эпитеты золотой, серебряный передают как цветовую палитру, так и «световое» наполнение: Рябушка несет добро, свет.

Портрет дочери Рябушки призван подчеркнуть иную мысль: внешняя красота далеко не всегда свойственна хорошим людям. Поэтому, вероятно, автор и показывает, как выглядит девушка издалека и какова она при ближайшем рассмотрении. «Поглядишь сыздали — глаз не отведешь: черные волосы кучерявые, длиной аж до пят, брови выгнутые», но несмотря на все труды и попытки матери научить ее любви и добру, девушка пошла вся в отца Лиходея: «..а поближе узнаешь — зла, своевольна, завистлива сверх всякой меры. Если, создавая портрет Рябушки, автор использовал светлую цветовую палитру, то по принципу контраста портрет дочери Рябушки рисует с помощью темных красок, тем самым подчеркивая разницу между добром и злом.

В сказке «Егор Синегор» необычен образ Поживы. Создавая её внешний облик, С.Черепанов особое внимание уделил глазам: они «были у нее колдовские: левый с багрецом, со светлинкой, а правый — омут глубокий, поди знай, чего в нем таится!» Пожива может манипулировать людьми с помощью лести и ложных обещаний: не случайно в характеристики внешности героини появилось слово «омут»: С.Черепанов показывает читателям таким образом подлую сущность этой героини.

Итак, в создании образов положительных и отрицательных персонажей имеются свои закономерности. В основном, положительные персонажи имеют красивую и приятную внешность. Эти герои сразу ассоциируются с исходящим от них светом, в то время как отрицательные персонажи отличаются неприятными и отталкивающими чертами лица.

Особенности цветописи заключаются в том, что, когда автор «рисует» положительных персонажей, преобладают теплые и светлые оттенки, еще раз подтверждающие, что перед нами представители добрых сил. А когда С.Черепанов описывает отрицательных героев, преобладают холодные и темные оттенки.

Портретные детали в некоторых случаях помогают читателю «узнать» в героях их фольклорных или литературных предшественников.

Глава 2. Особенности пейзажных деталей в сказках-выдумках Черепанова

Пейзаж в литературе выполняет важную функцию. С помощью него автор воплощает свое видение мира. Описание природы – выразительный элемент художественного текста, который позволяет читателю погрузиться в атмосферу повести, новеллы, романа или поэтического произведения [9]. Так и в произведениях С.Черепанова пейзажные зарисовки играют весьма важную роль. В произведении «Еленкино кружево» пейзаж создает образ классической русской деревни: «Место это далеко от деревни, посреди березовой рощи». Автор показывает читателю красоту нетронутой природы: «Открыла Еленка глаза, осмотрелась: все дивно! Березы и осины под ветром шумят, где-то кукушка кукует, стрекозы летают, пчелы жужжат, солнышко в вышине, меж белыми облаками». Идиллический пейзаж не случаен: он создает атмосферу гармонии, то есть как раз того, что в отсутствует в реальном мире.

В сказке «Серебрянкин клад» описание природы ещё более сказочно, не случайно автор использует олицетворение: «Снежная баба наготовит снегов, по всем полям и лесам накидает, а Буран с Пургой почнут ими играть, вверх бросать — белого свету не видно. Потом, после них, Метелица низко стелется, гонит снега, пути-дороги заметает, бугры оголяет. Сиверко по ночам в окошки стучит, в трубах воет и уж так-то морозит, навстречу не попадайся!» Автор, таким образом, делает природу действующим лицом, с которым рядом находится человек.

То же самое мы наблюдаем и в сказке-выдумке «Двенадцатая сестра», только пейзажные детали призваны передать атмосферу болот и лесов, где обитают силы, враждебные человеку. «Присядет у болота на кочку, при свете ясного месяца посмотрит на свое отражение в стоячей воде и в одиночестве запечалится». Это пространство «своё» для тех персонажей, о которых народ рассказывал в быличках, и «чужое» для человека.

