Научный журнал для школьников
История родного края

Истории репрессий и большого террора на Урале

Лямцева С.П. 1 Крюкова Е.М. 2
1 МАОУ "Лицей №58" г. Новоуральск
2 МАОУ «Лицей № 58» г. Новоуральск
истории
репрессий
и
большого
террора
на
урале. “знать надо
чтобы помнить
помнить
чтобы не забывать
чтобы трагедий
подобных той
что была на нашей земле
более полувека назад не повторялось…” (р. рождественский)
1. Верт Н. «История советского государства 1900-1991 гг.» - М., 2002г.
2. Закон «О реабилитации жертв политических репрессий», 1993г.
3. Обухов Л.А. «История Урала XIX-XX веков», Екатеринбург «Сократ», 2008г., 138с.
4. Памяти незаконных жертв политических репрессий. Воспоминания членов Новоуральской городской общественной организации пенсионеров и инвалидов «Ассоциация жертв политических репрессий» / сост. О. Жидкова, Н. Лисьих, - Верхний Тагил: Уральское провинциальное издательство (ИП Чумаков С.В.), - 2014г.- 104с., илл.
5. Из воспоминаний Надежды Митрофановны Кадкиной, 2017г.
6. Из воспоминаний Валентины Григорьевны Тюпаевой, 2017г.
7. Интернет – ресурсы:
http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=145
http://upravlenie.academic.ru/2128/%D1%80%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
http://mysteriouscountry.ru/forum/viewthread.php?thread_id=76
http://mananews.ru/?p=1421

Знать надо, чтобы помнить, помнить, чтобы не забывать, чтобы трагедий, подобных той, что была на нашей земле, более полувека назад не повторялось

(Р. Рождественский)

В качестве эпиграфа к своей работе я взяла слова поэта Роберта Рождественского (1932 1994гг.): Знать надо, чтобы помнить, помнить, чтобы не забывать, чтобы трагедий, подобных той, что была на нашей земле, более полувека назад не повторялось. Поэт имел ввиду трагическую судьбу миллионов людей нашей страны в годы тоталитарной системы, которые строили светлое будущее каким его видел любимец народа И.В. Сталин. И этот любимец народа вёл народ к светлому будущему через пытки, подозрения, доносы, недоверия.

Как такое могло произойти? Что это было за светлое будущее, на пути к которому люди страдали миллионами? Как могло руководство страны допустить такое? Что об этом могут мне рассказать очевидцы тех лет или страницы истории? Особенно меня интересует Урал.

Я поинтересовалась у своих родителей, могли ли мои родственники быть среди тех, кто на себе испытал то страшное время. Мои родители сказали, что нашу семью эта трагедия обошла стороной. Они жили на Урале, но мало что знают о том, что творилось. Больше знают о том, как жилось во время Великой Отечественной войны, что всех людей страны объединила Великая Победа.

Но ведь есть в нашем календаре и очень печальная дата 30 октября, это День памяти жертв политических репрессий. Может было не просто людям, которые пережили лагерное прошлое об этом говорить и вспоминать.

Заглянем в словарь. Репрессия, от латинского пресс, давление, карательная мера, наказание. Она применялась и применяется во всех странах мира к нарушителям закона. Яркими примерами репрессий может быть репрессии против революционеров XIX в. в нашей стране. Аресты, высылки и другие репрессии в отношении революционных деятелей продолжались долгое время. Репрессии в период правления Кастро преследования и репрессии со стороны правительства Кубы в отношении собственных граждан с момента прихода к власти Фиделя Кастро в 1959 году. Политические меры сёгуната Токугава, направленные на подавление антиправительственной оппозиции и инакомыслия в Японии. Длились на протяжении 1858 - 1859 годов.

