ВВЕДЕНИЕ
В последнее время мы часто говорим об экологии. Термин "экология" обычно употребляется в естественнонаучном смысле. Но в последнее время слово "экология" приобрело более широкое значение. Экология природы, экология культуры, экология души – это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности.
Словосочетание «экология культуры» введено академиком Д.С. Лихачёвым, подчеркнувшим необходимость сохранения культурной среды (культурного наследия) наряду с сохранением природной среды.
В своей работе мы решили прикоснуться к русской бытовой культуре. «Зеркалом» национального характера, нравственных устоев в значительной мере являлась одежда отдельного человека, социальной группы, народа. Мы решили изучить, какую одежду носили наши земляки-жители Московской области. Знакомясь с народными костюмами, наше внимание привлекли яркие цвета тканей. Как и чем красили ткани наши предки? Нам удалось выяснить, что в России вплоть до второй половины XIX века для окрашивания ткани применялись натуральные красители, которые получали из местных трав и деревьев. Мы решили изучить ещё и технологию окрашивания тканей тех времен.
Актуальность
Тема исследования нам показалась актуальной, так как изучение русского национального костюма, а также сохранение и возрождение народного ремесла по окраске тканей, помогут не только понять культурное наследие народа, традиций, но и могут дать начало работе по созданию красивых экологически чистых тканей.
Проблема
К сожалению, в современном мире натуральные материалы и красители были заменены синтетическими - практичными, дешевыми и неэкологичными. Создание синтетических тканей не связано с такими природными факторами, как солнце, вода, воздух и земля. Эти ткани создаются в лабораторных условиях, поэтому они считаются неодушевлёнными и не имеющими ничего общего с живой материей. Синтетика энергетически не защищена, так как не имеет своей личной энергетики, которая рождается исключительно в природных условиях. Это есть проблема и души, и тела человека.
Объект исследования : женский костюм Московской губернии.
Предмет исследования: технология окрашивания тканей.
Цель работы: изучить элементы традиционного женского костюма Московской губернии и реконструировать технологию окрашивания тканей натуральными красителями.
Задачи:
1. Изучить историю традиционной бытовой культуры жителей Подмосковья.
2. Познакомиться с элементами женского традиционного костюма.
3. Изучить технологию окрашивания тканей натуральными красителями.
4. Выявить растения – красители средней полосы.
5. Провести эксперимент по окрашиванию тканей.
Методы
1. Литературный. 2. Описательный. 3. Исторический. 4. Полевой.
5. Экспериментальный. 6. Технологический метод окрашивания тканей.
7. Моделирование.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Что здесь носили?
По данной теме нами была изучена специальная литература, из которой мы узнали следующую информацию.
Московская губерния была образована 18(29) декабря 1708 года по указу Петра I "Об учреждении губерний и о росписании к ним городов". Московская губерния стала одной из восьми губерний, созданных по этому указу (Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогородская и Сибирская губернии).
Просуществовала Московская губерния до 1929 года. За этот период она претерпела значительные территориальные и административные преобразования.
В ходе работы мы выяснили, что носили женщины Московской губернии в нач. XVIII – нач. XX в.в.
Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаха была украшена оторочкой или вышивкой, иногда расшитой жемчугом. Верхние рубахи знатных женщин назывались горничными. Обычно они были сделаны из красной шелковой ткани. Эти рубахи имели длинные узкие рукава и назывались долгорукавными. Они были собраны в складки на руках. Рубахи подпоясывали. Их носили дома, но не при гостях. В рубахи одевались незамужние юные девушки.
С изменением семейного положения менялся и женский гардероб. С наступлением зрелого возраста, а также после замужества, в гардеробе молодых женщин появлялась понева. Понёва (панёва, понява, поня, понька — вероятно от «понять» в значении «обнять») — элемент русского народного костюма, самая древняя деталь женского гардероба. Это была поясная одежда, сделанная из трех или более частично сшитых кусков шерстяной ткани (обычно темно-синей клетчатой или черной, редко красной), специально изготовленных на ткацком станке. Поневу надели поверх рубахи, оборачивая вокруг бедер и вздергивая на талии гашником-шерстяным шнуром. Спереди часто надевался передник-фартук.
