Научный журнал для школьников
История родного края

Знаменитые люди земли мордовской

Феоктистова Л.Н. 1
1 МОУ «Берсеневская СОШ»
музей
мордовия
знаменитые люди

SAM_1720

Посетив со своими учениками наш школьный музей «Живая память», я увидела небольшую черно – белую фотографию. Экскурсовод сказал, что это фотография нашего земляка Василия Кузьмича Радаева. Здесь же мы увидели пожелтевшие от времени исписанные страницы. Как оказалось, это рукописи его произведений. Мы впервые увидели произведения не в привычном для нас напечатанном виде, а написанными от руки. Рукописи с пометками на полях, сделанными самим автором!!! Уже двадцать восемь лет с нами нет Василия Кузьмича, а память о нём живёт в этих страницах.

Народному писателю Мордовии Радаеву В. К. в 2019 г. исполнилось бы 112 лет со дня рождения, но его нет с нами…

Если вкратце обозначить биографию этого человека, то на первый взгляд она ни чем особым не отличается: почти такой же путь становления прошли многие его современники.

Родина Василия Кузьмича Радаева (родился он 13 марта 1907 года) – село Большой Толкай Бугурусланского уезда Самарской губернии, ныне Похвистневский район Самарской области. Здесь провёл детские и юношеские годы. В 20-е годы он становиться активным корреспондентом губернских газет «Голос молодёжи» и «Молодая деревня». В 1930 году В. К. Радав едет учиться в Ленинградский университет.

Кем только он не работал: и сельским учителем, и председателем колхоза, а позже и сельского совета. И редактором «Ардатовской районки» - это уже после того, как закончил в Ленинграде историко – лингвистический институт. Было это в 1934 году. А ещё Василий Кузьмич был научным сотрудником Мордовского научно-исследовательского института национальной культуры.

Во время Великой Отечественной войны – на фронте, попал в плен. Потом снова служил в армии. Демобилизовавшись, много лет отдал педагогической деятельности. До ухода на заслуженный отдых В. К. Радаев преподавал в Ичалковском педучилище Республики Мордовия.

Это как бы одна сторона его жизни, но была и другая, я думаю, самая главная – творческая деятельность, которой Василий Кузьмич начал заниматься в 1927 году, писал рассказы, поэмы. Обе прозаические книги – сборники «На берегу реки Шошма», «Так приходит счастье» – получили признание читателей так же, как и увидевшие свет позже поэмы «Пенза и Сура», «Сурай» и другие. Но, пожалуй, самой популярной стала героическая поэма «Сияжар» - главная его книга, где собраны сказания мордовского народа. На их собрание и обработку ушло тридцать лет. Книга прекрасно оформлена, издана, кроме эрзянского, на русском и венгерском языках.

Василий Кузьмич Радаев - создатель мордовского народного эпоса «Сияжар». Народный (1987), заслуженный писатель (1984), лауреат государственной премии МАССР (1979), член Союза писателей СССР (1966). Однако главным делом жизни для Радаева В. К. было собирание, изучение и литературная обработка мордовских легенд, преданий и песен историко-героического содержания. Сказания о Сияжаре в 1984 году были опубликованы в Будапеште на венгерском языке под названием «Сияжар».

Как прозаик В. К. Радаев известен рассказами о гражданской войне и послереволюционных преобразованиях мордовской деревни.

Работал старшим научным сотрудником эрзянской секции Мордовского научно-исследовательского института, занимался исследованием мордовской литературы, создавал художественные произведения на родном эрзя – мордовском языке. В созданных им довоенных очерках, рассказах, стихотворениях В. К. Радаев повествует об обновляющейся деревне, о новых прогрессивных явлениях, способствующих укреплению могущества Родины.

В годы Великой Отечественной войны Василий Кузьмич Радаев был на фронте, где также не расставался с писательским делом. Попал в плен. В публикуемых им в периодической печати публицистических материалах, очерках призывал мобилизовать все силы и энергию на разгром врага, на защиту любимой Отчизны. На достоверном материале стремился как можно лучше показать несгибаемую волю, крепкий дух и высокие моральные качества советского человека. Примечательным в этом плане является его очерк «Озверевшей собаке - смерть». Автор в кратком повествовании воспроизводит широкую картину жизни и рисует сильные характеры людей – патриотов.

В послевоенное время, работая сначала в Большетолкайской неполной средней школе, затем в Малотолкайском педучилище, Ичалковском педучилище преподавателем мордовского языка и литературы, Василий Кузьмич активно участвует в литературной деятельности.

В развитие мордовской литературы В. К. Радаев внёс свою весомую лепту и как критик. Им написано множество литературно-критических статей по различным проблемам мордовской литературы, по творчеству отдельных мордовских писателей. Так, например, с интересом были встречены его статьи «Об зрзянской художественной литературе молодых», «Как и о чём пишет Никул Эркай», «Об ударении в эрзянском языке» и многие другие.

Как учитель, хорошо знающий детскую психологию, он много пишет для детей. Так, например, широко известны среди мордовских читателей его рассказы «Тетят - цёрат» («Отец с сыном»), «Бишка», «Интернат», «Тимуровецт» («Тимуровцы»), «Максозь вал» («Обещанное слово») и другие.

