Научный журнал для школьников
История родного края

Программа по краеведению "Социально-экономическое краеведение"

Вессель Т.Ю. 1
1 МКОУ СОШ №3 п.Михайловка
малая родина
формирование гражданских позиций
истоки и культура своего края
изучение и систематизация информации
познавательная ценность
расширение опыта оценочной деятельности
источники изучения истории края
методы исследования
население
1. Приоритетный национальный проект «Образование» -http: //mon.gov.ru/pro/pnpo
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - http: //mon.gov.ru/dok/akt/6591
3. Воронова В. Разнообразие форм воспитательной работы // Воспитание школьников. 2005. № 6.
4. Данильченко Л. Чему учит история родного края // Воспитание школьников. 2005. № 6
5. Парфенова Е. А. О роли исторических вечеров в патриотическом воспитании учащихся // Преподавание истории в школе. 2004. № 2.
6. Работа со школьниками в краеведческом музее. Сценарии занятий. // Под ред. Н.М.Ланковой. – М.:ВЛАДОС. – 2001.
7. Сейненский А.Е. Родной край. М.: Интерпракс. – 1994.
8. Ляшенко Е.А. Школа юного краеведа. Волгоград. – 2007.
9. Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. -2002.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Социально-экономическое краеведение» разработана на основании современных задач модернизации российского образования в соответствии с Приказом Министерства Образования РФ от 09.03.2004 № 1312.

Данная программа конкретизирует материал школьных курсов географии и социальных дисциплин, дает знания по социально-экономическому развитию родного края. Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. Через краеведческий материал учащиеся приобщаются к прошлому, настоящему и будущему своего края.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Педагогическая целесообразность заключается в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Программа курса призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Новизна данной программы в социальной направленности на формирование у детей патриотизма, любознательности в познании родного края, разумных взаимоотношений человека с социумом и природой.

Программа рассчитана на обучающихся 5 - 10 класса. Рабочая программа предусматривает 68 часов – из расчета 2 часа в неделю (с 01.10. по 31.05.)

Цель программы: Формирование гражданского и патриотического самосознания, пробуждение интереса и бережного отношения к культурным ценностям края.

Задачи:

1) Изучить этапы заселения и хозяйственного освоения территории;

2) Углубление и систематизация знаний о природно- этнографическом развитии территории;

3) Пробудить интерес к изучению природы, истории и культуры родного края, к изучению его традиций;

4) Привлечь учащихся к познавательной, поисково -исследовательской деятельности;

5) Воспитать бережное отношение к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.

Методы обучения:

1. словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.

2. наглядный – просмотр слайдов, открыток, посещение выставок музея.

3. поисковый – сбор информации по интересующей теме.

4. исследовательский – изучение документальной информации, архивных документов.

Формы занятий: ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия планируются со всем составом объединения, например, лекции, беседы, походы, экскурсии и мероприятия. При проведении поисковых работ планируется работа в подгруппах. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальная форма ведения занятий.

Планируемые результаты:

следующих качествах:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории включают:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Знать/понимать:

· место и роль родного края в контексте отечественной и всемирной истории;

· источники комплексного изучения родного края, значимость культурного наследия своей Малой Родины;

· хронологические рамки появления первых стоянок людей;

Уметь:

· описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древнейших времен, их занятия, облик, обычаи;

· объяснять значение основных понятий;

· соотносить историю своей семьи, своего поселения с региональной историей;

· вести элементы исследовательской деятельности при изучении истории своей семьи, родного края;

· показывать на карте и описывать географическое положение своей Малой родины как административно-территориальной единицы;

Критерии и способы оценки: аттестация проводится в конце реализации Программы в форме проектной или исследовательской работы. Оценка проектной работы проводится в виде – зачет, незачет.

Учебный план

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Общее количество часов в год

2019 – 2020 2 ч (28 учебных недель)

1 раз

2 ч

56 ч

2020 – 2021 2 ч (28 учебных недели)

 

 

 

 

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе

Теоретич.

Практич.

 

Первый год изучения 2019-2020 уч.год

Введение

3

3

 

1

Малая Родина – часть России.

2

 

2

Краеведение и экология

1

 

Раздел 1: Источники изучения истории края. Методы их сбора и использования

15

7

9

1.1

Науки – помощницы

1

1

1.2

Источники изучения истории края

1

1

1.3

Вещественные источники

1

1

1.4

Лингвистические источники

1

2

1.5

Устные источники

1

1

1.6

Письменные источники

1

1

1.7

Методы исследования

1

2

Раздел 2: История Черемховского района

15

8

7

1.1

Этапы заселения и хозяйственного освоения территории

5

4

1.2

Природно- этнографическое развитие территории

3

3

Раздел 3: Население

23

7

16

 

3.1

Далёкое прошлое области

1

1

 

3.2.

Особенности современного национального состава. Обычаи, традиции.

