Научный журнал для школьников
История родного края

"Святые жены Руси"

Нужная А.А. 1
1 МОУ "Гимназия № 1 г. Волоколамска"
история
религия
вера
память
1. Балакшин Р.А. Избранные жития святых для детей. 2-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014.
2. К.Р. (Константин Константинович Романов) Стихотворения и драма «Царь Иудейский». М.: Профиздат, 2011.
3. Петрова Т. Преподобномученица великая княгиня Елизавета. – М.: ООО «Даниловский благовестник», 2014.
4. https://vk.com/anesti_volok
5. http://involokolamsk.ru/novosti/kultura/velikaya-zhenshchina-doma-romanovyh
6. https://ruvera.ru/svyataya_knyaginya_olga
7. https://ruskline.ru/analitika/2018/11/2018-11-01/svyataya_caricamuchenica_aleksandra_fedorovna/
8. https://3rm.info/publications/3283-carica-aleksandra-feodorovna-romanova.html
9. https://pravoslavie.ru/5264.html

http://naslednik.cerkov.ru/files/2015/04/P4168763.jpg

В мае 2019 года я посетила выставку «Святые жены Руси», организованную в нашей школе. Выставка подготовлена Международной общественной организацией «Союз Православных женщин» при Всемирном Народном Русском Соборе и посвящена духовному подвигу русских сподвижниц, явивших пример горячей беспредельной любви к ближним, величия духа и милосердия.

Моему вниманию были представлены 12 биографий православных женщин, совершивших духовный подвиг при жизни (одни на государственном престоле, другие в монашеской келье, третьи в своей семье угодили Богу праведной жизнью), канонизированных Русской православной церковью и в настоящее время являющихся нашими духовными защитницами.

http://40.rosprofprom.ru/wp-content/uploads/sites/20/2019/06/%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%B1%D1%81%D0%BA.%D0%9A%D0%BD%D1%8F%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D1%8F-%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0.3.jpg

Первой моему взору предстала равноапостольная княгиня Ольга. Равноапостольными называли святых, которые прославились проповедью Евангелия и обращением народов в христианство.

Я узнала, что Ольга – единственная из женщин, которую почитают наравне с апостолами. Еще до Крещения Руси, она первой из правителей приняла христианство. Это было более 1000 лет тому назад. Святую Ольгу называют «корень Православия», «начальница веры», «богомудренная княгиня», «православных берегиня» и т.п.

Слушая экскурсовода, я удивлялась тому, что княгиня Ольга – святая. Ведь на уроках истории нам рассказывали о ней, как о жестокой женщине, которая отомстила за смерть мужа. А убийство – один из смертных грехов. Этот факт не давал мне покоя, я решила найти жизнеописание княгини Ольги и узнать о ней с разных сторон: исторического и православного.

24 июля (11 июля ст. ст.) Церковь чтит память святой равноапостольной княгини Ольги, нареченной во святом крещении Елены. Святая княгиня Ольга правила Древнерусским государством с 945 до 960 года в качестве регентши при малолетнем сыне Святославе, после гибели ее мужа, киевского князя Игоря Рюриковича. Ольга первой из правителей Руси приняла христианство. Святой равноапостольной княгине Ольге молятся об укреплении христианской веры и об избавлении государства от врагов. Также святая Ольга почитается как покровительница вдов.

Житие так повествует о трудах Ольги:

«И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла…»

Русь становилась великой державой. Но Ольга понимала, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа. «Степенная книга» пишет:

«Подвиг ее в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания.»

Преподобный Нестор Летописец (ок. 1056-1114 гг.) повествует:

«Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа.»

Я поняла, что в душе Ольга была настоящей христианкой. Но когда ты управляешь державой, отвечаешь за сотни других жизней, нельзя не быть твердой, крепкой и даже в чем-то жестокой. Теперь я знаю, почему выставка «Святые жены Руси» началась именно с равноапостольной княгини Ольги.

https://irenecaesar.files.wordpress.com/2015/01/screen-shot-2015-01-21-at-08-40-22.jpg

Не только святая Ольга привлекла мое внимание во время экскурсии. История жизни императрицы Александры Федоровны меня тронула до глубины души. Она была немецкой принцессой, но смогла стать русской святой.

