Научный журнал для школьников
История родного края

Образовательное событие как средство формирования ключевых компетентностей учащихся

Шульгина О.А. 1
1 МОУ "Турунтаевская районная гимназия"
образовательное событие
школа
проект

Школа для ребенка – это не просто учреждение, где он получает набор определенных знаний по разным предметам, школа – это место, где он осваивает разнообразные социальные роли, готовя себя к взрослой жизни. Новое общество запрашивает человека способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться, умеющего видеть и творчески решать возникающие проблемы. Задача школы – поддержать ребенка, развить его способности и подготовить почву, чтобы эти способности были реализованы. Важно, чтобы именно в школе были выявлены интересы детей. Для этой цели и организована внеурочная деятельность.

ФГОС ООО требуют развития ключевых компетентностей учащихся. Возникает проблема: как это сделать нестандартно? Обычным путем этого не достичь. Мы нашли такую форму – это организация образовательных событий. Что же такое образовательное событие? Воронцов А.Б., генеральный директор Открытого института «Развивающее обучение»: «Образовательное событие – это мероприятие, в результате которого что-то происходит в ребенке, развивает его. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребёнок должен иметь неограниченные возможности».

Событийное образование – это ситуация, которая переживается и осознается ребёнком как значимая (поворотная) в его собственном образовании. В этой ситуации учащийся обретает новые знания, развивает компетентности, способности, собственную субъективность, вынужден менять стереотипы действий. При этом он является активным участником происходящего, глубоко его переживает и оценивает как событие в своем образовании.

Какие же ключевые компетентности возможно развить у учащихся во время проведения образовательных событий?

Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.

Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.

Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.

Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.

Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.

Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией.

Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.

Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.

Внедрение во внеурочную деятельность гимназии педагогической технологии «образовательное событие» осуществляется уже третий год. Один раз в четверть в течение учебного года коллектив учеников и учителей, с обязательным привлечением родительской общественности, трудится над реализацией той или иной идеи события. Темы событий мы стараемся выбирать актуальные, интересные ученикам и близкие их родителям, вызывающие сопереживание и желание участвовать в них. Назовём лишь некоторые из них: «Итанца-река моего детства», «День села Турунтаево», «День России», «день английского языка в школе Хогвартс», «Планета Х» и др.

257 учеников из 5-11 классов, 18 общественных экспертов приняли участие в образовательном событии «Я живу в Прибайкалье», посвященном 75-летию района. Оно было нацелено на:

Создание у учащихся представления об исторических корнях и современном Прибайкалье, его достижениях и перспективах, о людях Прибайкальского района, внесших значительный вклад в его развитие;

Мотивацию к определению своего профессионального будущего на малой родине;

Содержание образовательного события было одобрено на Управляющем совете гимназии, благодаря чему мы получили поддержку для изготовления оформления, создания призового фонда, организацию общественной экспертизы данного общешкольного образовательного события, привлечения к сотрудничеству наших надёжных социальных партнёров. Среди которых районный архив, редакция газеты «Прибайкалец», районная библиотека, информационный центр, ТСШ№1, дом детского творчества. В течение месяца, пока готовилось это масштабное мероприятие, педагогический коллектив, организованный творческой группой учителей русского языка и литературы, решал следующие задачи:

Создание условий для широкого выбора учащимися вида внеурочной деятельности;

Создание условий учащимся для самостоятельного поиска, обработки, анализа информации на заданную тему, расширение практики публичного выступления;

Реализация коммуникативных и социальных навыков учащихся через работу хобби-площадок и участие в оценивании события;

Самооценка и взаимооценка учащимися и педагогами мероприятий дня посредством рейтинга и рефлексии;

Реализация творческого, интеллектуального потенциала учащихся через создание и защиту проектов, выступление на уроке в качестве помощника учителя, проведение мастер класса;

Усиление роли общественных объединений школьников (совета гимназии, редакции школьной газеты «ГимИнфо»), как организаторов ученической инициативы;

Совершенствование механизма общественной экспертизы внеурочной деятельности;

Взаимодействие со школами образовательного округа, в частности Коменской СОШ;

Расширение круга социальных партнёров гимназии в организации внеурочной деятельности;

К реализации поставленных задач двигались поэтапно, руководствуясь планом подготовки образовательного события, внося коррективы на методическом объединении классных руководителей. Члены рабочей творческой группы работали каждый со своей параллелью классов, согласуя действия, как между собой, так и с координатором события, в роли которого выступала завуч по воспитательной работе. По мере готовности осуществлялся промежуточный контроль результатов подготовки: просмотр материала для выставки, текста экскурсий, темы и планы проектов, заслушивались ведущие и экскурсоводы и т.д.

