Научный журнал для школьников
История родного края

Старообрядчество Приисетья 21 века

Ульянова А.Е. 1
1 МАОУ СОШ №22
старообрядчество
приисетье
религия
история
1. Байдин В.И. Старообрядчество Урала и самодержавие (конец XVIII –середина XIX вв): дис. канд. ист. наук. Свердловск 1983.
2. Ключевский В.О. Курс истории России. Сочинения, том 3, часть 3 –М.: Политическая литература, 1957.
3. Лебедев, протоирей Лев. Москва Патриаршая. – М.: Издательство «Вече», 1995.
4. Мангилёв П.И. (в соавт.: Починская И.В., Белоюородов С.А., Клюкина Ю.В). Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000. 180 с.
5. Покровский Н. Н. Путешествие за редкими книгами. 1-е изд., М., 1984. 2-е изд. М., 1988.
6. Половинкин Н. С., Туров С. В. Документы учета старообрядцев волостными правлениями Тюменского уезда в первой четверти XIX в.// 400 лет Тюмени: история и современность. Тюмень, 1986.
7. Словцов П. А. Историческое обозрение Сибири. Кн. 2: С 1742 по 1823 гг. СПб., 1844. С. 7, 22-25, 75, 252.
8. Сулоцкий А. И. О раскольниках Греко-Российской церкви. // Сулоцкий А. И. Соч. в 3 т. Т. 3: Из архива Александра Сулодкого/ Под ред. В. А. Чупина. Тюмень, 2001. С. 128-158.
9. Шахов М.О. Философские аспекты староверия. М., 1997 (2 изд. 1998) Его же. Старообрядчество, общество, государство. М., 1998.
10. Шашков А.Т. «Послание об антихристе и тайном царстве его» в старообрядческой рукописной традиции/ А.Т.Шашков // Проблемы истории России. – Екатеринбург:Волот, 2008.-Вып. 7:Источник и его интерпретация с. 56-91.

Введение

В настоящее время в России происходит формирование новой модели отношений между государством, обществом в целом и религиозными организациями. Старообрядчество занимает заметное место в современной религиозной жизни. В Российской Федерации действуют три крупные, объединяющие сотни тысяч верующих централизованные старообрядческие организации: Русская Православная старообрядческая Церковь, Древлеправославная Церковь и Российский Совет Древлеправославной поморской Церкви. В их состав входит свыше 200 зарегистрированных местных религиозных организаций. Старообрядчество представлено в большинстве субъектов Российской Федерации.

Актуальность темы исследования: в настоящее время наблюдается устойчивый рост общественного и научного внимания к духовному, культурному наследию России, а также к истории и современным проблемам православия. Старообрядчество является одним из крупнейших феноменов в духовной жизни русского народа. Оно объединило на протяжении веков многие миллионы верующих, оказало существенное влияние на развитие отечественной культуры и экономики. В качестве религиозного движения старообрядчество заняло заметное место в жизни русского православия. Движение старообрядчества следует определять, как пример религиозного инакомыслия, возникшего в условиях самодержавной России; гражданское неповиновение, основанное на философии староверия. Старообрядцы, носители древнегоправославия–этослой населения, верующих России, до сегодняшнего дня сохраняющихэтнические,конфессиональные, культурные традиции первой половины XVII в.

Объект исследования: феномен старообрядчества.

Предмет исследования:локальная группа старообрядцев бассейна реки Исети.

Степень изученности проблемы: Вопросы истории старообрядчества в исторической науке поднимались неоднократно, но в большинстве случаев работы посвящены староверию в российском масштабе, причём детально проанализирован именно ранний этап истории староверия.

