Научный журнал для школьников
История родного края

Shulgin E.A. 1
1

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»

Михаил Ломоносов

Наша Родина – Россия. Но есть в России маленький, скромный, священный уголок, где ты родился и вырос – твоя малая родина. Наша родина - Турунтаево. Как и любое село, оно имеет свою историю и культуру. История села, история улицы не безлика, она родная и близкая именно потому, что рассказывает о событиях, в которых участвовали твои родственники, твои знакомые. Она рассказывает о людях, живущих рядом, о тех, кто является частицей истории целого народа. Каждый уважающий себя человек должен знать свои корни, помнить о том, откуда он родом, о том, где получил первые уроки жизни, где ему помогли стать Человеком. Часто ли мы задумываемся над тем, как появилось наше село, как строились дома, как появлялись улицы, о смысле их названия? Почему улица, на которой ты живешь, по которой ты спешишь в школу, на работу – имеет такое название? Ведь у села Турунтаево богатая история, свои традиции, замечательные люди. Неужели это неинтересно? Неужели наше поколение ничего не будет знать о том, как и где жили наши предки? Мы решили начать проект по истории своего села. И начать решили с истории названия улиц, на которых мы живем.

Изучая историю улиц, мы невольно коснулись истории села.На наши просьбы рассказать о прошлом, люди, в основном пожилые, откликнулись с большим желанием. Каждому хотелось, чтобы новое поколение помнило о них, о том, что пришлось им пережить и сделать, чтобы продолжалась жизнь в селе. Не хочется людям уйти изпамяти новых поколений, поэтому они с таким желанием рассказывают отом, что было, отом, чем богато их прошлое.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании».В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом.

В концепции модернизации российского образования сказано:

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, … которые… обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Новизна работы состоит в том, что впервые воедино собраны разные материалы по истории села, записаны воспоминания жителей.

Цели проекта:

1. Воспитание чувства гордости, уважения и любви к родному краю через знакомство с микротопонимикой села.

2. Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном селе.

3. Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.

4. Создание условий для развития навыков в использовании цифровых технологии

Задачи проекта:

1. Расширить представления учащихся об истории родного села

2.Изучить документы архивного отдела Прибайкальской районной администрации и Прибайкальского краеведческого музея, связанные с микротопонимикой села Турунтаево

3.Установить, имеется ли официальное подтверждение о наименовании всех объектов микротопонимики села

4. Описать данные исследования в сборнике «Улицы моего села»

5. Привлечь внимание жителей села, туристов к истории нашей малой родины

Срок реализации проекта: сентябрь-декабрь 2015г.

С 1940 года Турунтаево является центром Прибайкальского района Бурятии. Численность населения Турунтаевского поселения (вместе с селами Карымск, Иркилик, Засухино, Халзаново и Клочнёво) – свыше 7000 человек. В самом Турунтаево проживают около 6000 человек.

До образования Прибайкальского района (в середине 1940 года, указ вышел 12 декабря) Турунтаево было в составе Кабанского района и имело единственную улицу без названия.

В селе Турунтаево сейчас 58 улиц, большинство из которых появилось в послевоенные годы, особенно в 60-80-х годах прошлого века.

Во время сбора информации в архиве Прибайкальской районной администрации выяснилось, что официальные решения об изменении названий улиц села Турунтаево имеются только в отношении 21 улиц из 58. Следующим этапом нашей работы станет поиск информации об установлении названий остальных улиц села.

Всю собранную информацию мы объединили в сборник «Улицы моего села».

Сборник необходим при изучении истории села, при подготовке внеклассных мероприятий по краеведению, для знакомства гостей Турунтаева с историей села.

Деятельность участников проекта на различных этапах

 

№ п/п

Этапы

Задачи

Деятельность учащегося и родителей

Деятельность педагога

1.

Подготовительный

Определение темы, уточнение цели, определение сроков проекта, формирование семейных групп для участия в проекте, определение источников информации.

Уточнение информации;

Обсуждение задания.

Выбор и обоснование критериев успеха.

Мотивация учащихся и родителей;

обсуждение цели проекта на заседании круглого стола с родителями. Помощь по просьбам;

наблюдение.

2.

Выполнение

Выполнение работ, раскрывающих идеи проекта

Сбор информации: посещение библиотек, изучение литературы по данной проблеме, беседы со взрослыми, Интернет, экскурсионная деятельность.

Выполнение работ;

изготовление сборника «Улицы моего села», фотоматериал

«Моя малая родина".

Проведение тематических занятий, индивидуальных бесед о селе: "Моя улица", "Район, где я живу", "Моя семья".
Организация экскурсий в краеведческий музей.

Наблюдение;

советы (по просьбе).

3.

Рефлексия

Подведение итогов работы над проектом.

Обсуждение перспективы развития проекта.

Благодарность за работу в проекте.

План реализации проекта

 

Этап проекта

Содержание работы

Сроки

Организационный

Формулировка проблемы

Сентябрь 2015г.

Выбор темы проекта

Формулировка темы и задач проекта

Установление сроков выполнения проекта

 

Практический

Изучение данных архивного отдела Прибайкальской районной администрации. Прибайкальского краеведческого музея об установлении названий улиц села Турунтаево

Октябрь – ноябрь 2015 г.

