Научный журнал для школьников
История родного края

Сиверсов канал

Суворова А.М. 1
1 МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 8" Великий Новгород
памятники природы
сиверсов канал
Антонова З.Е. Лисицин К.С., Гетманцева С.М., Васильева Н.В. География Великого Новгорода. – В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2009.
Вязинин И.Н. «Старая Русса в истории России». – Новгород: «Кириллица», 1994.
Карпова Т.И. Впервые в Новгороде – впервые в России (Летопись новгородского первопроходчества); МУК «Городские библиотеки», ЦГБ имени Д.М. Балашова. - Великий Новгород, 2009.
Серова В.Н., Барышева А.А., Жекулин В.С. «География Новгородской области». – Ленинград, 1988.
Голубое диво. Историко-географический справочник о реках, озёрах и болотах Новгородской области; Под ред. Э. Г. Истоминой, З. М. Яковлева. - Ленинград, 1989.
Фото материалы сделаны в 2019-2020 году

1.Введение

В нашей стране много уникальных памятников природы. Я хочу рассказать об одном из них – Сиверсовом канале.

Новгород издавна являлся важной точкой водных путей. Здесь проходил путь «из варяга в греки», соединявший Балтийское море с далекой Византией. Благодаря этому пути Новгород стал крупным речным торговым портом в эпоху Средневековья. В XIII через эту территорию проходила первая в истории искусственно созданная водная система – Вышневолоцкая, в создании которой непосредственное участие принимали наши земляки. Частью Вышневолоцкой водной системы являлся канал, прорытый по указу одного из известнейших губернаторов Новгородской губернии Якова Ефимовича Сиверса и прекрасно сохранившийся до наших дней. Сегодня Сиверсов канал является не только объектом судоходства, но и охраняемым памятником природы.

Цель работы – описание объекта «Сиверсов канал» как исторического и природного памятника культурного наследия Новгородской земли.

2.История памятника

«От Балтики до Каспия»

Создателем Вышневолоцкой водной системы – первого в России искусственного водного пути – являлся новгородский купец М.И. Сердюков. Выход России к Балтийскому морю и основание в 1703 году Петербурга потребовали создания новых, надежных транспортных связей новой столицы с внутренними областями страны. Идея создания в России искусственного водного пути принадлежало Петру I. Начатое в 1703 году строительство искусственного судоходного канала близ селения Вышний Волочок должно было впервые связать Балтийское и Каспийское моря. Но выстроенный в 1709 году под руководством голландских «шлюзных» мастеров канал оказался мелководным и непригодным для судоходства. Уже через 10 лет вся Вышневолоцкая водная система пришла в упадок из-за ошибок и небрежности иностранных мастеров. Вот тут и пришел на помощь Петру «новгородский купецкий человек» Михайло Сердюков, предложивший в 1719 году проект «Исправление вышневолоцкого дела». По Указу от 1719 года Вышневолоцкий водный путь был отдан Сердюкову в содержание с разными привилегиями. Он согласился перестроить его за свой счёт в обмен на право взимать пошлину за проходящие суда.
Заново перестроив по своей системе шлюзы и канал, испорченные иностранцами, устроив регулирующее водохранилище и улучшив судоходство на Мсте, Сердюков довёл замысел Петра I до успешного конца и завершил работы по созданию для страны нового водного пути. На протяжении целого столетия (до 1710 года) Вышневолоцкий путь был единственной транспортной водной магистралью, по которой в Петербург доставлялись самые разные необходимейшие грузы (ежегодно более 5 тысяч судов перевозили до 12 млн. пудов товаров на сумму в 100 млн. рублей). За этот уникальный проект М.И. Сердюков был возведен в дворянское звание и получил чин коллежского советника.

"Не справились голландцы – помогли новгородцы"

Об истории создания первого в России искусственного водного пути говорили: «Не справились голландцы – помогли новгородцы». Созданная в новгородском крае гением Великого Петра и новгородца М.И. Сердюкова, Вышневолоцкая водная система была усовершенствована стараниями новгородским губернатором Я.Е. Сиверса (1731-1808). Для её улучшения Сиверс разработал обширную программу. Позже став при Павле I главным директором водных коммуникаций, он устроил между Мстой и Волховом канал (названный его именем – Сиверсов), который стал одним из важных звеньев Вышневолоцкой водной системы.