Одним из видных исследователей данного этапа был историк и выдающийся просветитель П. А. Словцов (1767-1843). Итогом его научной деятельности стало «Историческое обозрение Сибири», где охарактеризованы различные стороны экономической и культурной жизни края. В его сочинении мы находим данные и по истории сибирского старообрядчества. В частности, здесь приведены факты о переселении «беглых раскольников» в Сибирь при Екатерине II («на «Барабе, по рекам и речкам, в Иртыш впадающим, как то: Убе, Ульбе, Березовке и пр.»), о самосожжениях старообрядцев в Тюменском уезде в 50-х гг. XVIII в., деятельности Раскольнической комиссии в Тобольске в 60-е гг. XVIII в. при митрополите Павле (Конюскевиче), о распространении староверия среди крестьянского, купеческого и посадского населения Сибири второй половины XVIII - начала ХIХ вв. [6] Несмотря на фрагментарность, эти сведения не утратили своего значения и до настоящеговремени. Истории русской церкви в Сибири посвящены статьи тобольского протоиерея А. И. Сулоцкого. Проблемы раскола рассматривались им в ряде работ. Они, преимущественно, носят описательный характер. В одной из них приведен фактический материал о пребывании в Тобольске протопопа Аввакума, во второй - о самосожжениях сибирских старообрядцев и борьбе с расколом тобольских иерархов. [8]

Крупнейшими специалистами по истории урало-сибирского старообрядчества XVII - ХIХ вв. являются А. Т. Шашков и В. И. Байдин. Научные интересы уральских археографов охватывают огромную территорию от Вятки до Тобольска. Исследователи рассматривают малоизученные сюжеты истории старообрядчества региона, вводят в научный оборот новые источники.[1,10] Подводя итог анализу изученности истории старообрядчества, можно сделать вывод, что в целом историками накоплен значительный опыт исследования различных аспектов истории старообрядчества Сибири и Урала. Однако при наличии огромного количества публикаций, освещающих разнообразные проблемы развития староверия, как в стране в целом, так и в Сибири, современное старообрядчество Приисетья изучено фрагментарно.

Цель: изучить историю становления старообрядчества в Приисетье и современную жизнь староверов этого района.

Задачи: 1. Изучить историю церковного раскола и выявить районы распространения старообрядчествавПриисетье. 2. Проанализировать основные причины и условия зарождения и распространения старообрядчествавПриисетье. 3. Выявить актуальную сеть расселения старообрядцев изучаемого района. 4. Изучить современное состояние быта, занятия, традиции и обычаи старообрядцев Приисетья.

Гипотеза: Если мы проведем научно-исследовательскую работу по теме «Старообрядчество Приисетья 21 века», то мы лучше узнаем об истории становления религии в России, жизни и быте старообрядцев Приисетья и повысим интерес людей к культуре и истории своей страны.

Методы исследования:

1.Теоретический – изучение литературы, анализ информации из интернет-источников.

2.Поисковый – нахождение информации в интернете.

3.Эмпирический – сбор информации в виде интервью, экскурсий, наблюдений, и её обобщение в исследовательской работе.

Глава 1. История и последствия церковного раскола

Церковный раскол в Русской православной церкви , начавшийся в 1650-х годах в Москве , связан с реформой патриарха Никона , направленной на внесение изменений в богослужебные книги московской печати и некоторые обряды в целях их унификации с современными греческими.

Понятие церковный раскол возникло в царствование Алексея Михайловича и с тех пор неоднократно становилось темой для исторических исследований.

Обсуждение необходимости реформы церковной жизни началось в 1640-е годы. В то время в столице был организован «кружок ревнителей благочестия». Представители духовенства, являвшиеся участниками кружка, выступали за унификацию церковных текстов и правил богослужения. Однако не было единства в вопросе о выборе образца, по которому бы вносились изменения. Одни предлагали взять в качестве образца древнерусские церковные книги, а другие – греческие. [2]

Церковный раскол в России связан с именем протопопа Аввакума Петрова – известного лидера старообрядцев. За несогласие с церковными реформами он был сослан на долгие одиннадцать лет в Сибирь. Перенеся многие тяготы и невзгоды, остался предан «старой вере». В результате, по решению Церковного собора, Аввакум был приговорен к заточению в земляной тюрьме, а впоследствии заживо сожжён. [8]

С отстранением Никона от власти, церковные реформы не были прекращены. В 1666 году Церковный Собор официально утвердил новые обряды и церковные книги, которые должны были быть приняты всей Православной Церковью. Решением того же Собора сторонники «старой веры» отлучались от церкви и приравнивались к еретикам. [3]

Таким образом, церковный раскол в России в 17 веке стал национальной трагедией. Произошло разделение русского народа на тех, кто остался в лоне Православной Церкви, совершающих богослужения по новым правилам, и на старообрядцев, продолжавших придерживаться дореформенных церковных обрядов.

