Научный журнал для школьников
История родного края

Эхо войны в моей семье

Винтоняк Т.М. 1
1 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия № 1 г. Рузы"
война
оккупация
голод
болезнь
школа
работа.
1. Источники:
1.Архивные документы Осиповой Е.А. и семьи Винтоняк B.
2. Литература:
2. Борозняк А.И. 22 июня 1941 г.: взгляд с той стороны. //Отечественная история. 1994 г. №1.
3. Зубкова Е. Общественная атмосфера после войны. 1945-1946 г.г.//Свободная мысль, 1992 г. №6.
4. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945
5. Киселев А.Ф., Щагина Э.М. Хрестоматия по отечественной истории. 1946-1995 г.г. - М., 1996г.
6. Немецко-фашистский оккупационный режим (1941-1945). – М., Политиздат, 1965.
7. Преступные цели гитлеровской Германии в войне против Советского Союза. Документы, материалы. - М., Военное издательство.1987.
8. Соколов Б. Оккупация. Правда и мифы. - М., АСТ-Пресскнига.2003.
9. Суднеев Н. Те, кому выпало жить. – Кишинёв, Лит. Артистике. 1990
10. Яковлев Н.И. Книга для чтения по новейшей истории 1917-1945. - М., Просвещение, 1984 г.
11. Ресурсы Интернета:
11.1 Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ. Вход доступа: http://www.consultant.ru/ (14.03.2019)
11.2. Указ Президента РФ от 15 октября 1992 г. N 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны». Вход доступа: https://base.garant.ru/101573/. (14.03.2019)
11.3. О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области (с изменениями на 19 июля 2019 года). Вход доступа: http://docs.cntd.ru/ (23.09.2019)

I. Введение

Актуальность: все дальше от нас уходят годы Великой Отечественной войны. Все меньше остается в живых участников этой войны, но мы мало задумываемся о тех жертвах, чьи детские годы прошли за колючей проволокой, на чужбине или под оккупацией немцев. В школьных учебниках по истории об этой страшной странице в судьбе многих народов - отдельные строчки. Очень жаль, что авторы умалчивают о том, что миллионов людей европейских стран коснулась эта трагедия. Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. Война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками.И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих об их судьбах и жизненной дороге.

Объект исследования: события Великой Отечественной войны во время немецкой оккупации.

Предмет исследования: жизненный путь моей бабушки Осиповой Евгении Алексеевны

Цель работы: изучить биографию моей бабушки Осиповой Евгении Алексеевны, бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами в период Второй мировой войны

Задачи исследования:

- изучить информационные источники о Великой Отечественной войне;

- собрать необходимые данные о жизни бабушки;

- проанализировать и обобщить имеющиеся данные (фотографий, медалей, рассказов, архивов) о Е.А. Осиповой, несовершеннолетнем узнике фашизма;

- через описание конкретной человеческой судьбы отразить события Великой Отечественной войны;

- выразить полученную информацию в исследовательской работе, привлекая внимание к важности и значимости событий периода Великой Отечественной Войны

Использованы методы и приемы:

1. Изучены исторические документы, Закон РФ «О ветеранах», Указ Президента РФ «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами в период Второй мировой войны».

2. Теоретический метод анализа и обобщения применен при анализировании воспоминаний моей бабушки несовершеннолетнего узника фашизма.

3. Теоретический метод исследования позволил производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

4.Эмпирический метод для изучения конкретных исторических фактов.

5. Исторический метод для описания событий конкретной человеческой судьбы, через которую отразились события Великой Отечественной войны.

6. Метод интервьюирования.

5. Обработка полученной информации сравнительно – аналитическим методом.

Новизна: детская память охватывает тот материк человеческих чувств на войне, которой обычно ускользает от взрослого внимания. Если взрослых война захватывала, как действие, то ребенок чувствовал и переносил все иначе, в силу детской психологии. И то, что они запомнили, вынесли из смертного ада, сегодня стало уникальным духовным опытом, опытом беспредельных человеческих возможностей, которые мы не вправе предать забвению. Новизна исследования заключается в том, что впервые публикуются сведения о детских военных годах моей бабушки Осиповой Евгении Алексеевне.

