Научный журнал для школьников
История родного края

Патриотическое воспитание учащихся через призму школьного музея

Екимов А.В. 1
1 МБОУ "Школа №1"
музей
патриотизм
урок мужества
учащиеся
школа.
Туманов В.Е. Школьный музей - хранитель народной памяти: учеб. пособие / В.Е. Туманов – М: ФЦДЮТиК, 2006. - 228 с.

Проблема патриотического воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества и идентифицируется с любовью к родному краю, городу, готовностью выполнить конституционный долг, социальной толерантностью, общественно-значимым поведением, активной жизненной позицией. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых гражданских свойств личности обучающихся. Сегодня общественный музей может предложить более широкий выбор форм и методов, направленных на становление патриотически воспитанной личности.

Исторический музей имени дважды Героя Советского Союза, Героя Кузбасса, Почётного гражданина Кемеровской области и города Прокопьевска, лётчика-космонавта Бориса Валентиновича Волынова МБОУ «Школы №1» является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания у учащихся школы и города любви к родному краю. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для успешной внеурочной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке получаемой информации. А фиксация происходящих событий: фотосъемка, описание, интервьюирование, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея- все это является важным средством документирования истории родного края. Краеведческая работа в историческом музее нашей школы ведется уже много лет.

За год музей посещают в среднем более 2 тысяч человек. Это учащиеся школы №1, образовательных учреждений города, Прокопьевского района, Кузбасса. В настоящее время экспозиция музея состоит из 4 разделов: «Жемчужина Кузбасса», «Они сражались за Родину», «Сын планеты Земля», «История первой средней школы».

Работа школьного музея строится на основе самоуправления. Создан Совет Музея из числа инициативных учащихся. Наш актив – это добровольное творческое объединение обучающихся, стремящихся совершенствовать свой интеллект, приобретать умения и навыки поисково-исследовательской и экскурсионной деятельности, состоящий из 11 человек (учащиеся 5-8 классов).

С глубокой любовью и заинтересованностью собирают материалы для музея учащиеся нашей школы. В этот труд они вкладывают свою настойчивость, интерес, время. Для многих ребят работа в школьном музее становится школой творческого труда и поиска, общественной активности и гражданственности. Ребята сообща, совместно участвуют в выполнении заданий по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, в подготовке и проведении экскурсий.

Сотрудничество педагогов и учащихся предусматривает следующие формы: работу секций школьного музея, индивидуальную и групповую работу актива под руководством учителей, руководителя музея на базе детской библиотеки имени А.С. Пушкина, городского краеведческого музея, городского совета ветеранов, организацию краеведческих игр, конкурсов, уроков мужества, родиноведения и т.д.

Исторический музей сотрудничает со школьным поэтическим клубом «Вдохновение», с детской библиотекой имени А.С. Пушкина; с городским советом ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Городским краеведческим музеем, с музеем истории пионерской и комсомольской организаций города Прокопьевска Дворца детского творчества имени Ю.А. Гагарина, с другими общественными музеями города. Совместно с клубом «Вдохновение», которым руководит учитель русского языка и литературы Лукьянова Людмила Павловна, проводятся творческие конкурсы, уроки мужества, родиноведения. Учащиеся школы посещают Городской краеведческий музей, общественные музеи Дворца детского творчества и городской музей истории народного образования. Полученную краеведческую информацию они используют для участия в городских и областных конкурсах, викторинах, конференциях.

В музее действует исторический клуб «Память», где учащиеся школы получают дополнительные знания по истории родного края, города; знакомятся со школьными годами, жизненным путём прославленных выпускников школы разных лет. Совет музея ведет переписку с выпускниками школы: Малаховским Владиславом Степановичем, Кузнецовым Владиславом Ивановичем, Федченко Алексеем Ивановичем, Астаповой Галиной Михайловной и другими. Они присылают свои воспоминания, фотографии, грамоты, личные документы, которые позволяют учащимся их детально обрабатывать, систематизировать и выполнять исследовательские работы на различные городские, областные конкурсы и конференции.