Глава 2. Развитие старообрядческих общин Приисетья

2.1. Исторические условия распространения староверия в Приисетье

Свое знакомство со старообрядчеством Приисетья мы начали в научном учреждении на территории Исетского района, в Исетском народном краеведческом музее им. Анатолия Лаврентьевича Емельянова. [Приложение А]. Находится он в старинном селе Исетское, которое стоит на автодороге «Байкал», в 78 километрах от областной столицы. Удивительная история освоения и заселения края, история возникновения церквей, быт, ремесла и промыслы крестьян, история военной и трудовой славы земляков – все это доступно и интересно освещается на экскурсиях в музее. [Приложение А фото А.1. -А.5.]

Ведущий специалист музея, Лиханов Юрий Владимирович, [Приложение А фото А.6] многие годы занимающийся исследованием старообрядчества, приоткрыл завесу неизвестного в жизни затворнических общин старообрядчества.

В конце XVII - начале XVIII веков Приисетье стало одним из четырех центров раскольничества на Урале и в Сибири (известны также исторически сложившиеся центры старообрядчества в окрестностях Нижнего Тагила, Екатеринбурга и в Алтайском крае). [6]

Опираясь на немногочисленные летописные источники, а также устные предания, большинство исследователей склоняются к тому, что предками Исетских старообрядцев являлись переселенцы с Севера, в частности с Соловецких и Архангельских земель. [7]

В 1751 году Тобольской консисторией были предприняты попытки насильственного обращения старообрядцев Приисетья в лоно Православной церкви. Однако, в большинстве случаев подобные "увещевания" оказывались безуспешными и заканчивались либо открытым неповиновением, либо актами самосожжения. [7]

Духовным наставником старообрядцев Приисетья являлся Мирон Иванович Галанин (1726-1806), которого местные жители называли Святым Миронушкой. [Приложение А фото А.7] Некоторые исследователи считают Галанина основоположником крестьянской литературы. Язык оставленных им писем, текстов духовного и исторического содержания отличается от литературного языка бытовавшего в России конца XVIII века. [5]

Жизнь Мирона Галанина была близка к мученической. Он часто подвергался преследованиям и пыткам со стороны официальных властей и духовенства из-за своего высочайшего духовного авторитета среди старообрядческого населения. Более девяти лет Галанин провел в тюрьмах Тобольска и Екатеринбурга, подвергаясь жестоким лишениям и пыткам. [4] Могила Галанина в деревне Кирсанова является святым местом для старообрядцев так же, как и колодец Святого Тарасия, который находится вблизи деревни Дружинино Шатровского района Курганской области.

2.2. Современное положение старообрядцев Приисетья

В настоящее время в труднодоступных окрестностях Приисетья сохранились отдельные старообрядческие поселения, в которых строго соблюдаются сложившиеся на протяжении столетий законы веры и жизненного уклада. Как правило, старожилы неохотно идут на контакт с приезжими исследователями, старательно оберегая свои тайны от чуждого и враждебного им внешнего мира.

Изучая особенности старообрядчества в Приисетье, мы побыли в Сельском поселении Красново, деревне Кирсанова, деревне Кукушки, деревне Миролюбова Тюменской области Исетского района, деревне Бобылева Каргапольского района Курганской области.

Красновское сельское поселение— муниципальное образование в Исетском районе Тюменской области Российской Федерации, насчитывает 622 человека, по переписи 2017 года. [Приложение Б фото Б.1.] Здесь живут бок о бок, старообрядцы и приверженцы «новой» христианской веры. В этой деревне состоялось знакомство и последующие беседы с заведующей Красновской библиотеки Панкратьевой Татьяной Владимировной, уроженкой деревни Кирсанова, выросшей в семье старообрядцев. Семья Татьяны Владимировны Панкратьевой соблюдает обычаи и традиции, крестят детей по старообрядческому обычаю, не посещают церкви, не работают в субботу, не имеют вредных привычек. [Приложение Е].