Интервьюирование жителей села об истории улиц

Обработка собранного материала

Оцифровка материала, набор текстов на компьютере

Подготовка сборника к печати

Создание презентации защиты проекта

Аналитический

Защита проекта

Декабрь 2015г.

Механизм реализации проекта

Проект «Улицы моего села» - это проект создания сборника об истории возникновения и названия улиц нашего села, источника информации, своеобразной энциклопедии села Турунтаево, содержащей рассказы о каждой улице райцентра.

Все улицы разделены по названиям на 5 разделов, в сборнике представлена схема улиц села, размещены фотографии улиц с 1950-х годов до наших дней.

Проект имеет и прикладное значение: сборник может использоваться при изучении истории села, при подготовке внеклассных мероприятий по краеведению, для знакомства гостей Турунтаева с историей села.

Критерии оценки эффективности проекта

1. Включенность каждого учащегося 6 б и 7 б классов Турунтаевской районной гимназии в творческий процесс и реализацию проекта

2. Активность учащихся в общении и взаимодействие между собой во время реализации проекта

3. Подготовленность и четкая организация деятельности

4. Эмоциональная сопричастность к собственной деятельности и деятельности своих товарищей

5. Влияние проекта на позитивные изменения в поведении учащихся

6. Внутренняя удовлетворенность от процесса и его результатов

Кадровое обеспечение проекта

Руководитель: Шульгина О.А., учитель русского языка и литературы

Лидер проекта: Шульгин Егор

В проекте принимали участие учащиеся 6 б и 7 б Турунтаевской районной гимназии, их родители.

Функции распределяются следующим образом:

1. Руководитель проекта (Шульгина О.А., учитель) – обеспечение реализации проекта; координация деятельности с органами местного самоуправления, редакцией районной газеты «Прибайкалец»

2. Лидер проекта (Шульгин Егор) – планирование деятельности групп, работа с архивными данными, компьютерная верстка сборника

3. учащиеся 6 б и 7 б, их родители: Каждой семье было дано задание: собрать информацию об определенной улице села. Учащиеся опрашивали местных жителей, собирали фотоматериалы.

Материально-техническая база

Для выполнения проекта МОУ «Турунтаевская районная гимназия» располагает помещением (классная комната – для проведения собраний проектных групп) и следующим материально-техническим потенциалом:

- видеокамера и цифровой фотоаппарат;

- МФУ в количестве 2 шт.;

- обновленный парк ПК;

- цветной принтер;

- доступ к сети Интернет.

Бюджет проекта

Издание сборника «Улицы моего села»: 50 экземпляров по 150 руб

Итого: 7500 руб за счет спонсорской помощи

Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Реализация творческих возможностей учащихся через социально-значимую деятельность

2. Распространение героического и трудового прошлого села через изучение истории

3. Создание условий для формирования гражданской активности у детей и молодежи.

5. привлечение общественно-значимой деятельностью учащихся гимназии детей и молодёжи села к изучению истории родного края

6. Укрепление позиции творческой команды единомышленников для дальнейшего развития проекта

6. Расширение контингента участников проекта.

Перспективы развития проекта

1. Предложенный проект позволит учащимся в дальнейшем вести самостоятельную поисковую, аналитическую и оформительскую работу

2. Расширение социально-партнерских отношений с органами местного самоуправления

3. Продолжение работы по изучении истории нашего села, выпуск печатной продукции (сборников, буклетов)

4. Расширение территории проекта: трансляция опыта в школах района, в республике.

5. Участие с проектом во всероссийских, региональных конкурсах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С чего начинается Родина? У каждого свой ответ на этот вопрос. Для нас Родина начинается с села Турунтаево, в котором мы родились и живем, с улиц, на которых стоят наши дома. Мы любим свое село, хотим узнать о нем больше, хотим, чтобы наши сверстники ценили все, что сделали для них их предки.

Пройдет время, и мы придем насмену нашим отцам и дедам, иистория наша, история нашей страны, нашей малой родины, будет такой, какой мыеё сделаем. Каждому важно осознать - отменя, отмоей позиции, отпозиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Мы - достойное продолжение, делами нашими инашим поколением будут гордиться наши дети ивнуки.

Человеку очень важно ощущать себя звеном вцепи поколений, вцепи жизни. Надо только воспитать вподрастающем гражданине эту потребность видеть себя как продолжателя дела своего поколения, своей семьи, своего отца. Необходимо объяснить растущему человеку, что его жизнь - маленькая частица жизни фамилии, рода, страны, мира. Апотому жить необходимотак, чтобы «небыло больно забесцельно прожитые годы».

Надеемся, наша исследовательская работа будет содействовать воспитанию патриотизма и гражданственности, а материалы пополнят архив села и района.

За помощь мы благодарны нашим родителям, бабушкам и дедушкам. Слова благодарности выражаем ведущему специалисту архивному отделу Прибайкальской районной администрации Салагиной Любови Ивановне, библиографу-краеведу Прибайкальской межпоселенческой центральной библиотеки Утегеновой Ольге Рустамовне, ответсекретарю редакции газеты «Прибайкалец» Атутову Сергею Иннокентьевичу, Председателю Совета ветеранов Юрчику Николаю Харитоновичу, фотосалону Костиковой Натальи.

Приложения

Сборник «Улицы моего села»