Короткое плавание по Ильменю от устья реки Мсты до истока Волхова считалось опасным. Барки простаивали в устье Мсты неделями, ожидая благоприятного ветра. Случаи гибели груженых судов на Ильмене отмечались почти ежегодно. Однако прорытие канала в обход бурного озера надолго замедлилось. Только в 1770 году был составлен проект канала, а к строительству приступили лишь в 1799 году. Благодаря вмешательству новгородского губернатора Сиверса строительство пошло быстрыми темпами.

Создание Волховско-Мстинского канала заняло почти 8 лет, 17 июня 1804 года император Александр I повелел «наименовать канал, проведенный из Мсты в Волхов, «Сиверсовым» в память «любви к Отечеству графа Сиверса, попечением которого начат этот канал» и в 1800 году весной по рукотворной рекe прошел первый караван судов. Стоимость канала по смете на деньги того времени исчислялось в 270 тысяч рублей, но фактически на его прорытие было израсходовано 870 тысяч рублей. При строительстве канала было поднято до 450 тысяч кубометров земли.

Однако выбранную трассу канала нельзя было признать удачной. Его проведение через два небольших озера (Донецкое и Печорское) и пересечение им двух речек вызвали появление мелей, и уже в 1810 потребовалось углублять его. В мелководные годы в летнее время канал выходил из строя. В 1826-36 годах прорыт новый канал – Вишерский. Он соединил Мсту с Волховом через приток Малого Волховца – реку Вишеру. Во второй половине XIX века были проведены значительные работы для улучшения судоходства на Сиверсовом канале. Он используется для этой цели и в настоящее время.

Создатель канала – Яков Сиверс (1731-1808)

Будущий новгородский губернатор родился в 1731 г. в Голштинии, в семье небогатой и незнатной. В его жилах текла немецкая и шведская кровь. Благодаря своим способностям и успешной карьере своего дядюшки при российском императорском дворе, Яков быстро продвигался по службе. Дядя пристроил любимого племянника писцом в Коллегии иностранных дел, и это было началом его блестящей карьеры. Образованного молодого человека заметили при дворе императрицы. В 1764 году Указом Екатерины II Сиверс был назначен новгородским губернатором. По прибытии на новую должность Яков Ефимович составил подробную записку о состоянии губернии. При Сиверсе в Новгороде была проведена административная реформа, появился первый почтмейстер, и открылась почтовая контора. Новгородский губернатор начал первым в России активно внедрять новую сельскохозяйственную культуру – картофель и сам написал подробное наставление о способе выращивания картофеля.

В 1775 г. Яков Сиверс принял участие в составлении «Учреждения для управления губерний Российской империи» и был по велению Екатерины II награжден орденом Александра Невского.

При Павле I в 1797 году Сиверс стал главным директором водных коммуникаций в империи. Ему было поручено прорытие канала из Мсты в Волхов, постройка при Шлиссельбурге нового устья Ладожского канала, прорытие двух каналов для обхода озёр Онежского и Ладожского, от Вытегры до реки Свири и от устья той же Свири до устья реки Сяси. Особое внимание новый губернатор уделил водным и сухопутным путям сообщения и проблемам сельского хозяйства.

3.Характеристика объекта

При составлении описания искусственного водного объекта я придерживалась плана

1. Описание объекта

2. Уникальные особенности исследуемого объекта

3. Угрозы для существования данного объекта

3.1. Описание объекта.