Передник был важной частью женского костюма. По переднику можно было многое узнать о его владельце. Сведения о прошлой жизни читались по вышивке на подоле. Свои желания и тайные мечты женщина выражала в украшениях ближе к поясу, как бы приближая их к сердцу. Например, выходя замуж, женщина вышивала подол орнаментом с изображением деревьев. После рождения мальчика фартук украшали лошадьми, а после рождения девочки – птицами. Таким образом, передник можно отнести к своеобразному образцу гражданского паспорта.
В середине XIX в. понёва была еще известна в южных уездах Московской и северных уездах Калужской и Рязанской губерний, но в конце века уже исчезла и сменилась сарафаном. В Московской губернии из пяти видов сарафанов носили в то время два. Один назывался саян или кумашник. Он был косоклинный. Немного позже появился прямой сарафан на лямках, который на территории уездов Московской губернии называли круглым, а за её пределами –московский, "московец".
Из верхней одежды женщины носили шушун, душегрею, телогрею. Шушун - верхняя женская одежда из ткани со сборками на поясе.
Душегрея - женская короткая телогрейка. Она надевалась поверх сарафана. Особенно душегрея была популярна в Калязинском уезде. Короткую душегрею носили все слои населения, но для крестьян это была праздничная одежда.
Телогрея - одежда на меху или подкладке с длинными суживающимися рукавами, которая застегивалась спереди от верха до подола.
Зимой женщины из богатых семей надевали поверх телогреи шубу из овчины, покрытую тканью. Бедные крестьянки носили шубы непокрытые. В Московском уезде, где уровень жизни всегда был выше, крытые шубы не были признаком достатка, и почти все ходили в них, только по праздникам женщины надевали шубы из заячьего меха, покрытые дорогой китайкой.
Знатные женщины любили носить шубки — женские разновидности шуб. Декоративные рукава шубы были длинными и откидными. Руки продевались в специальные прорези под рукавами. Если шубку носили в рукава, то рукава собирали в поперечные сборки. К шубке пристёгивали круглый меховой воротник.
Головной убор во все века защищал женщину от потусторонних сил. Его детали часто показывали, откуда родом хозяйка, ее возраст, семейное и сословное положение.
Прежде всего, существовало четкое различие между девичьим и женским ("бабьим") головным убором. Незамужние женщины носили более скромные головные уборы; кроме того, головной убор девушки характеризовался открытой макушкой и волосами на виду (например, обруч, повязка), в то время как замужние женщины полностью скрывали свои волосы.
Головной убор женщины всегда сочетался с ее прической. Девушки носили 1 косу, а замужние крестьянки-плели 2, обматывая их вокруг головы или складывая в пучок. Надевание головного убора в первый раз часто сопровождалось определенными обрядами.
Познакомимся с наиболее распространенными головными уборами.
Кика (кичка) - древнерусский женский головной убор с рогами. Кика представляла собой открытую корону, украшенную жемчугом, бисером и другими драгоценными камнями. Собственно, непосредственно кикой назывался не только весь головной убор, но и его нижняя часть, которая была сделана из клееного холста. Так как эта часть покрывала волосы, то ее другое название было волосник. Передняя часть головного убора была сформирована в виде рогов, копыт или лопаток с помощью вставок из твердых материалов, таких как береста. Сзади надевался расшитый бисером позатыльник, а сверху-нарядная сорока. Рогатую кичку носили молодые замужние русские женщины, меняя ее в старости на безрогую.
Сорока - самый богатый головной убор на украшения. Род кички. Их носили замужние женщины. Основными предметами, которые составляют этот головной убор вместе, были кичка, собственно сорока, позатыльник, налобник, платок. Дополнительно-различные украшения из бисера, перьев, лент, искусственных цветов. Сорока, украшенная вышивкой или драгоценными камнями, называлась саженая; существовала также сорока крылатая (с боковыми лопастями с завязками, или крыльями). Если поверх сороки повязывался платок, то она назвалась «сорока с повоем».