 

1

 

                   

3.2

Современная демографическая ситуация

 

2

3

3.3.

Городские и сельские населённые пункты

 

1

5

3.4.

Основатели и первостроители городов. Этапы становления города: изменение роли и статуса

 

1

1

3.5.

Сельские населённые пункты

 

1

1

3.6.

Практическая работа

 

 

3

3.7.

Творческая работа

 

1

2

 

Содержание программы

Введение

1.Малая Родина – часть России. Что такое «краеведение». Почему нужно изучать историю родного края. Понятие «малая родина». 2.Краеведение и экология. Понятие экологии. Обоснование необходимости решения экологических проблем региона. Взаимосвязь истории и экологии.

Раздел 1. Источники изучения истории края. Методы их сбора и использования.

1. Науки – помощницы.

Археология, палеография, метрология, геральдика, генеалогия.

2.Источники изучения истории края. Понятие и виды исторических источников. Лингвистические исторические источники. Письменные исторические источники. Устные исторические источники. Вещественные исторические источники.

3.Вещественные источники.

Особенности и виды вещественных исторических источников. Способы изучения вещественных исторических источников. Археология. Обнаружение материальных следов прошлого. Практическое занятие.

4. Лингвистические источники.

Особенности и виды лингвистических исторических источников. Историческая фонетика, фонология и этимология. Ономастика и топонимика.

5. Устные источники.

Особенности, виды и типы устных исторических источников. Способы сбора и изучения устных исторических источников. 6. Письменные источники.

Письменные исторические источники актового характера: постановления, указы, законы, договоры и т.д. Письменные исторические источники описательного характера: летописи, дневники, письма, жития и т.д

Посещение краеведческого музея.

7. Методы исследования.

Формы и способы исследований. Методы получения информации. Выбор темы самостоятельного исследования. Практическое занятие. Раздел 2. История Черемховского района.

1.Этапы заселения и хозяйственного освоения территории. Прокладывание новых путей переселенцами. Появление пер­вых поселков. Установление торговых отношений с аборигенами. Освоение богатейшей илимской пашни. Конец XVIII в. изменения в численности насе­ление Иркутского уезда. Активность переселенческого процесса в период сооружения Транссибирской магистрали.Крупные сдвиги в геогра­фии заселения Иркутской области в годы бурного индустриального освоения региона. Изменения в миграционной ситуации с середины 1980-х гг..

2.Природно- этнографическое развитие территории

Природно-этнографическое развитие территории. Народные промыслы Иркутской области. Выдающиеся люди края. Природные условия и образ жизни человека.

Раздел 3. Население.

1. Далёкое прошлое области.

Экскурсия в краеведческий музей. Работа с административной картой области. Коренное население, понятие терминов «малочисленные народности», места их расселения. Практические занятия.

2. Современная демографическая ситуация

Динамика, перепись, демографический кризис. Особенности современного национального состава.

3. Городские и сельские населённые пункты.

Города. Происхождение названия городов. Основатели и первостроители городов. Этапы становления города: изменение роли и статуса. Сельские населённые пункты. Практическое занятие.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе

Дата

Теоретич.

Практич.

 

Первый год изучения 2019-2020 уч.год

 

 

Введение

3

2

1

 

1

Малая Родина – часть России.

 

 

 

07.10.19

2

Краеведение и экология

07.10.19

3

Взаимосвязь истории и экологии

14.10.19

Раздел 1: Источники изучения истории края. Методы их сбора и использования

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

8

1

Науки – помощницы: Археология, палеография, метрология

1

1

14.10.19

2

Науки – помощницы: геральдика, генеалогия.

21.10.19

3

Понятие и виды исторических источников.

1

1

21.10.19

4

Виды исторических источников.

28.10.19

5

Особенности и виды вещественных исторических источников.

1

1

28.10.19

6

Археология. Обнаружение материальных следов прошлого. Практическое занятие.

11.11.19

7

Особенности и виды лингвистических исторических источников.

1

2

11.11.19

8

Историческая фонетика, фонология и этимология.

18.11.19

9

Ономастика и топонимика.

18.11.20

10

Особенности, виды и типы устных исторических источников.

1

1

25.11.19

11

Способы сбора и изучения устных исторических источников.

25.11.19

12

Виды письменных источников

1

1

02.12.19

13

Посещение краеведческого музея.

02.12.19

14

Формы и способы исследований.

1

1

09.12.19

15

Практическое занятие. Раздел 2: История Черемховского района

15

 

 

 

8

 

7

09.12.19

1. Этапы заселения и хозяйственного освоения территории

 

5

4

16.12.19

1

Прокладывание новых путей переселенцами.

 

16.12.19

2

Появление пер­вых поселков.

 

23.12.19

3

Установление торговых отношений с аборигенами

 

23.12.19

4

Освоение богатейшей илимской пашни.