Практическая значимость работы:

Материалы исследование можно использовать на уроках истории, внеклассных мероприятиях, классных часах, посвященных Великой Отечественной войне в разделах «Оккупационный режим», «Дети войны».

Краткий анализ литературы: в исследовательской работе «Эхо войны в моей семье» литературу можно разделить на три группы.

Первая - это ресурсы интернета, на которых я изучила исторические документы: Закон РФ «О ветеранах», Указ Президента РФ «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами в период Второй мировой войны».

Вторая группа – это личный архив моей семьи: фотографии, наградные документы, воспоминания моей бабушки Осиповой Евгении Алексеевны.

Третья группа – это историческая литература о Великой Отечественной войны, оккупационном режиме на оккупированной фашистами территории.

II. Эхо войны в моей семье.

2.1. Оккупационный режим

Глубокий след, как незаживающая рана, остался в памяти старшего поколения о пережитом в годы Великой Отечественной войны. Память не дает покоя не только бывшим фронтовикам, но и тем, кому пришлось пережить ужасы фашистской оккупации или кошмара концлагерей. Везде, где ступала нога фашистского солдата, совершались неслыханные по своей жестокости преступления, жертвами которых были мирные люди: старики, женщины, дети. Гитлеровские палачи последовательно и систематически проводили массовое уничтожение мирного населения. Они истребляли сотнями тысяч ни в чем неповинных людей: применяли изощренные методы пыток, жгли, травили собаками, вешали, умертвляли в душегубках, морили голодом, заражали инфекционными заболеваниями, расстреливали. «У тебя нет сердца, нервов, на войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, - убивай, этим ты спасешь себя и прославишься навеки», говорилось в обращении немецко-фашистского командования к солдатам. Следует вывод, что бесчинства немцев оправдывались фашистской идеологией [10].

Из всех оккупированных стран гитлеровцы насильственно угоняли молодежь в Германию, где ее подвергали бесчеловечной эксплуатации на военных предприятиях или в помещичьих хозяйствах; многие гибли от непосильного труда и издевательств. Количество угнанных постоянно росло: в октябре 1941 года их насчитывалось 4 с лишним миллиона, в декабре 1943 года - уже 6 миллионов [5].

Миллионы граждан СССР, в ходе войны оказались в плену, на каторжных работах в Германии и на оккупированной территории. До сих пор не существует точной цифры потерь СССР в годы войны. Каждый год приносит новые данные. Только в плену погибло около 3,3 млн. человек [5]. А сколько умерло от голода и лишений на оккупированной территории? Я выяснила, что во время немецко-фашистского оккупационного режима погибло:

РСФСР – 1 906 661 чел;

Украина – 2 402 234 чел;

Белоруссия – 399 374 чел;

Литва – 160019 чел;

Латвия – 279615 чел;

Эстония - 74226 чел;

Молдавия – 47242 чел;

Карело-Финская ССР – 142чел;

Всего - 5269513 чел. [6]

Тех, кто прошел через Бухенвальд, Освенцим и другие концлагеря, давно уже нет в живых. Слишком было подорвано здоровье в этих лагерях, чтобы жить долго. Да и бывших малолетних узников фашизма, оказавшихся на территории оккупированных района, осталось мало, около 2000 человек. В годы войны на оккупированной советской территории оказались около 80 миллионов беззащитных женщин, детей и стариков. В подавляющем большинстве это были представители славянских народов: русские, украинцы, белорусы.

2.2. Детские воспоминания о войне

Непростая судьба детей - несовершеннолетних узников фашизма. Считаю, что разыскать этих людей, записать их рассказы - задача большой исторической важности. «Мы родом из детства» - бытует такое высказывание. О своем детстве они не любят вспоминать. Страшно само слово «война», а в 1941 оно прозвучало набатом для нашего народа. Но эта война была особенно страшна своей неожиданностью, своей жестокостью по отношению к мирным жителям: старикам, женщинам, детям. Первой приняла на себя удар Белоруссия. Что пережили жители этой республики на рассвете 22 июня 1941года, всем, в общем-то, известно из фильмов, из повестей В. Быкова, Б. Васильева. Но когда об этом говорят очевидцы, то невольно переживаешь с ними события тех лет, уносишься в то время гораздо эмоциональнее, чем когда читаешь.