Кокошник - древнерусский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ традиционного русского костюма. Оно происходит от древнеславянского слова "кокош", означающего курицу-наседку или петуха. Кокошник - это легкий веер, выполненный из плотной бумаги, металлической ленты или венца, пришитой к шапочке или волоснику. Позади него спускались ленты. Данный головной убор считался праздничным и даже свадебным. В будние дни женщины ограничивались ношением повойника. В Московской губернии обычным явлением был однорогий кокошник . Обычно он имел бисерную или жемчужную поднизь-сетку, которая прикреплялась к очелью и закрывала лоб почти до бровей.
Различат два вида повойников.
Первый -это полотенце, завязанное поверх головного убора. Вторым был головной убор замужней женщины в виде мягкой шапочки, полностью закрывающей волосы, которые были заплетены в две косы и уложены на голове. Это один из старинных головных уборов на Руси. Он надевался под сороку, кокошник. Во второй половине XIX века повойник использовался не только как дополнительный, но и как самостоятельный головной убор. Повойник, который использовался в будние дни, был сделан из холста, ситца, сатина, миткаля и т. п. недорогих тканей. Праздничный повойник был сшит из шелка, атласа, парчи, бархата и кашемира. Повойник всегда накрывался платком, шелковым или кашемировым в праздники, холщовым, ситцевым, сатиновым в будни.
Национальная обувь не ограничивалась лаптями (хотя они тоже были разные: пятерики, шестерики, семерики). В Московском уезде лапти быстрее менялись на кожаные сапоги, коты и бахилы. В Серпуховском и Рузском уездах крестьяне носили лапти с шерстяными носками. Также носили кожаные поршни и чёботы (короткие полусапожки). Те, кто был побогаче, носили сапоги, зимой — валенки.
Глава 2. Из каких тканей шили одежду?
Мы узнали, что основными тканями, из которых шили одежду, были: посконные (из конопли) и льняные, сукно, шелковые и бархат. Киндяк-подкладочная ткань.
Посконь - это дешевая домотканая ткань, которая была сделана из тонкого, прочного волокна, полученного из конопли. В основном для производства требовалось мужское растение - посконь.
Лен - это ткань, получаемая из льняного волокна. Историки утверждают, что лен возделывался еще во времена возникновения Руси.
Сукно - шерстяная или полушерстяная ткань полотняного переплетения. Сукно было очень популярно среди мужчин и женщин в XVIII-XIX веках.
Бархат. Слово " бархат "происходит от арабского" барракан " - "род черной одежды", в русский язык пришло из немецкого. В XVII веке бархат начали производить в Москве. Бархатный двор в Москве под руководством Ивана Дмитриева был основан в 1623 году. В XVII веке шелковый бархат был заменен шерстяным, а позже - хлопчатобумажным. В XVIII-XIX веках бархат использовался в качестве отделки для мужской и женской одежды. Одежда знати шилась из дорогих привозных тканей: тафта, камка (куфтырь), парча (алтабас и аксамит), бархат (обычный, рытый, золотный), объярь (муар с золотым или серебряным узором), атлас, коновать, кутня. Пестрядь - ткань из цветных нитей (полушелковая или холстина).
Тафта. Чисто шелковая тафта - это очень блестящая тонкая шелковая ткань. Ткань выпускалась в одноцветном двустороннем или узорчатом одностороннем исполнении. Использовалась для занавесок, пологов, ею крыли шубы, пускали на подкладку. Из яркой тафты шили сарафаны, платки, пышные нижние юбки.
Камка - двусторонняя узорная шелковая тонкая ткань. В XVI-XVII веках из камки шили шубы, кафтаны, телогреи, шапки, рукава, кушаки, штаны, чулки, наволочки, одеяла. С XVIII века камку стали называть штофом. В XIX веке название ткани вышло из употребления.
Парча - это узорная ткань сложного производства, часто с продернутыми золотыми или серебряными нитями. Сначала завозили в Россию из Ирана и Турции, позже-из Италии и Франции. Однако уже в XVIII веке парча стала производиться в России.
Объярь -старинная волнистая шелковая ткань; муар.
Атлас - это плотная шелковая или полушелковая ткань атласного переплетения с гладкой, блестящей лицевой поверхностью.
Коновать - род азиатской шелковой ткани.