Одним из первых начинаний царицы Александры Федоровны в России на поприще милосердия было предложение придворным дамам: каждой шить в год по три платья для бедных. Русские аристократки были шокированы таким предложением. Осуждали они её за подарки: собственноручно ею с большой любовью связанные шерстяные платки или шарф. Осуждали и за то, что она удостаивала дружбой простых людей. Она была весьма взыскательной в нравственном плане и не терпела лжи и фальши, а потому дружила с людьми искренними и бесхитростными. «Меня не беспокоит, богат тот человек или же беден. Друг для меня, кем бы он ни был, всегда остается другом». Если же Александра Федоровна в ком-то разочаровывалась, то навсегда порывала с таким человеком все связи.

С появлением детей святая царица отдавала им все свое внимание: кормила, ежедневно сама купала, неотступно бывала в детской, не доверяя своих детей никому. Бывало, что, держа на руках ребенка, она обсуждала серьезные вопросы своего нового учреждения или, одной рукой качая колыбель, она другой подписывала деловые бумаги. Государыня не любила ни минуты оставаться праздной, и своих детей она приучила к труду. Чудные вышивки выходили из-под их быстрых рук. Две старшие дочери — Ольга и Татьяна — во время войны работали с матерью в лазарете, исполняя обязанности хирургических сестер.

Святой страстотерпицей императрица Александра Федоровна стала, приняв мученическую кончину. Об этом я узнала на уроке ОРКСЭ, когда рассказывали о новомучениках земли русской.

Царица с мужем и детьми была расстреляна в ночь на 17 июля 1918 года. Ей было всего 46 лет.

В 1991 году Александра Федоровна и все члены царской семьи были канонизированы Русской Православной Церковью за Рубежом, а в августе 2000 года и Московским Патриархатом.

http://podmb2500.narod.ru/ostash_sych/IMG_2047.jpg

Но больше меня удивило, что царская семья Николая II тесно связана с нашим Волоколамским краем. Потомки семьи Романовых владели имением в с.Осташево Волоколамского уезда. Внук Николая I, Константин Константинович Романов, в 1903 году принял решение удалиться в глубинку от порочных соблазнов столичной жизни. Осташёво приглянулось ему как усадьба, образцовая в хозяйственном отношении, весьма удалённая от Москвы и достаточно просторная для проживания его многочисленного семейства.

Константин Константинович Романов мне больше знаком как поэт. Не раз мой брат побеждал в Международном творческом конкурсе "Патриот Отечества", посвящённый представителям Дома Романовых, семье великого князя Константина Константиновича, в номинации «Художественное чтение», читая стихи К.Р. и Владимира Палея.

В имение Осташево когда-то приезжала родная сестра императрицы Александры Федоровны, жена двоюродного брата Константина Константиновича Романова Елизавета Федоровна Романова. На выставке она изображена рядом с великой императрицей. Елизавете Федоровне К.Р. посвятил стихотворение:

Я на тебя гляжу, любуюсь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих глазах таится глубина;
Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть не земле ничто средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту,
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту.

Эти поэтические строки приводятся или упоминаются как яркая характеристика великой княгини, как портрет, наиболее адекватно отражающий ее образ.

https://s12.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/1344905/wx1080.jpg

Жить для других было смыслом Елизаветы Федоровны. Она создавала дома призрения для сирот, инвалидов, тяжело больных, находила время для посещения их, постоянно поддерживала материально, привозила подарки.

Любовь к детям – к родным и чужим, любовь деятельная, христианская, великого князя Константина Константиновича, прозванного по заслугам «Отцом всех кадет», сближает его с Елизаветой Федоровной, не меньше, чем любовь к прекрасному и художественная одаренность.

Роднили Константина Константиновича с Елизаветой Федоровной твердые религиозные убеждения и любовь к паломничеству. И все же главное, что соединило великого князя и великую княгиню, – это преданность и чувство любви к одному человеку – великому князю Сергею Александровичу, другу и двоюродному брату Константина Константиновича.

Первым, кто из царской фамилии откликнулся на произошедшую в Москве трагедию и поддержал Елизавету Федоровну в ее горе, был великий князь Константин Константинович.