Но даже эти примеры не идут ни в какое сравнение с тем, что творилось в годы тоталитарного режима в СССР, когда всё было под жёстким контролем. Репрессии были и в 30-е годы, и в 40-е годы, и до самой смерти И.В. Сталина (1953г.). Пик репрессий приходится на 1937-1938гг. Этот период принято называть периодом Большого террора. В 2017 году исполнилось 80 лет со дня самого кровавого года 1937г. Долгое время многое замалчивалось, так как господствовала безграничная секретность. Вот почему мои родственники мало что знают о тех временах, о том, что тогда творилось.

Из словаря: Большой Террор - серия репрессий и политических преследований в СССР, в 19361938. Название дано по книге Р. Конквеста Большой террор (англ. The Great Terror). Период репрессий 19371938 гг. называется Ежовщиной и связан с народным комиссаром внутренних дел Ежовым. Массовые репрессии периода ежовщины осуществлялись руководством страны на основании спущенных на места Николаем Ежовым цифр плановых заданий по выявлению и наказанию так называемых врагов народа.

В ходе ежовщины к арестованным нередко применялись пытки, не подлежавшие обжалованию, приговоры к расстрелу часто выносились без судебного разбирательства и немедленно приводились в исполнение.

По данным современных историков, общее число лиц, осужденных к высшей мере наказания и расстрелянных в период ежовщины за два года (1937-38) составляет 681 692 человек.

Число тех, кто был осуждён за все годы репрессий ещё больше. За эти годы было осуждено 1.344.923 человека. Истинные цифры мы наверно не узнаем никогда. Сотрудники ОГПУ и НКВД тщательно скрывали места расстрелов и захоронений, держали в строгом секрете списки репрессированных и расстрелянных.

Не укладывается в голове то, что люди могли поступать так со своими согражданами. А так как они тщательно скрывали свои злодеяния, значит, они понимали, что делают. А ещё я слышала такую поговорку: Бей своих, чтоб чужие боялись. Неужели это стало их жизненным правилом? Это же бесчеловечно! К чему были такие жертвоприношения?

Думая о том времени, я никак не могу понять, неужели люди верили в существование сотен тысяч врагов народа или делали вид что верят? Почитав литературу, считаю, что основной причиной массового террора стал своеобразный эффект привыкания населения к произволу (спокойное отношение к нарушению и ограничению гражданских и экономических, равнодушное отношение к насилию над священнослужителями, дворянством, предпринимателями, крестьянством). Советские люди по разному относились к государственному произволу, но основная часть населения воспринимала происходящее пассивно. Низкий уровень образования основной части страны позволял властям широко использовать миф о врагах народа. Это страшно! Ведь самое страшное - это равнодушие и пассивность. Страх делал людей слепыми и глухими. Сказать открыто об этом могли не многие, видимо именно в этом причина такой долгой и страшной беды и трагедии советского народа.

Мой Урал тоже не обошли кровавые репрессии, я узнала из литературы, что всего в 1936г. в Свердловской области были арестованы 2 428 человек, в 1937г. - 17016 человек.

В августе 1937г. - феврале 1938г. по специальному решению Политбюро ЦК ВКП (б) и НКВД проводились массовые аресты, расстрелы и выселения в новые лагеря. На Урале чекистам разрешалось расстрелять 7,7 тыс. человек, 15,5 тыс. - отправить в лагеря и тюрьмы. То есть, врагом народа мог стать каждый, ведь цифры были обозначены.

Из 8 млн. жителей Урала в 1930-е гг. было привлечено к ответственности и осуждено около 900 тыс. человек. Среди наиболее крупных процессов на Урале дело так называемого Уральского инженерного центра (1931г.), дело контрреволюционной организации в уральской каменноугольной промышленности (1937г.)

Все меньше остается в живых тех, кто мог бы нам поведать о тех страданиях наших граждан.