Кутня-это азиатская полушелковая ткань
Глава 3. Какие цвета применялись
Одежда шилась из тканей ярких цветов: зелёного, малинового, лилового, голубого, розового и пестрого. Чаще всего использовали ткани белого, синего и красного цвета. Когда мы знакомилась с цветовой гаммой в русском костюме, встречающейся в описях Оружейной палаты, названия многих цветов и то, как выглядит данный цвет, нам было понятным. Например, алый, белый, белый виноградный, багровый, брусничный, васильковый, вишнёвый, гвоздичный, дымчатый, жёлтый, травный, коричный, крапивный, красно-вишнёвый, кирпичный, лазоревый, лимонный, маковый, огненный, песочный, рудо-жёлтый, сахарный, серый, соломенный, светло-зелёный, светло-кирпичный, светло-серый, серо-горячий, таусинный (тёмно-фиолетовый), тёмно-гвоздичный, тёмно-серый, шафранный, тёмно-лимонный, тёмно-крапивный, тёмно-багровый. [1] Но еребелевый, жаркий, лимонный московской краски, осинный, празелен, червчатый , ценинный, чубарый , светло-ценинный – эти цвета мы не представляли.
Глава 4. Чем красили ткани
Народный способ окраски растениями известен издавна. В России исключительно растительными красителями пользовались до второй половины XIX века, до появления дешевых и простых в применении анилиновых красок. Этнографические материалы, в сочетании с современным ботаническим определителем позволяют составить список в 54 наименования произрастающих на территории Московской области растений, содержащих дубящие и красящие вещества, которые могли использоваться в обиходе. (Таблица 1.)
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Мы собрали обобщенные сведения по технологии окрашивания тканей натуральными красителями, и опробовали эту технологию в домашних условиях.
Глава 1. Окрашивание ткани
1.1. Подготовка ткани
Итак, для окрашивания мы взяли кусочки льняной ткани.
· Предварительно ткань пытались отбелить. Из литературных источников мы узнали, что раньше готовое полотно отбеливали в щелоке в течение 15 часов и оставляли на открытом воздухе на несколько дней, после чего еще раз кипятили в щелоке и стирали. Щелочь, с научной точки зрения, это консистенция древесной золы, настоянной на воде. В настоящее время для отбеливания тканей можно использовать следующий способ: выстиранные ткани погрузить на 20-30 мин в 10-20%-ный раствор перекиси водорода, к которому прибавить 1-3% нашатырного спирта для нейтрализации жидкости. Затем вымытую влажную ткань просушить.
· Потом ткань постирали в стиральной машине с добавлением Domestosa (для лучшего отбеливания).
· Затем для лучшего окрашивания ткань замочили в горячей воде на 12 ч. Промыли.
· Поместили в большую кастрюлю на 2/3 заполненную водой. Добавили соду (1 столовую ложку на 5 литров горячей воды). Добавили хозяйственное мыло, довели до кипения и варили около 3 ч. При этом волокна ткани набухают, что приводит к более эффективному взаимодействию с красителем и большей равномерности окраски.
· Затем тщательно промыли ткань.
· Высушили. Ткань готова к окрашиванию.
1.2. Приготовление красильных экстрактов
Для своей работы мы взяли:
сухую траву (7 растений) ромашки аптечной, бессмертника песчаного, крапивы двудомной, зверобоя обыкновенного, череды трехраздельной, пижмы обыкновенной, кипрея узколистного (иван-чая); кору дуба черешчатого, крушины ольховидной; корневище девясила высокого; шишкоягоды можжевельника обыкновенного; плоды калины обыкновенной, боярышника обыкновенного, шиповника обыкновенного.
· Красящие отвары готовили в эмалированной посуде.
· Сырье заливали водой и оставляли на 12 ч.
· Краситель выщелачивали. Для получения красителя сырье заливают мягкой водой (снеговой, дождевой) и кипятят. Обычно для более полного извлечения красящего вещества к воде добавляют немного соды (на 1 л воды чайную ложку) и кипятят в течение 1—2 ч до получения интенсивной окраски раствора. Чтобы жидкость не сильно выкипала, сосуд накрывают крышкой и после закипания греют на слабом огне, поддерживая температуру 90—95° С. По мере насыщения воды красителем окрашенную воду сливают, к оставшейся растительной массе добавляют новую порцию воды (без добавления соды) и снова кипятят до получения сильно окрашенного раствора. Такую обработку растительной массы повторяют 2—4 раза.