Моей бабушке, Осиповой Евгении Алексеевне было всего 4 года, когда прогремели первые взрывы. Было это в Белоруссии, в Витебской области, в семье Евгении Алексеевны было четверо детей, старшей сестре 13 лет, а самой маленькой всего 2 года. Со слов Евгении Алексеевны: «Мы спали. Вдруг взрыв. Зарево. Горела ферма. Мы вскочили, начали кричать. Побежали, паника... Я запомнила. У нас был дом и сени, ну как всегда в деревнях было. И на стене висел портфель с документами и со сладостями. И когда его срывали, посыпались конфеты. И у меня в памяти осталось, что очень жалко было конфеты... Бежали по кустарникам. Все кругом рвалось. Куда бежали, я не знала. Бомбежка утихла, и мы вернулись домой, через некоторое время пришли немцы. Нас естественно в дом не пустили. Мы жили в сарае.

В октябре 1942 года нас всех выгнали из деревни и погнали. Дети на руках, кто не мог идти, а остальные так под конвоем. Пригнали в Витебск. Загрузили в товарный вагон. Загнали всю деревню. И где-то в Гродненской области наш вагон отцепили, потому что почти все заболели тифом. Многие умерли, а кто живой остался, тех сбросили в школу деревни Берташи. На полу мы лежали. А бабушка не заболела и всех нас выходила, из нашей семью никто не умер. Раз в неделю из Щукина нам привозили похлебку. А потом, когда мы маленько поправились, мамку стали гонять на работу, копать окопы. А мы, маленькие, ходили, побирались: собирали «тошнотики» (так называли мороженую картошку), очистки, рвали лебеду, сныть и другие травы, в общем, кушали все, что могли найти. Так вот и жили.

А в 44 году немцы стали отступать, наши пришли и нас освободили. И мы вернулись в свою деревню. Приехали, а у нас в деревне осталось пять домов: то ли сожгли, то ли разобрали, я не помню, но дома нашего не было. Мы жили в крайнем доме, а в нем несколько семей. Спали на полу. Вечером сидели при лампадках, песни пели. Есть нечего, с голоду пухли, хотелось спать постоянно. Уже весной придут, кто-нибудь гулять зовут идти, а нам не хотелось. Хотелось только спать-спать.

На участке закапывали вещи, зерно. Зерно выкопал кто-то (все же знали), а вещи остались: часы, костюмы, еще одежда какая-то. А бабушка их возила и меняла на хлеб. Сейчас уже многое забыли.

Отец наш погиб, как потом узнали, совсем недалеко от дома. Как рассказывал отцов брат, они в плен попали. А потом договорились бежать. И он, как командир, всех вперед выпустил, а сам последний бежал. Они в лесу договорились встретиться. И они слышали лай собак и выстрелы. Они его ждали, но так он и не пришел. Наверное, его убили, хотя нам приходило извещение, что он пропал без вести [1].

2.3. Мирное время – мирные заботы

В 45 году, весной, дядя Ваня (отцов брат) пришел с войны без ноги. Он жил в Сосновке за Витебском, и он забрал нас к себе. У него там дом остался. Мы у него некоторое время жили, потом бабушка вышла второй раз замуж, а у мужа ее в Песочне (Рузский район) была родня. И мы в 46 году уже переехали сюда. Сюда приехали, а что приехали: голые и босые, обувать нечего. Осенью, бывало, бежим в школу босиком по морозу, пальцы посинеют, вздуются, или покраснеют, красные, как рак (смеется), а школа была в деревне Вишенки, это примерно три километра от нашей деревни. Но ничего, бог миловал, не болели. В первый класс пошла почти в 9 лет, негде было учиться. В Вишенках окончила начальную школу, а в 5 класс уже стали ходить в Рузу пешком, а это около 8 километров.» [1]

Здесь, в Рузском районе окончила 8 классов, после школы сразу начала работать, в 1957 году вышла замуж за Осипова Ивана и переехала жить к мужу в соседнюю деревню Волково, в 1958 у них родился сын Борис. Деревня находилась на берегу реки Озерны, в 1965 году было построено Озернинское водохранилище и деревня попала в зону затопления. Свои дома жителям деревни Волково пришлось разбирать и переносить на новое место, так образовалась новая деревня – Нововолково. Уже в новой деревне в семье Евгении Алексеевны родилась дочь Вера. Вот так и жили: растили детей, работали, вели подсобное хозяйство [1] (приложение 3).