Следующая деревня, которую мы посетили была Кирсанова, в которой насчитывается 69 человек (по переписи 17.07.2017). Раньше здесь была большая старообрядческая община, которая состояла из переселенцев. В деревне тихо и безлюдно. Местные жители не любят посторонних, впрочем, как и основная часть старообрядцев.

История деревни Кукушки начинаетсяс 1670 года.[Приложение В фото В.1] Тогда нареке Бешкиль в 55 верстах от уездного города Ялуторовск и в пяти верстах от волостного Шороховского правления появилась деревняКокушки (Кукушки). Основателями деревни были староверы, пришедшие после церковного раскола из Вологодской губернии. Численность населения 390 человек, но попадая туда, понимаешь, что деревня исчезает. Нам удалось встретиться и побеседовать со старожилом деревни Кукушки Нохриной Марией Карповной, уроженкой деревни Кукушки. [Приложение Ж, приложение И]. Общаясь с представителями старообрядчества, поймала себя на мысли, что рассказывают они об идеальном мире, где господствует бесконечная вера и ощущение защиты, сила рода, семьи, уверенность в будущем, беспрекословное и такое понятное с детства следование традициям. Этого так не хватает в современном мире.

Неподалёку, находится деревня Миролюбова. [Приложение Г фото Г.1] Оназвалась когда-то Одиной. Ее первые поселенцы – старообрядцы, непокорные мужики с европейской стороны Урала. В их характере главным было трудолюбие. В конце 19 века в пределах двух деревень – Кукушки и Одина – было 54 ветряных, и две водяных мельницы. В селениях работали девять кузниц, практически все принадлежали староверам. На их подворьях и подновесах стояли современные по тому времени орудия и машины: двухлемешные плуги, конные сеялки, грабли, молотилки, веялки. Действовал маслодельный завод. На подворьях стояли 778 рабочих лошадей, 2560 голов крупного рогатого скота. Жители деревень обрабатывали 2200 десятин земли.В свое время старообрядцы играли большую роль в развитии сельского хозяйства в Сибири, помогали обеспечивать продовольствием горнозаводскую промышленность. Организация труда старообрядцев была их несомненным преимуществом перед разнородным населением Западносибирского Зауралья. М.Е. Салтыков-Щедрин в «Мелочах жизни» говорит: «Старообрядцы – это цвет русского простолюдья. Они трудолюбивы, предприимчивы, трезвы, живут союзно…» [Цит. по: Данилов, Яблоков 2002: 20]. Так высоко оценивал классик русской литературы характер старообрядцев.

В деревне Миролюбова по данным переписи 2017 года, числится всего 60 человек. Деревня живет. В последнее время, те, кто ранее уехал, возвращаются. Строятся новые дома, поднимаются старые. На окраине располагается старообрядческое кладбище, действующее до сих пор. [Приложение Г фото Г.2]

Село Бобылево, входит в состав Майского сельсовета, со статусом сельского поселения Каргапольского района Курганской области. [Приложение Д фото Д.1]. По данным переписи населения за 2014 год, значится 19 человек. Деревня расположена в труднодоступном районе, дорога грунтовая, в непогоду добраться до места невозможно. [Приложение Д фото Д.1] Электричество в деревню заведено лишь частично, отопление печное. Попадая на деревенское кладбище, по стройному ряду могильных крестов, понимаешь, что это пристанище старообрядцев. Мы посетили деревню осенью, во время уборки урожая. Мужчины с бородами, на самодельных тракторах, женщины с покрытой головой, неприветливость и обособленность живут здесь и поныне. Бобылево - будто забытый людьми мир, где есть лишь свои правила, своя вера, своя семья.

2.3. Современный быт и традиционная культура старообрядцев Приисетья

В старообрядческой среде, как ни в какой другой, сохранились исконно русские национальные традиции. Это касается образа жизни, строений, патриархального уклада, обрядов и обычаев, ведения хозяйства, а самое главное – сохранилась вера, мировосприятие, нравственные устои. Трудолюбие воспитывается с детства. Именно отношение к труду было и остаётся главным в мировосприятии староверов.