Великий князь Константин Константинович одним из первых и из первых рук узнал о посещении Елизаветой Федоровной находившегося в тюрьме Ивана Каляева, террориста, убившего ее супруга. Поступок потрясает князя, называя её святой.

Как верный друг, Константин Константинович оказался сопричастным и новому важнейшему этапу жизни и подвига служения Елизаветы Федоровны – открытию Марфо-Мариинской обители. Для этого она потратила часть своих драгоценностей. Другую часть своих драгоценностей великая княгиня раздала.

Сестры милосердия во главе с княгиней лечили больных, ухаживали за страждущими, делали перевязки, кормили и поили бездомных, занимались религиозным просвещением людей. В обители был построен храм, в котором проходили богослужения. Кроме того, при обители был приют для девочек-сирот. Сама Елизавета успевала также посещать самые неблагополучные районы Москвы, где оказывала медицинскую помощь и вызволяла оттуда младенцев. Как только началась Первая мировая, в обитель потекли раненые солдаты с фронтов. В 1915 году при содействии Елизаветы была создана первая в России протезная мастерская.

Елизавета Федоровна хотела открыть отделения обители в других городах России, но ее планам не суждено было исполниться. Началась Первая мировая война, по благословению матушки сестры обители работали в полевых госпиталях. Революционные события коснулись всех членов дома Романовых, даже великую княгиню Елизавету, которую любила вся Москва. Вскоре после Февральской революции вооруженная толпа с красными флагами пришла, чтобы арестовать настоятельницу обители — «немецкую шпионку, которая хранит в монастыре оружие». Обитель обыскали; после ухода толпы Елизавета Федоровна сказала сестрам: «Очевидно мы недостойны еще мученического венца».

После октябрьской революции 1917 года обитель поначалу не беспокоили, даже привозили сестрам продовольствие и медикаменты. Аресты начались позже. В мае 1918 года Елизавету Федоровну вместе с сестрой обители Варварой Яковлевой арестовали и отправили сначала в Екатеринбург, где уже жила царская семья, а потом в Алапаевск, где ее поместили под арест с другими Романовыми. В ночь с 16 на 17 июля была расстреляна царская семья, а следующей ночью алапаевские узники были живыми сброшены в шахту. Оставшиеся в живых долго умирали от ранений, жажды и голода. Пока были силы, они пели молитвы, одна из которых Херувимская. Вместе с князем Палеем, нареченным сыном поэта К.Р., с тремя родными сыновьями великого князя Константина Константиновича и остальными царственными мучениками встретила свой смертный час святая преподобномученица Елисавета.

В 1992 году она были причислена к лику святых.

Незадолго до выставки Волоколамский народный театр сыграл премьеру документального спектакля «Путь любви» о святой преподобномученице, великой княгине Елизавете Федоровне Романовой. На сам спектакль я не попала, но видела афиши, а потом читала репортаж о проведенном мероприятии. Режиссер Ольга Буракова о работе над спектаклем:

- Мы не случайно выбрали эту тему. Думаю, пришло время рассказать о Елизавете Федоровне, осмыслить глубину ее духовного подвига. Для нашего времени ее личность может стать нравственным ориентиром. Мы учим своих детей быть успешными, сильными, уверенными в себе. Но мы не учим их Жертвовать. Мы даже боимся этого. Но, как же можно жить, не отдавая ближнему?! Мы не учим детей: если можешь, чем можешь, помоги! Насколько можешь, будь полезен!

Верю, что спектакль о Елизавете Федоровне еще покажут, и я обязательно его посмотрю.

Стою я перед образами святых жен земли русской и вижу мудрых и добрых, сильных и смиренных женщин, жизнью своей проповедавшие христианские идеалы правды, любви и милосердия. Как жены-мироносицы. Их почитает Церковь, их прославляют святые. Их день мы празднуем из года в год каждое второе воскресенье после Пасхи. Но и вся дальнейшая история говорит нам о том, что во все века, во все эпохи именно женщины несут на себе самые тяжелые бремена, совершают самые высокие подвиги, вольно или невольно подражая спутницам Христа.


Библиографическая ссылка

Нужная А.А. "Святые жены Руси" // История родного края. – 2020. – № 1. ;
URL: https://historyland.ru/ru/article/view?id=18 (дата обращения: 03.12.2022).