· Полученный отвар отстаивали, потом процеживали.
В ходе эксперимента мы решили попробовать окрасить ткань
красителями, полученными из культурных растений. В качестве ингредиентов для окрашивания мы использовали также морковь, краснокочанную капусту, свеклу, луковую шелуху, а также решили окрасить ткань суданской розой и шафраном (Шафран сначала замочили на 1 час в спирте. Он не даёт сочный цвет в воде. Потом залили водой и на водяной бане нагревали в течение 1 часа. Потом процедили.)
· Овощи почистили. Пропустили свеклу, морковь и краснокочанную капусту через соковыжималку. Получили сок.
· Жмых замочили в воде, таким образом, экстрагируя из него краситель.
· Смешали оба раствора (водный р-р и сок).
· Луковую шелуху замочили в воде с уксусом, через час кипятили в течение 2 часов. Красители готовы.
1.3. Окраска ткани
Ткань окрашивали в эмалированной посуде.
· Кусочки ткани помещали в горячие красильные растворы и кипятили на медленном огне в течение часа. Ткань периодически переворачивали.
· После окрашивания для закрепления и усиления цвета производили протравку. Использовали медный и железный купорос. (Добавляли в отвар раствор закрепителя (4-5 грамма на 200-250 мл тёплой воды) и кипятили окрашиваемый материал еще 30 минут).
· После окрашивания ткань полоскали в теплой воде, в которую добавлено немного столового уксуса.
В результате были получены образцы окрашенной ткани.
1. 2. 3.
4. 5. 6.
1- образцы тканей, окрашенных корой дуба и корой крушины
2 - образцы тканей, окрашенных плодами боярышника, калины, шиповника и шишкоягодами можжевельника
3- образцы тканей, окрашенных ромашкой, чередой, бессмертником, зверобоем, пижмой, крапивой, кипреем и корневищем девясила
4- образцы тканей, окрашенных соком свеклы, краснокочанной капусты, моркови и отваром каркаде
5- образцы тканей, окрашенных отваром луковой шелухи
6- образец ткани, окрашенный шафраном
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Знакомясь с элементами традиционного женского костюма Московской губернии, мы пришли к выводу, что все-таки гардероб наших предков был удивительно органичен.
Каждая деталь костюма являлась своеобразным свидетельством жизненного уклада того или иного уезда или волости. Одежда шилась не просто праздничная или повседневная, она ещё соответствовала календарному циклу, образу жизни, благосостоянию и семейному положению человека.
Реконструируя технологию окрашивания тканей натуральными красителями, мы сделали следующие выводы:
1. В наших лесах, лугах и даже на огороде можно встретить огромное количество растений- красителей.
2. Для окрашивания тканей возможно применение коры, листьев, стеблей, плодов растений.
3. Окрашивать ткани растениями можно в домашних условиях, правда данный процесс весьма трудоемкий.
4. С помощью растительных красителей можно получить ткани разных цветов. Мы получили ткань бордового, синего, серого, зеленоватого, разных оттенков жёлтого и коричневых цветов.
5. Самые яркие цвета тканей были получены в результате окрашивания соками культурных растений (свёклы, краснокочанной капусты).
6. Интенсивность окрашивания зависит от продолжительности окрашивания и количества красителя.
7. Усилить и закрепить цвет растительных красителей можно, обрабатывая ткань квасцами.
8. Натуральные красители безвредны для человека, а следовательно ткани, окрашенные данными красителями, безопасны и экологичны.
9. В настоящее время возможно создание одежды из ткани, окрашенной природными красителями.
Практическая значимость проведенного нами исследования заключается в том, что собранный в работе материал по изучению традиционного народного костюма наших предков может быть использован на уроках технологии, истории культуры, литературы, МХК, в создании костюмов для концертов, а полученные навыки по окрашиванию тканей натуральными красителями могут применяться в быту.
Приложение
Таблица 1. Растения – красители Московской области.