1 этап ОС – подготовительная работа (в течение месяца): поиск материала (баннер, колледжи, архивное фото), подготовка экскурсии, экскурсоводов, оформление, содержание уроков, классного часа, хобби-площадок, коллективной игры «Ярмарка профессий», проект «Что я хочу сделать для школы, родного села, для района», где допускалось участие родителей в создании проектов.

Участие родителей на этом этапе ОС: вместе с детьми ищут в семейных архивах фотографии для выставки, участвуют в оформлении материала для баннера, помогают отобрать информацию для «Ярмарки профессий», являются соавторами проекта «Что бы я построил, открыл, организовал в Прибайкалье».

На подготовительном этапе можно говорить о формировании информационной, коммуникативной компетентностей у учащихся, а также о компетентности решения проблем.

Во время основного этапа осуществляется непосредственная реализация пика ОС согласно разработанному сценарию. Событие связывает всех субъектов в единое целое. Воспитательное взаимодействие осуществляется не только непосредственными отношениями, а также контекстом, который задается ситуацией или событием. С этой точки зрения наша задача заключается в организации именно тех событий, которые оказывают позитивное влияние на личность, определяют ее развитие в просоциальном направлении.

Роль педагога заключается в управлении событийностью как инструментом воздействия: на уроках работает помощник из числа учеников, оценивают работу помощника и урок общественные эксперты, ученики-корреспонденты пишут отзыв.

Всем присутствующим на образовательном событии запомнились фотовыставка и вернисаж рисунков «Прибайкалье моими глазами» мастер-классы, хобби-площадки, которые вели ребята, «биржа труда» и коллективная игра «Ярмарка профессий», проходившая под девизом «Где родился, там и пригодился». Ребята знакомились с учебными заведениями, профессиями и отраслями экономики, востребованными в Прибайкальском районе. Защиту проектов «Что я хочу сделать для родного села, школы и района» оценивало строгое и компетентное жюри, в составе которого представители комитета по делам молодёжи, районной и сельской администрации, члены совета гимназии, родители, журналисты. После каждого проведенного мероприятия дня все желающие могли определить рейтинг самого интересного урока, лучшего экскурсовода, лучшего помощника на уроке. Итоги конкурса сочинений «75 слов о Прибайкалье» уже были определены, но их могли оценить и сами гимназисты. Общественные эксперты смогли оценить урок, проекты, фотовыставку «Прибайкалье моими глазами» и фотографии из семейного архива, рисунки изостудии «Радуга». Большой интерес вызвал конкурс архивных фото «История одной фотографии». Участникам предлагалось угадать место, изображенное на фото и узнать, что находится на этом месте в настоящее время. Фотографии предоставлены их семейных архивов учеников и их родителей. Завершался день просмотром фильма «Прибайкальский район», который обобщал информацию, полученную в течение дня.

На основном этапе ОС формируются социальная, предметная и автономизационная компетентности учащихся.

Заключительный этап образовательного события – рефлексия: анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс. Этот этап очень важен при проведении образовательного события, так как ученики в различной форме учатся оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей. На этапе рефлексии школьники получают информацию о том, как их воспринимают другие люди, приобретают умения самоанализа. Важнейшее значение при этом имеет многосторонняя обратная связь. В результате обсуждения могут быть высказаны разные мнения, и ученик должен сам решать, с какой обратной связью согласиться, а какую отвергнуть. Этот этап рефлексии помогает прояснить отношения между детьми, научить их выражать подлинные чувства, способствует нахождению необходимых способов взаимодействия, создает групповую динамику развития.

Цветограмма – одна из методик изучения эффективности воспитательной работы. В день ОС каждый ученик оценивает занятия, которые посетил с помощью цветных стикеров. Содержание оценок может зависеть от характера и целей занятия. Например, красный цвет – был активен, смог проявить свои способности; зелёный – стремился быть активным, но не смог в полной мере себя проявить; жёлтый – проявил себя не в полной мере, так как не стремился к этому; синий – совсем не проявил себя.

На этом этапе ОС у учащихся формируются продуктивная, нравственная и предметная компетентности.

На общественной экспертизе внеурочной деятельности родители оценивают: позицию ребёнка в ОС, содержание материала выставки, уровень подготовки экскурсоводов и помощников уроков. Управляющий совет и школьное самоуправление подводят итоги конкурса среди классов, вручают награды.

Являясь участником образовательного события, школьник выполняет ценностно-ориентационную функцию, он является объектом управления (я-исполнитель) и субъектом (я-контролер), который планирует, организует и анализирует собственные действия. Таким образом, событийный подход в образовании обеспечивает самореализацию личности ребенка, его социальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.


Библиографическая ссылка

Шульгина О.А. Образовательное событие как средство формирования ключевых компетентностей учащихся // История родного края. – 2020. – № 4. – С. 3-3;
URL: https://historyland.ru/ru/article/view?id=241 (дата обращения: 05.08.2021).