Трудовая деятельность Евгении Алексеевны длинная и насыщенная, 35 лет она проработала в «Озернинской инспекции рыбоохраны», имеет звание «Ветеран труда», награждена знаком «Почетный работник органов рыбоохраны России», ушла на заслуженный отдых только в 69 лет (приложение 4).

Сейчас Евгении Алексеевне уже 82 года, у нее большая дружная семья дети, внуки, правнуки. Бабушка очень любит, когда все собираются вместе за большим столом, всегда суетится, старается всех накормить чем-то вкусненьким, каждому уделить внимание. В доме всегда много конфет, не бывает такого, чтобы у бабушки не было где-то запаса сладостей, как-будто боится, что случится что-то и ей снова будет очень жаль «рассыпанных конфет», видимо эта, казалось бы, мелочь, очень сильно задела детскую психику и осталась в памяти на всю жизнь. Несмотря на уже преклонный возраст, бабушка старается быть полезной, вести активный образ жизни, не может сидеть без дела. В ее доме и на участке всегда чистота и порядок, она очень любит цветы, палисадник около ее дома цветет и благоухает с ранней весны до поздней осени. Всегда добрая, отзывчивая, она вспоминает свое нелегкое детство в некоторые моменты даже с улыбкой. (приложение5). На ее долю выпало пройти войну еще совсем ребенком. И иногда снова и снова возвращается далекая война во сне, обжигая душу страхом и болью. Пахнет она дымом сгоревшей дотла деревни. Кровью, тифом и смертью. А еще сапогами немецких солдат… «А война как была со мной, так и останется - не уходит, не забывается. Истоптала она наше детство, искалечила» - говорит Евгения Алексеевна [1].

Занимаясь исследованием, мне удалось увидеть, что от этого поколения людей требовалось немало жизненных сил. Их жизнь протекала на фоне войны, фашистской неволи, голода, стресса, послевоенных жизненных испытаний, но они сохранили человеческое достоинство.

Соприкасаясь с этой темой, вновь встает мучительный вопрос о мере жизни и смерти, а значит и вопрос о неоправданности, абсурдности войны. Чувство ужаса перед массовой бойней не исчезло, а, напротив, стало ещё острей. Оно живет в воспоминаниях бывших фронтовиков, отчетливо выражено в современной документальной военной прозе. Слушая эти воспоминания, читая книги о войне, мы словно идем «обожженными километрами чужой боли и памяти», вновь оказываемся на границе разумного. Однако знать всю жестокую правду войны необходимо, поскольку «…если войну забывают, начинается новая» [9].

2.4. Государственная забота о несовершеннолетних узниках фашизма

История едва ли не каждой семьи в России в XX веке, история каждой человеческой судьбы связана с Великой Отечественной войной. Людей насильственно угоняли в Германию на каторжные работы, отправляли в концлагеря, это калечило жизнь человека не только физически, но и духовно. Наши ветераны, прошедшие ужас войны, уже состарились. Возраст и морщинки - это еще не старость. Старость- это память о прожитой жизни, горечь о потерянных людях, тревожные, беспокойные думы о будущем своих внуков, правнуков. Умудренный наивный протест: как еще может существовать где-то зло, почему его не уничтожат немедленно. В сновидениях наших собеседников чаще всего оживают истории более чем 75- летней давности - война, голод, нужда, плен, фашистская речь, пулеметные очереди. Такие люди, как моя бабушка, подобно ангелам-хранителям, оберегают, лелеют оставшихся в живых, тех, кто пришел на смену их поколению.

Проанализировав, какая социальная помощь и государственная поддержка оказывается бывшим несовершеннолетним узникам фашизма. Согласно Закону «О ветеранах» [11.1] бывшие несовершеннолетние узники фашизма пользуются мерами социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, при наличии инвалидности - мерами социальной поддержки инвалидов войны. Также им предоставляются льготы согласно Указа Президента РФ от 15. 10. 1992 г. №1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» [11.2]. Моей бабушке, как бывшему малолетнему узнику фашизма оказывается социальная помощь на основании закона 36/2006-ОЗ «О социальные поддержки отдельных категорий граждан Московской области» [11.3].