Важное место в работе исторического музея школы занимает учебно-исследовательская работа. Сбор и исследование местного материала способствует развитию познавательных способностей, мышления учащихся, формированию навыков культуры труда, воспитанию гражданских чувств. По материалам фондов музея учащиеся пишут сочинения, эссе, доклады, рефераты, исследовательские работы. Дети, даже самые маленькие, с большим интересом изучают прошлое родного края, знакомятся с духовно-нравственными ценностями, этнографическим наследием родного города. Именно эти мероприятия являются неисчерпаемым источником обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания у них любви к стране своего детства.

За последние годы было подготовлено более 30 исследовательских работ учащихся: «Звёздная гордость Прокопьевска», «М.Г. Елькин - учитель, учёный, краевед», «Из истории музея школы№1», «Истоки краеведческого и музейного движения в Прокопьевске», «Школа №1 в годы Великой Отечественной войны», «Б.В. Волынов: новый взгляд на Героя космоса», «Общество «Юный историк»», «Служить во благо Родины», «Ваш подвиг бессмертен», «Судьба сибирского парня», «Подвиг на века», «Становление угольного гиганта Кузбасса», «Строки из фронтовых писем», «Улица Комсомольская 1930-х годов», «История пионерской организации школы №1», «Исследователь сибирского края», «Легенда российской математики», «История школы №1 1930-х. годов», «Школьный музей-хранитель памяти».

За последние годы учащиеся – активисты музея достигли больших результатов в поисково-исследовательской работе: четырнадцатого Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодёжи и очного итогового соревнования Всероссийского молодёжного фестиваля, IV Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке», межрегиональной поисково-исследовательской конференции «Сибирия», региональной краеведческой конференции «Их имена достойны памяти», областного конкурса исследовательских работ среди активистов поисковых объединений Кемеровской области «Он погиб за Родину», областного конкурса учебно-исследовательских работ «Юный архивист», муниципальных конкурсов: экскурсоводов школьных музеев, краеведческих находок, краеведческих чтений «Земля родная».

В 2016 году был создан сайт исторического музея имени Б.В. Волынова МБОУ «Школа №1» http://prk-school1.wix.com/muzvol, который является публичным органом информации школьного музея, доступ к которому открыт всем желающим. Сайт позволяет обмениваться опытом с педагогами школ, руководителями других общественных музеев, общаться с ними, выступает как средство массовой информации. Все, кому небезразличны, интересны вопросы образования, истории родного города могут зайти на сайт и получить нужную информацию. Цель создания сайта - популяризация школьного исторического музея среди учащихся и жителей города Прокопьевска.

Музей осуществляет историко-краеведческое и патриотическое воспитание; поиск и сбор материалов краеведческого характера; учет и хранение собранных документов, предметов, материалов и их научная проверка, систематизация и методическая обработка; оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно-воспитательной работе. При этом важно не только использование в образовательно-воспитательных целях коллекцию музея, но и от собранных вещей, изображений, письменных и фотодокументов вести учащихся к знанию, ибо история, воплощенная в них, становится доступнее и понятнее учащимся.

В 2019 учебном году для учащихся были проведены следующие мероприятия: «Наша родина - Россия», «Государственные символы России», «Я – гражданин России», «Волынов Борис Валентинович – звёздная гордость Прокопьевска», «Первая стыковка в космосе», «Память одна на всех», встречи поколений «Россия - космическая держава!». Уроки памяти, Родиноведения: «Выпускники - наша гордость», «Беспокойные сердца», «Сила России в единстве», «Ю.А. Гагарин – время быть первым», «Летопись афганской войны», «Афганский излом», «Афганистан – наша память и боль», «Выпускники школы – воины-интернационалисты»; уроки-путешествия по родному краю, городу «Кузбасс – моя родина», «История одного предмета», «Загляните в семейный альбом» краеведческий диктант «Мой край родной», военно-исторический диктант «Мы этой памяти верны!».