SAM_1822

Василий Кузьмич написал три букваря на мордовском языке. Первый издан Мордовским книжным издательством в 1968 году. Второй – тем же издательством в 1971 году. Третий букварь, с цветными иллюстрациями, издан в 1975 году также Мордовским книжным издательством.

SAM_1828

Много времени Василий Кузьмич уделял собиранию мордовского фольклора. Он великолепный мастер литературной обработки сказаний мордовского народа. Почти четыре десятилетия работал он над созданием произведения о мордовском эпическом герое Сияжаре. Записывал многочисленные легенды и предания о Сияжаре в разных районах Куйбышевской, Оренбургской областей, делал литературную обработку этих материалов. Эпическая поэма «Сияжар» полностью написана на основе сказаний мордовского народа. В ней повествуется о героической борьбе мордвы за национальное освобождение, о тесной дружбе русского и мордовского народов. Читатель зримо наблюдает картины жизни древней мордвы, с интересом узнаёт об их нравах, обычаях. Ценность представляет «Сияжар» и потому, что в нём как бы высвечена, и до малейших тонкостей показана подлинная душа народа. Она ярко видна в образах лучших представителей народа – Сияжара, Дувара, Виртяна, Пижара и других. Красив, образен, легко усвояем язык произведения. Поэма в 1976, 1989 годах в переводе Сергея Поделкова выходила на русском языке. Сказания о Сияжаре в 1984 году были опубликованы в Будапеште на венгерском языке под названием «Сияжар. Мордовский эпос». Известный собиратель эпоса фино – угорских народов профессор Будапештского университета Петер Домокош, восхищаясь этим великолепным творением мордовского писателя В. К. Радаева, сказал: «Сияжар» для мордвы… является носителем и выразителем энциклопедии родного языка и представляет собой концентрат фольклора и искусства».СОЗДАВ ЭТУ ПОЭМУ ВАСИЛИЙ КУЗЬМИЧ СОВЕРШИЛ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОДВИГ.

SAM_1726SAM_1724

За эпическую поэму «Сияжар»в 1979 году В. К. Радаев удостоен Государственной премии Мордовской АССР.

SAM_1728SAM_1730

Извоспоминаний внучки писателя

Калашниковой Натальи Анатольевны

Мой дед, Василий Кузьмич Радаев, был удивительным человекам. Жизнь его неразрывно связана с историей нашей страны. Он - один из комсомольцев в своём родном селе, участник раскулачивания и коллективизации, фронтовик, председатель колхоза, директор школы, директор педучилища – это далеко неполный перечень его жизненных вех.

Какой он был? Очень сложно ответить одним словом. Дед был человеком, безусловно, целеустремлённым и волевым. Трудолюбивым и работоспособным. Перебирая его рукописи (только «Сияжар» был переписан им от руки 7(!) раз), я поражаюсь, сколько труда он вложил в них. Ведь писал он не шариковой ручкой, а старинной перьевой ручкой – чернилами.

Дед был, безусловно, сельский житель.

- Не могу жить без растений, без земли, - говорил дед. Мне чаще всего вспоминается дед в саду. Здесь он мог проводить долгое время – всю работу по саду дед выполнял сам. Может именно в эти минуты его и озаряли новые идеи и замыслы.

В доме частыми гостями были его друзья – литераторы. А если гостьей была Серафима Люлякина (эрзянская сказительница, писательница), то вечер, неизменно, заканчивался мордовскими народными песнями и частушками.

Часто его навещали молодые люди, только ступившие на литературную стезю. Приезжали с рукописями, набросками для статей. Дед всегда находил время, чтобы помочь им найти свой стиль, отредактировать их статьи, просто помочь советом. Кроме того, много лет он был бессменным руководителем творческого объединения молодых писателей Мордовии.

Дед был неравнодушен ко всему молодому, новому, очень любил детей, особенно маленьких, и в каждом видел какие – то ещё скрытые таланты. Умел находить с ними общий язык.

В основном работал он в вечерние и ночные часы, порой свет в его кабинете угасал далеко за полночь.

Я думаю, что дед прожил счастливую жизнь, отдав немало сил собиранию и изучению мира народного слова, метких речений, древних песен и сказаний. Для многих его жизнь может послужить примером смелости и благородства, любви к родине и верному ей служению, бескорыстной дружбы и верности в любви.

SAM_1725

Василий Кузьмич Радаев был частым гостем в Берсеневской средней общеобразовательной школе. Он много рассказывал нам о тяготах деревенской жизни, о том, как создавались колхозы, как тяжело было жителям села во время Великой Отечественной войны.

-В 1978 году на пионерском сборе, посящённом 33-х летию победы в Великой Отечественной войне, 8 «а» класс, в котором я училась, принял Василия Кузьмича в почётные пионеры.

Более 20 –и лет великолепный мастер литературной обработки сказаний мордовского народа Василий Кузьмич Радаев жил в селе Берсеневка Лямбирского района Республики Мордовия.

Всё что он получал от жизни – его титулы и награды – это результат его неустанного кропотливого труда. Его произведения вызывают у читателей разных возрастов большой интерес.


Библиографическая ссылка

Феоктистова Л.Н. Знаменитые люди земли мордовской // История родного края. – 2020. – № 2. ;
URL: https://historyland.ru/ru/article/view?id=232 (дата обращения: 03.12.2022).