Наименование растения |
Источник красителя |
Цвет краски |
Марь белая (лебеда). |
Трава |
Красная. |
Сабельник (пятилистник, серебряк). |
Корень |
Красная. |
Змеевик большой (раковые шейки). |
Корень |
Красная. |
Дикий калган (узик, лапчатка). |
Корень. Корень+ржавое железо. Корень+квасцы |
Синяя. Черная Синяя |
Зверобой четырехгранный. |
Корни |
Красная (для шерсти) |
Зверобой обыкновенный. |
Цветы и листья |
Красная и желтая |
Подмаренник мягкий (дерябка, косма-трава). |
Корни |
Красная |
Подмаренник настоящий (желтая кашка, сычужник). |
Корни |
Красная |
Купальница европейская.. |
Цветы |
Желтая (для холста) |
Сурепица обыкновенная. |
Цветы |
Желтая (для шерсти) |
Бессмертник цмин. |
Все растение |
Желтая |
Пупавка красильная. |
Все растение |
Желтая |
Дрок красильный. |
Все растение |
Желтая |
Серпуха красильная. |
Трава |
Желтая |
Ястребинка зонтичная. |
Цветы |
Желтая |
Василек луговой. |
Цветы |
Желтая |
Манжетка обыкновенная. |
Все растение |
Желтая |
Щавель кислый. |
Корни |
Желтая |
Череда трехраздельная.. |
Все растение |
Желтая |
Ирис желтый (касатик). |
Корень |
Желтая |
Золотарник обыкновенный (золотая розга). |
Цветы и листья |
Желтая |
Лядвенец рогатый. |
Цветы |
Желтая |
Недотрога обыкновенная. |
Цветы и листья |
Желтая |
Дикая яблоня. |
Кора |
Желтая |
Береза бородавчатая. |
Листья |
Желтая |
Чернотал (верболоз). |
Листья |
Желтая |
Вереск обыкновенный. |
Все растение |
Желтая |
Орешник, лещина. |
Кора |
Желтая |
Чистотел большой. |
Все растение+квасцы |
Оранжевая |
Плаун (баранец). |
Стебли, листья |
Желтая (для шерсти) |
Плаун обоюдоострый (зеленка, собачка). |
Все растение |
Зеленая |
Плаун булавидный. |
Листья |
Зеленая |
Крапива двухдомная. |
Стебель, листья |
Зеленая |
Вахта, трилистник. |
Стебель, листья |
Зеленая |
Пижма обыкновенная (дикая рябинка). |
Корни |
Зеленая |
Осина обыкновенная. |
Шишки+шевлюга |
Зеленая |
Яблоня (дикая и домашняя). |
Цветы и листья Кора+квасцы |
Зеленая Красная |
Дуб черешчатый. |
Кора Кора+ржавое железо |
Темно-синяя Черная |
Ясень обыкновенный . |
Кора |
Голубая |
Василек синий. |
Цветы |
Голубая (для шерсти) |
Горец птичий (травка-муравка). |
Все растение |
Синяя |
Черника обыкновенная. |
Ягоды |
Голубая (лен) |
Гречавка (синие колокольчики). |
Цветы |
Голубая (шерсть) |
Вайда (крутик).Isatis tinctoria L. |
Все растение |
Синяя |
Ежевика сизая. |
Ягоды |
Фиолетовая |
Ольха белая. |
Кора+ржавое железо Кора+еловые шишки |
Коричневая От желтой до черной |
Ольха черная. |
Кора |
Рыжая |
Ива серая. |
Кора |
Коричневая (от красноватого до шоколадного) |
Крушина ольховидная. |
Кора, листья, ягоды Сухая кора |
Желтая Коричневая |
Воронец колосистый. |
Ягоды |
Черная |
Таволга вязолистная. |
Кора |
Черная |
Зюзик европейский. |
Сок травы |
Черная |
Толокнянка обыкновенная(медвежьи ушки, медвежья ягода). |
Листья |
Черная |
Подбел обыкновенный. |
Листья и стебель |
Черная |
Лук. |
Шелуха луковиц |
Желтая |
[1] http://studopedia.ru/12_4919_verhnyaya-odezhda.html
Библиографическая ссылка
Дзебан А.Д. Все краски в традиционном женском костюме Московской губернии // История родного края. – 2020. – № 4. ;URL: https://historyland.ru/ru/article/view?id=250 (дата обращения: 28.09.2023).