 

30.12.19

5

Изменения в численности насе­ление Иркутского уезда.

 

30.12.19

6

Активность переселенческого процесса в период сооружения Транссибирской магистрали..

 

13.01.20

7

Крупные сдвиги в геогра­фии заселения Иркутской области.

 

13.01.20

8

Изменения в миграционной ситуации с середины 1980-х гг..

 

20.01.20

9

Миграционные процессы на территории Иркутской области

 

20.01.20

2.Природно- этнографическое развитие территории

 

3

3

 

1

Природно-этнографическое развитие территории.

 

27.01.20

2

 

27.01.20

3

Народные промыслы Иркутской области.

 

03.02.20

4

 

03.02.20

5

Выдающиеся люди края.

 

10.02.20

6

Природные условия и образ жизни человека.

 

10.02.20

Раздел 3: Население

23

7

16

 

1,2

Далёкое прошлое области Экскурсия в краеведческий музей.

 

17.02.20

3,4

Коренное население, понятие терминов «малочисленные народности», места их расселения

 

24.02.20

5,6

Практические занятия. Работа с административной картой области.

 

27.02.20

7,8

Современная демографическая ситуация. Динамика, перепись, демографический кризис.

 

02.03.20

9,10

Особенности современного национального состава.

 

09.03.20

11,12

Города. Происхождение названия городов.

 

16.03.20

13,14

Основатели и первостроители городов. Этапы становления города: изменение роли и статуса

 

30.03.20

15,16

Этапы становления города: изменение роли и статуса.

 

 

 

06.04.20

17,18

Сельские населённые пункты Практическое занятие.

 

13.04.20

19-21

Практическая работа

 

20.04.20

22-23

Творческая работа

 

27.04.20

Второй год изучения

Раздел 4. Современный хозяйственный облик территории.

1.Иркутская область в составе Восточной Сибири.

Особенности производственной сферы. Сельское хозяйство. Социальные условия. Непроизводственная сфера. Практическое занятие по направлению исследовательского проекта. Творческая работа «Рекреационный потенциал Иркутской области» . Исследовательский проект «Основные требования к написанию исследовательских проектов».

Раздел 5. Культура.

История общественных организаций в районе. Открытие краеведческого музея, библиотеки. В п. Михайловка. Строительство храмов. Первые печатные издания. Практические занятия «Изучение переплётного дела». Экскурсии в Михайловскую районную библиотеку .

Раздел 6. Основы экологического краеведения.

1.Особенности, функции и признаки экскурсии.

Особенности рассказа и показа. Темы и объекты экскурсии. Определение цели и выбор темы. Работа над содержанием экскурсии. Составление маршрута и подготовка текста. Комплектование портфеля экскурсовода. Основные принципы работы с ним, Практические занятия «Составление плана экопроекта». Учебные экскурсии по краеведческим объектам. Методические разработки экскурсий, их защита.

2. Социальная экология.

Социальная среда в рамках Иркутской области. Природоохранная деятельность в иркутской области.

Практическая работа

«Составление плана экопроекта». Разработка экопроектов.

 

 

Учебный план второго года изучения 2020-2021 уч. год

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 4: Современный хозяйственный облик

21

11

10

территории

 

 

 

4.1

Иркутская область в составе Восточной Сибири

 

1

1

4.2

Особенности производственной сферы

 

2

1

4.3

Сельское хозяйство

 

1

1

4.4

Экскурсия в краеведческий музей п. Михайловка «Хозяйственный облик территории»

 

 

1

4.5

Социальные условия

 

1

1

4.6

Непроизводственная сфера

 

1

 

4.7

Исследовательский проект

«Основные требования к написанию исследовательских проектов»

 

2

 

4.8

Практическая работа по направлению исследовательского проекта

 

1

2

4.9

Творческая работа «Рекреационный потенциал Иркутской области»

 

2

3

Раздел 5: Культура

 

 

 

13

 

5

8

5.1

История общественных организаций в районе

2

1

5.2

Строительство храмов

2

1

5.3

Первые печатные издания

1

2

5.4

Практическое занятие «Изучение переплётного дела»

 

2

5.5

Экскурсия в Михайловскую районную библиотеку

 

2

Раздел 6: Основы экологического краеведения

22

12

10

6.1.

Особенности, функции и признаки экскурсии.

Методические разработки экскурсий, их защита.

4

2

6.2.

Социальная экология

2

1

6.3.

Практическая работа

«Составление плана экопроекта»

 

 

 

 

2

6.4.

Экопроект «Наш посёлок в 21 веке»

3

4

 

Итоговое занятие

1

1

 

Конференция «Радуга талантов».

 

 

 

           

Библиографическая ссылка

Вессель Т.Ю. Программа по краеведению "Социально-экономическое краеведение" // История родного края. – 2020. – № 1. ;
URL: https://historyland.ru/ru/article/view?id=28 (дата обращения: 03.12.2022).