Главное место в доме – красный угол. В красном углу находится божница с иконами. В домах много старинных икон. Под божницей на столе лежат уникальные, старинные книги, лестовки. Лестовки являются главным атрибутом при чтении молитв.

Быт старообрядцев тесно связан с их образом жизни. Ранее основное направление в хозяйстве – земледельческо-промысловое. Добывающими промыслами были охота и рыболовство. Было развито мелкое кустарное производство, которое представлено прядением и ткачеством, кожевенным и гончарным производством. Некоторые виды ремесел сохранились до наших дней, в том или ином виде.

Заключение

В ходе работы, мы изучили историю церковного раскола и выявили районы распространения старообрядчества в Приисетье. Проанализировали основные причины и условия зарождения и распространения старообрядчества в Приисетье. Выявили актуальную сеть расселения старообрядцев Приисетья, посетили места их проживания и провели беседы с представителями староверия. Ознакомились с условиями быта, занятий, традиций и обычаев старообрядцев на сегодняшний день.

Исследование показало, что история старообрядчества в Приисетье является примером верности идеалам и убеждениям, а также прекрасным образцом сохранения поистине уникальной культуры в крайне тяжелых условиях. Сам факт, что староверам Приисетья удалось сохранить свою уникальную культуру в первозданном виде, заслуживает уважения. Им удалось передать следующим поколениям многие элементы культуры и быта, которые оказались в забвении у прочего русского населения региона.

Уникальность старообрядцев Приисетья, состоит не только в способности донести до нашего времени свою неповторимую культуру. Пристальное внимание нужно уделить тому, какие моменты этой культуры могут быть полезны современному российскому обществу. Одним из наиболее важных моментов является то, что старообрядцы придают большое значение почитанию предков, уважительному отношению к их традициям, что крайне актуально для современной жизни России.

Старообрядцы всегда отличались тем, что имели свое направление жизни, которому они никогда не изменяли, направление это уходит своими корнями в глубь русской души и историю русского народа, проходит заметной нитью через весь необозримый путь жизни русского народа и доходит до наших дней.

Мы считаем, что данная работа может быть использована при изучении истории Уральского федерального округа. Важным является и то, что история старообрядцев Приисетья рассматривается в контексте Российской действительности и даёт представление об общероссийском положении старообрядчества. Поэтому данную научно-исследовательскую работу мы считаем актуальной не только для изучения истории местного края, но и для изучения истории церковного раскола на Руси в целом.

Приложение А

Экскурсия в краеведческий музей г. Исетска

Фото А.1. Мужская одежда старообрядцев.

Фото А.2. Женская одежда старообрядцев.

Фото А.3. Лестовка.

Фото А.4. Старообрядческие иконы.

Фото А.5. Старообрядческие рукописи.

Фото А.6. Исетский народный краеведческий музей. Лиханов Юрий Владимирович. Точная копия Староверческой часовни Мирона Галанина, находящейся в д.Кирсанова.

Фото А.7. Портрет Мирона Галанина. Находится в Исетском народном Краеведческом музее.

Приложение Б

Фото Б.1. Деревня Красново Исетского района Тюменской области.

Приложение В

Фото В.1. Деревня Кукушки Исетского района Тюменской области.

Приложение Г

Фото Г.1. Деревня Миролюбова Исетского района Тюменской области.

Фото Г.2. Старообрядческое кладбище в дерене Миролюбова.

Приложение Д

Фото Д.1. Сельское поселение Бобылево, Каргапольского района Курганской области.

Приложение Е

Воспоминания Панкратьевой Татьяны Владимировны.

«Уникальной достопримечательностью деревни Кирсанова, является часовня, построенная на могиле Мирона Ивановича Галанина, расколоучителя, писателя, человека известного далеко за пределами России. Умер он 8 июня 1806 года и похоронен в деревне Кирсанова. Часовня открыта для всех желающих, представляет собой деревянное, бревенчатое строение, внутри которой находится крест, иконы. Вдоль стен расположены лавочки, на которых верующие могут вести молитву. Жители деревни, посещающие могилы своих родственников, сначала кланяются Миронушке, а уже потом продолжают свой путь».