Я узнала, что не все категории граждан, находившихся в фашистской неволе, приравнены к несовершеннолетним узникам фашизма. Речь идет о тех детях и подростках, которые были угнаны в Германию, но находились не в концлагерях, а работали в хозяйстве богатых немцев. Раз они не получили соответствующих документов, то не имеют и льгот. А таких людей немало.

Следующий вывод, который можно сделать: слишком долго государство признавало в несовершеннолетних узниках фашизма не предателей, не «чужаков», а людей, которые прошли сквозь ад войны. Ведь удостоверения несовершеннолетних узников фашизма получены такой категорией граждан лишь всего несколько лет назад. Десятилетия эти люди не были признаны государством и не были уравнены в правах с ветеранами труда и войны.

III. Вывод:

Выбранная мной тема исследовательской работы не только актуальна, но и интересна и имеет практическую значимость, материалы исследования можно использовать на уроках истории и внеклассных мероприятиях.

В основу своей работы я положила воспоминания моей бабушки. Меня потрясли ее детские годы, сколько ей пришлось вынести. Этого не прочитаешь ни в одной книге, не увидишь ни в одном кинофильме.

Работая над раскрытием вопросов, поставленных в ходе изучения темы, я сделала вывод о том, что память остается, жива, по сей день. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своих прадедах, которые были фронтовиками. Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не случилось более страшного, но, и чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя…

Поставленная цель - изучение жизни несовершеннолетнего узника фашизма моей бабушки достигнута.

Результаты исследования рекомендованы для проведения уроков мужества.

IV. Заключение.

Память – наша история. Каким будет взгляд на неё ребёнка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живёт в душе переживших её такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то.

Сейчас мало кто придаёт значение такому факту, как лишение детства детей, родившихся до войны. Теперь они уже глубокие старики. Война узурпировала их детский быт. Росли они, не зная каждодневной ласки родителей. Их мамы постоянно находились на работе и не имели возможности встречаться с ними ежедневно. Младших детей опекали старшие. О лакомствах они не имели понятия, очень многие из них воспитывались без отцов. Ни о какой радости в те годы и говорить не приходилось. Их детство сопровождалось слезами матерей по погибшим на фронтах войны отцов да щемящим душу переживаниям: как будем дальше жить, чем кормиться, как содержать корову-кормилицу, где брать топливо для обогрева домов, как учить и во что одевать детей.

Все, что вынесло поколение людей военных лет – это подвиг, самопожертвование во имя Победы правого дела Отечественной войны советского народа.

Всё дальше в прошлое уходят от нас страшная война. На смену одних поколений приходят другие. 9 Мая, в день Победы над Фашистской Германией, мы склоняем головы у обелиска погибшим воинам.

Звучит призыв: «Остановитесь, люди! Склоните головы! В минуты молчания прислушайтесь, люди! Сердцем прислушайтесь! И вы услышите тяжелый топот кованых сапог и глухие стоны. Это стонет наша земля, принявшая муки, кровь и смерть солдат, стариков, женщин, детей. Они навсегда слились с многострадальной землей. Их останки покоятся в братских могилах» [9]

Приложение 1

Семья Осиповой Евгении Алексеевны

1952 г.

Евгения Алексеевна с братом Александром и младшей сестрой Раисой.

Приложение 2

Осипова Евгения Алексеевна с подругами Ефросиньей, Галиной и Марией

Приложение 3

Семейные фотографии Осиповой Евгении Алексеевны

с мужем Иваном

image1

С сыном Борисом и дочкой Верой

Приложение 4

Трудовые награды Осиповой Евгении Алексеевны

image1 (2)image2 (1)

1. Юбилейные медали 60 ,65 ,70 лет победы.

2. Памятная медаль «Непокорённые».

3. Удостоверение «Дети войны».

4. Звание «Ветеран труда».

5. Звание «Почётный работник органов рыбоохраны России».

6. Памятный значок «70 лет органам рыбоохраны России».

Приложение 5

Дом Осиповой Евгении Алексеевны


Библиографическая ссылка

Винтоняк Т.М. Эхо войны в моей семье // История родного края. – 2020. – № 3. ;
URL: https://historyland.ru/ru/article/view?id=128 (дата обращения: 03.12.2022).