Новоуральск молодой город. Но здесь живут те, кто помнит по рассказам родителей события бурных тридцатых годов. Я обратилась к учителям нашего города, которые сейчас находятся на заслуженном отдыхе, эти учителя состоят в профсоюзной организации нашего лицея. Их не много. Среди них Кадкина (девичья фамилия Панасенко) Надежда Митрофановна имеет статус репрессированная. Она родилась 28 февраля 1929 года в Приморском крае, Черниговском районе, селе Черниговка. Ещё в августе 1933 году их семья в составе 6 человек (отец, мать и три брата: 1921, 1924, 1926 г.р. и малышка Надя) была сослана (и ещё 112 семей) в Хабаровский край. Там было небольшое нанайское поселение, где их поместили в свинарнике и они спали на нарах в 3 ряда. Там родители работали на лесозаготовках, на сплаве леса, в колхозе и т.д. Уходили очень рано, возвращались затемно. Нанайцам променяли всё на продукты. Лошадей кормили лучше - им давали гречку и овёс. Когда наступил 1937 год, ночью пришли за дядей Иваном Емельяновичем. Его обвинили в том, что он утопил лошадь и объявили врагом народа. Ему дали 10 лет за то, что он не совершал. Тогда забрали около 15 человек. Вся деревня кричала криком, - вспоминает Надежда Митрофановна. Отца её обвинили в том, что он прячет золото. Слава Богу, выяснилось, что он так называл своих детей: Вы - моё золото, и его отпустили.

На сегодня в списках репрессированных значатся около 100 человек нашего города. Одна из них, бывшая директор школы № 51 Тюпаева (Быстрова до замужества) Валентина Григорьевна. Её семья была выслана на Урал из Крыма, как особо опасные преступники по национальному признаку. Это был 1944 год, Валентине Григорьевне было 3 года. На Урале местные встретили их недоброжелательно. Их привезли в вагонах, в которых перевозили свиней и телят, в посёлок Лобва Новолялинского района. Воспоминания свидетельствуют о тяжелом, полуголодном существовании людей, об унизительных процедурах ежемесячной проверки, о слежке за ними, травле. Спасало то, что все депортированные держались вместе, делились всем, что было. Взрослые работали на заводах и лесокомбинатах.

А ещё раньше в 1937 году семья её мамы была раскулачена. Забрали всё. Людей оставляли в том, что было. То есть, люди дважды пережили трагедию.

Работа над эссе перевернула моё сознание и представление о жизни человека тогда. Сотни сломанных судеб ни в чем не повинных людей не должны быть забыты. Кто сохранит эту память, если не мы сами?

Я узнала, что есть памятники жертвам политических репрессий, которые находятся во многих городах России, в том числе и на Урале (Екатеринбург, Уфа, Тольятти и др.). На мемориальном комплексе жертв политических репрессий в городе Екатеринбурге на 12 километре высечены фамилии тех, кто был репрессирован. Я узнала, что сейчас установлен памятник в Екатеринбурге у Дворца Молодёжи. Выделены средства в размере 4 млн. рублей и на памятник в нашем городе в Новоуральске, который установлен недалеко от Вечного огня.

Я возвращаюсь к словам поэта Р. Рождественского: Знать надо, чтобы помнить, помнить, чтобы не забывать, чтобы трагедий, подобных той, что была на нашей земле, более полувека назад не повторялось и я испытываю гордость, что сейчас, в наше непростое время, мы сохраняем нашу историю. В память о всех погибших людях, в период сталинских репрессий, я хочу зажечь Свечу Памяти у памятника жертвам репрессий в городе Новоуральске, низко поклониться тем, кто пережил эти чудовищные времена и сказать: Эта трагедия забвению не подлежит. Я верю, что со мной будут миллионы солидарны.


Библиографическая ссылка

Лямцева С.П., Крюкова Е.М. Истории репрессий и большого террора на Урале // История родного края. – 2020. – № 1. ;
URL: https://historyland.ru/ru/article/view?id=1 (дата обращения: 03.12.2022).