В год 75-летия Великой Победы в школьном музее уже проведены более 30 уроков мужества: «Курская битва», «День Героев Отечества», «Героев наших имена», «Неизвестный солдат: подвиг твой бессмертен!», «Блокада Ленинграда», «Непокорённый Ленинград», «Сталинградская битва», «Сталинград-символ Победы!», «Фронтовые письма», историческая игра «Сталинградская битва», урок-реконструкция «Ялтинская конференция 1945 год».

В мае 2017 года в школе впервые был проведён военно-исторический диктант «Мы этой памяти верны!», с участием школьников, представителей городского совета ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов. Это проект оказался удачным, с учётом большого интереса учащихся и их родителей к данной тематике в связи с нестабильной ситуацией в мире и возрастающей ролью России. Данное мероприятие ставит перед собой задачу - напомнить жителям микрорайона о значении Великоё Отечественной войны и мировой и отечественной истории.

Актуальность военно-исторического диктанта заключается в сохранении и развитии исторической памяти о подвигах советских воинов и наших земляков в период Великой Отечественной войны у подрастающего поколения. Учащиеся являются участниками диктанта, готовятся в его написанию, изучают военно-историческую литературу, документы из фондов школьного исторического музея, интернет–ресурсы.

Расширяется география участников диктанта: в мае 2019 года участниками диктанта стали учащиеся школ №1,3 города Прокопьевска, а также МБОУ «Бурлаковская средняя общеобразовательная школа» Прокопьевского района, председатель общества «Жителей блокадного Ленинграда» Мысякина Людмила Станиславовна, члены городского совета ветеранов педагогического труда Радишевская Ольга Евгеньевна, Сорокина Людмила Васильевна.

Перед началом диктанта учащиеся школы№1 поздравили ветеранов с приближающимся праздником Великой Победы и подарили им поздравительные открытки, сделанные своими руками. Ребята и ветераны ответили на 25 вопросов, связанных с основным событиями и фактами Великой Отечественной войны: указали полководцев и маршалов Победы, города – Герои Советского Союза, главные сражения и битвы 1941-1945 годов, первых Героев Советского Союза, а также эвакуированные предприятия в Прокопьевске, их вклад в Победу и прокопчан – Героев Советского Союза.

Значимость военно-исторического диктанта подчеркивает возрастающая популярность к этому направлению среди жителей города и области в целом: уже два раза проводились областной и городской исторический диктант. Он способствует развитию духовно-нравственных качеств учащихся: уважение к героическому прошлому родной страны, истории своей малой Родины, укрепление преемственности поколений, воспитание чувства патриотизма.

Таким образом, в историческом музее имени Б.В. Волынова школы №1 проводится активная учебно-исследовательская, просветительская деятельность в городе Прокопьевске, направленная на изучение истории родного края, и города. Школьный музей является одним из действенных средств формирования у учащихся патриотического воспитания, научных интересов и профес­сиональных склонностей и навыков общественно полезной дея­тельности. Многолетняя работа нашего музея лучшее тому подтверждение. Из года в год растёт число проводимых в музее мероприятий, музей стал центром патриотического воспитания в школе. Без музея в школе сегодня не обойтись, именно в музее, как нигде, великолепно переплетаются интересы разных возрастов. Здесь всем интересно. Именно здесь пробуждается общественная активность и гражданственность. Музей – это школа поиска, школа творчества и человеческого преобразования!

Видеопрезентация https://cloud.mail.ru/public/3MWF/3DYpY5xbq


Библиографическая ссылка

Екимов А.В. Патриотическое воспитание учащихся через призму школьного музея // История родного края. – 2020. – № 1. ;
URL: https://historyland.ru/ru/article/view?id=25 (дата обращения: 08.12.2023).