Судоходный канал вНовгородском районе Новгородской областиРоссийской Федерации. Является составной частьюВышневолоцкой водной системы. Соединяет нижнее течение реки Мстас рекой Волхов, сокращая путь из Мсты в Волхов и обходя озеро Ильмень и мели в нижнем течении Мсты. Начинается на правом берегу Волхова у Рюрикового Городища вВеликом Новгороде, заканчивается в 16км от устья Мсты. Начало канала обозначено каменным столбом. Длина современного канала около 10км, средняя глубина канала 2,40—2,50м. Километраж судоходной части реки Мста ведётся от начала Сиверсова канала, а не от устья реки. Строительство канала изменило руслоМалого Волховца, который раньше начинался как раз в точке, где канал соединяется с Волховом.

Территория расположена в зоне смешанных лесов. Большие площади заняты кустарниками. Многие места издавна используются под пашни, огороды, сенокосы. Растительность изменяется в результате воздействия человека. Влажный климат вызывает переувлажнение, приводящее к заболачиванию.

В Сиверсовом канале обитает рыба, виды которой присутствуют в Волхове и Мсте (снеток, щука, судак, окунь, жерех, сом, налим, голавль, язь, лещ, густера, синец, плотва, елец, чехонь, уклейка, ерш, сиг, пескарь, вьюн).

3.2. Особенности объекта:

Рюриково Городище: в окрестностях Сиверсова канала находится уникальный археологический памятник – Рюриково городище, расположенное на правом берегу Волхова выше по течению от Новгорода. По преданию, тут обосновался варяжский конунг Рюрик, призванный на княжение в Новгород. В XII веке сюда переместилась резиденция новгородских князей. На Городище находился во время похода на Новгород в 1477-1478 г. Иван III, здесь же чинил расправу над непокорными новгородскими боярами его внук Иван Грозный. Пётр Великий подарил Городище Меньшикову, который устроил здесь свой загородный дом с обширными погребами.

Еще в 1343 году на Городище была сооружена церковь Благовещения – типичный образец новгородского зодчества. Во время войны церковь была практически разрушена артиллерийским огнём. Сейчас основание объекта изучена археологами, законсервирована и является объектом посещения новгородцев и гостей города.

Церковь Николы на Липне: Тяжелое политическое и экономическое положение, которое сложилось в Новгороде после монгольского нашествия, повлекло за собой почти полное прекращение каменного строительства. И только с конца XIII века начинается его новый подъем, связанный с новым общим ростом Новгорода. Одной из первых каменных церквей, которая после долгого периода строится в Новгороде, была церковь Николы на Липне (1292 г.). Церковь Николы на Липне — интересный памятник новгородского зодчества, возвышается на одном из островков в нижнем течении Мсты, при её впадении в озеро Ильмень. Церковь находилась в Липненском монастыре, который через 300 лет был полностью разрушен шведскими интервентами.

Островок, на котором стоит церковь, значительно удален от Новгорода, постоянной транспортной связи с ним нет. Туда можно добраться только по озеру Ильмень и Сиверсову каналу. Поэтому церковь Николы на Липне сравнительно редко посещается туристами. В годы войны памятник находился на переднем крае обороны и был сильно разрушен. Сейчас он восстановлен в прежних формах.

3.3. Угрозы:

На данный момент объект находится в списке памятников природы Новгородской области на основании Конвенции ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1996) и Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972).

Выбранную трассу канала нельзя признать удачной. Проведение его через два небольших озерца — Донецкое и Печерское, и пересечение им двух речек вызвали появление мелей, и уже в 1810 году потребовалось углублять канал. В наше время он тоже мелеет, необходимо поддерживать его баланс. Особенности грунтов и гидрорежима привели к двукратному увеличению ширины канала за последние 200 лет, а значит, имеет смысл пересмотреть нынешнее состояние и поддерживать его. Ведь если за 200 лет он настолько расширился, мы можем скоро потерять важные археологические факты о древней жизни Новгорода.

Приложение

Сиверсов канал(2020)

Церковь Николы на Липне (2020)

Реконструкция исторического объекта(2020)

Рюриково городище (2019)

Княжий камень (2019)


Библиографическая ссылка

Суворова А.М. Сиверсов канал // История родного края. – 2020. – № 4. – С. 23-23;
URL: https://historyland.ru/ru/article/view?id=261 (дата обращения: 05.08.2021).