Научный журнал для школьников
История родного края

Удивить, узнать, увлечь (из опыта работы)

Харина С.И. 1
1 МАОУ Лицей № 8
опыт
дети
открытия
успех

«…ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.

Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках,

ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве…»

(Сухомлинский В.А.)

Говоря о научной деятельности в начальной школе, следует остановиться на том, что мы понимаем под «исследовательской работой». Прежде всего, этот термин для нас означает какую-то самостоятельную творческую работу, выполненную индивидуально или в группе под руководством учителя. В данной работе ученик может прикоснуться к основам исследовательской деятельности, познакомиться с понятийным аппаратом (тема, проблема, гипотеза, цель), методами исследования (наблюдение, эксперимент, классификация, обобщение), получит возможность посмотреть на разные проблемы и объекты окружающего мира с позиции учёных. (Мы – не учёные, мы – исследователи, ибо даже «кот учёный – не учёный». А. Ю. Ким)

Самым сложным этапом для многих ребят становится выбор темы, ведь от него, как правило, зависит вся работа. И здесь важно учесть интересы учеников, поэтому в нашем классе существует закон 3-х «У»: удивить, узнать, увлечь! _ Сначала надо удивить темой, тогда захочется узнать, затем можно будет увлечь. Результат не заставит долго ждать – возможен триУмф любого открытия!

Работать в этом направлении мы начинаем с первого класса. Не все в этом возрасте могут свободно делиться своими открытиями перед большой и незнакомой аудиторией, поэтому конкурсы Всезнаек и конференции сначала проводим в классе:

1 класс:

1.

Конкурс Всезнаек «Кто такой? И что такое?» / 25 человек (весь класс) _ командный конкурс;

2. НПК «Мне теперь не до игрушек…» / 9 человек;

3. НПК «Эти забавные животные» / 10 человек.

2 класс:

1. НПК «По морям, по волнам» / 13 человек из 23;

2.

НПК «Он сказал: «Поехали!» / 8 человек + 3 человека из 1 класса (пришли к нам в гости поделиться своими открытиями!).

3 класс:

1. НПК «Что я знаю о войне…» / 18 участников из 23 человек класса;

2. НПК «И в моей семье есть герой!» / 10 человек (в условиях самоизоляции _ заочно).

С ребятами, которых удаётся увлечь проектными работами, мы выходим на новый уровень выступлений: школьный, районный, городской, краевой. Достойные выступления и победы «окрыляют», участникам научных конференций уже не хочется останавливаться в своих открытиях, они учатся сами и увлекают своей деятельностью других. Так в нашем классе, начиная с первого класса, появился тьютор – Чалова Валерия, ученица прошлого выпуска, которая вместе с ребятами ведёт исследовательскую деятельность. Мы уже сделали много совместных открытий, вот только некоторые из них:

 «Каким должен быть портфель первоклассника…»;

 «Вместе весело шагать…» (знакомство с достопримечательностями и улицами родного города);

«Кто такие «дети войны»».

Элементы исследовательской деятельности в учебном процессе присутствуют в нашем классе постоянно, а метод проектов является одним из ведущих на уроках окружающего мира и литературного чтения, поэтому к 3 – 4 классу желающих ребят выступить со своими «открытиями» (каждый на своём уровне) бывает уже много.

А в помощь ученикам, желающим заниматься исследованиями, мы в классе ведём курс внеурочной деятельности «Лаборатория Почемучек».

Не секрет, что большинство совместных открытий происходит в течение учебного года. Интересно, получится ли увлечь исследовательской работой своих учеников летом, когда светит солнце, когда хочется отдыхать и загорать, когда прохладный ветерок манит на улицу?..

Время покажет! А я желаю всем увлекательного лета, интересных открытий и новых побед!


Библиографическая ссылка

Харина С.И. Удивить, узнать, увлечь (из опыта работы) // История родного края. – 2020. – № 4. – С. 37-37;
URL: https://historyland.ru/ru/article/view?id=275 (дата обращения: 05.08.2021).