Татьяна Владимировна Панкратьева, вспоминая свое детство, говорит о самоотречённой вере ее предков. «До сих пор в день памяти Мирона Галанина, в Кирсанова едут люди. И стар, и млад, и те, кто остался в деревне, и те, кто переехал в другое место, считают долгом почтить память святого.

Жизнь старообрядцев никогда не была безоблачной. Общины не стремились к материальному обогащению, «лёгкой жизни». Однако зачастую, семьи не испытывали нужды, потому что жили большими, дружными семьями, много работали. Всегда существовал определенный порядок, уклад жизни, которому беспрекословно подчинялись все.

Настрадавшись долгие годы, в гонениях, преследованиях, общины старообрядцев не стремились к общению с «чужаками». Это некоторое неприятие людей другой веры, наблюдается и по сей день. Несмотря, на то, что бытует мнение будто старообрядцы злые, неприветливые, «стакан воды не подадут», это неправда. Весь образ жизни старообрядцев, уклад, традиции и обычаи, направлены на сохранение своей веры, сохранение здоровья своей семьи, передаче знаний и верования своим детям, в первозданном, точном, не исправленном виде. Это и объясняет жизнь староверов - отстранённую, замкнутую, спрятанную и по сей день от глаз посторонних.

Дети с малых лет знали, что посторонние – это опасность. Это чужие мысли, чужие сомнения, чужая вера, не говоря уже о возможных болезнях, которые чужаки могли принести в общину. Именно этим объясняется отстранённость и нежелание общаться с «миром».

Сейчас, конечно, много чего растерялось, не так следуем традициям в одежде. Смотрим телевизор, пьём кофе, чай, что раньше категорически было нельзя. Не все пост соблюдают, регулярно, хотя в моем детстве – это не обсуждалось. И дети наравне со взрослыми и работали, и молились, и постовались. Сейчас стараемся, конечно, и детям своим рассказывать и разницу объяснять, крестили их по нашей вере, по-старому. Но помягчение, конечно, есть, главное- закон Божий не нарушать, семью свою помнить, отца и мать, трудиться и быть человеком».

Приложение Ж

Воспоминания о укладе жизни Нохриной Марии Карповны.

На первый взгляд, суровая и неприветливая женщина, оказалась потрясающе глубоким человеком, бесконечно преданной своим идеалам, своему воспитанию, памяти своих предков.

«Все что надо, уж давно в книжках написано, а чего знать не положено, так вам никто и не поведает. Чужие вы» - так встретила нас Мария Карповна. Но когда узнала, что нам интересно поговорить о воспитании детей, о традициях, об организации быта старообрядческих общин, смягчилась.

«Работать надо! Не лениться. Грех это, лениться то. Работали все, от мала до велика. У каждого, свое дело было. Мужчина в семье был хозяином, главным, а женщина – это мать, она детей рожает, ей ни пойти никуда, ни поехать, ни купить, а у него лошадь в руках. Раньше жили все вместе,свекор, свекровь — до самой смерти. Свекор — «папаша» был главный в семье, все ему подчинялись. Он назначал, кому что делать. Знал, кому какую работу дать, кто, на что способен, или по состоянию здоровья. Назначал кому что делать. Хвалил. Ругал и наказывал тоже отец. Свекор вел хозяйство, распоряжался деньгами, имуществом. Его обязательно все слушали.

Отец к Богу вёл, все молились, это строго было, с малых лет участвовали, как важное самое дело было. Пост соблюдали всегда, до сих пор соблюдаю.

Отец следил и учил всему- косы не трогали, не стригли, мужики бороды. Что господь создал, не наших рук дело, нельзя себя выше Бога ставить. Отец почитался и негоже ему перечить было. Подчинялись, где через страх, где через уважение, беспрекословно. И замуж выходили как отец скажет, а семьи были большие, крепкие, дружные.

А за домом, за хозяйством следила жена или свекровь. У нас ведь невеста уходила в мужнин дом. Наоборот, никогда. И часто в доме жили 2 и 3 семьи, так вот свекровь делила работу между невестками, по справедливости, всегда, по очереди. А коли у тебя дитя младенец, то от работы освобождали.