В сказках –выдумках С. Черепанова подобный пейзаж мы наблюдаем не раз. В «Типун-траве» встречаются уже знакомые детали: «Везде сумрак, сырость, осока резучая, трава ползучая. Неба не видать. Птичьих голосов не слыхать. Да и жилье поганое: не изба, не сарай, а больше похоже на землянку, кою топят по-черному, без трубы». Описание природы передает настроение, а также подчеркивает безысходность положения главной героини.

Известно, что на ранних этапах существования литературы преобладали внепейзажные образы природы: ее силы мифологизировались, олицетворялись, персонифицировались и при этом нередко участвовали в жизни людей. Яркий пример — сказка-выдумка «Перекати поле». Олицетворение ветра в произведении служит для того, чтобы подчеркнуть непутевость и глупость главного героя, его неумение вовремя остановиться и признать поражение. Пейзажные зарисовки позволяют С. Черепанову передать силу ветра: «А ветер Сиверко еще с утра бушевал: в березняке наломал сухостою, с полевой избушки крышу сорвал и свистел по-разбойничьи».

В этой же сказке пейзаж отражает внутренний мир Якуни: «Совсем безлюдное, одичалое место. Даже никаких птиц не видать». Это место не приспособлено для жизни людей так же, как и сам Якуня не приспособлен к самостоятельной жизни. Последующие изменения окружающего мира уже непосредственно связаны с внутренним миром персонажа: с наступлением ночи и мрака вместе с природой угасает и надежда Якуни вернуться домой. С. Черепанов показывает нам, к каким последствиям может привести гордыня и упрямство.

«Егор Синегор» – это сказка, название которой близко уральцам: мы вспоминаем Синие горы Урала, или по-другому – Синегорье, и можем предположить, что пейзаж будет близким тому, что создан в сказах Бажова. С.Черепанов не обманывает читательские ожидания: он описывает уральскую землю, « …где золото, руды, где самоцветные камни». Пожива, одна из героинь сказки, обещает Егору: «Доведу я тебя до места, где на взгорье, посередь таежного леса, древний дуб стоит… Под ним каменная шкатулка. В шкатулке стеклышко зеленое». Красота природы, её богатства не только окружает человека, но и испытывает его, заставляет проявить душевные качества.

Таким образом, в произведениях С. Черепанова пейзаж напрямую связан с внутренним миром главных героев. Добрые и отзывчивые замечают красоту окружающего мира, а корыстные и алчные остаются равнодушными к ней. Небольшой объем сказок не предполагает развернутых описаний природы, поэтому пейзажные детали, подобно зарисовкам, намечают контуры картины, оставляя читателю возможность её дорисовать.

Заключение

Внешние детали, пейзажные и портретные, в сказках-выдумках С.Черепанова являются изобразительно-выразительными: с одной стороны, они создают представление о персонажах, а также о месте, где происходят события, а с другой – передают отношение автора к изображаемому.

Анализ портретных деталей позволил заметить, что автор, несомненно, знаком с фольклорной традицией создания положительных и отрицательных героев: деление подчеркивается широко применяемой в народной традиции цветовой антитезой «темный – светлый». Персонажи оказываются узнаваемыми и благодаря тому, что С.Черепанов использует такие портретные детали, которые являются приметой того или иного фольклорного героя или литературного персонажа: Лихоманки подобны кикиморам, о которых рассказывается в быличках; Серебрянка напоминает Снегурочку, Пожива – Хозяйку Медной горы из сказов Бажова и т.д. Однако каждый персонаж своеобразен и является прежде всего частью созданного Черепановым художественного мира.

Пейзажные детали выполняют в сказках-выдумках различные функции: 1) служат для создания необходимой атмосферы («Двенадцатая сестра»), 2) показывают красоту Урала, причем так, что даже те, кто никогда не бывал в этих местах, могут «увидеть» разнообразие местной природы; 3) переносят читателя в определенное время года; 4) передают чувства героев (например, в сказке-выдумке «Типун-трава»).

В целом внешние детали, которые использовал С.Черепанов, позволяют нам наглядно представить изображаемое и создать иллюстрации к сказкам-выдумкам.