Вот так и получалось, что почитали и уважали родителей, отец с братьями отвечали за то, что за домом происходит, а мать и сёстры – внутри дома. Еда, уют, одежду пошить, починить, да чтоб лад был.

Каждый за себя отвечал и будто за всех. Ошибки не прощались. Хоть взрослый, хоть дите, правила одни были для всех. По справедливости,

Сейчас все поменялось. Молодёжь уходит от порядка. Женятся на не нашей вере, посты не соблюдают. Не правильно это. Чтить надо веру то, только с верой и выжили».

Приложение И

Воспоминания Нохриной Марии Карповны о ритуале погребения в старообрядчестве.

«На кладбищах наших покоятся как старообрядцы, так и мирские. Но даже православный, новый крест не говорит о том, что похороненный человек не являлся старовером. Иногда умерший человек не успел выразить свою волю, либо более молодые родственники отнеслись к этому безответственно. Хотя встречаются и родственники одной семьи, но одни староверы, а другие мирские. Отступники.

Домовины и голбцы, так называется надгробие у старообрядцев. Раньше считалось необходимым самому позаботиться о своей домовине, по достижению 40 летнего возраста. Домовина ставится на восточную сторону в ноги, а покойника кладут к нему лицом, то есть- головой на запад. Уход человека из временного нахождения в этом мире, в Мир Вечный, дело не шуточное, сами подумайте- тут вы в среднем 70 лет прибываете, а там- вечность. Но в тоже время смерть считается неким избавлением, возможностью встретиться со Спасителем.

Раньше за могилами не принято было уж усердно заботиться: земля - дала, земля и забрала. Гроб делался из целой колоды и чаще всего заранее и это, кстати, считалось хорошей приметой. Так же принято было держать его на чердаке и хранить в нем зерно. Делали его точно под свой размер, так как, если тесно- то покойник часто снился, жаловался на неудобство, если слишком велика, то зазывал к себе близких на свободное место, считали, что кто-то в скорости умрет. Да вот, все покойники- увеличиваются в росте, примерно на 10-15 см, об этом знали еще деды. Горбатые люди - еще больше распрямляются отсюда, и пословица "Горбатого могила исправит".

Гроб из дома выносили через дверь (ногами вперед) стараясь не задеть за косяк дверного проёма, чтобы не запомнил дорогу обратно. Проем двери- перекрещивали (колдунов выносили через специальный проем, который потом заделывали). Обычно, даже летом, покойника везли на санях, сани на время оставляли возле кладбища, перевернутыми и оглоблями в сторону погоста. Захотел покойник вернуться домой, подошел к саням, ну и делать нечего -вернулся обратно. Так же переворачивают стулья и лавки, на которых ставили гроб-домовину, чтоб не вернулся посидеть.

Омовение делают, только одноверцы. По традиции, староверов хоронят в посмертной рубахе (многие шьют сами) и в новой неодеванной одежде (кафтан, сарафан), в конце заворачивают в саван, обязательно с новым нательным крестом и лучше с деревянным (тело истлеет и все вещи) в левую руку вкладывается лестовка (символ восхождения на Небо), в правую- Крест. Не клали мы в гроб ничего, ни иконы, ни вещи какие. Усопшим девицам плетут одну косу (плетением вверх), женщинам — две косы (плетением вниз). Вначале на голову надевают кичку или подвязывают косынку, а поверх белый однотонный платок, концы которого не завязывают узлом, а просто расправляют и закладывают друг за друга слева направо. Не женатых, одевали в одежду жениха или невесты.

Хоронили на кладбище весь род, всех членов семьи в одно месте. Четко прослеживаются такие дорожки, или могильные круги одной семьи. Здесь дети, родители, старшее поколение. Детей много рожали, по 10-15, но выживали если 5-6, то хорошо считалось. Отсюда и на кладбище – две большие домовины (мать и отец) а кругом 5-7 маленьких домовин (ребятишки умершие). Имен не писали раньше, ну если только раб Божий и имя при Крещении, потом уж стали таблички делать, но это не наше».


Библиографическая ссылка

Ульянова А.Е. Старообрядчество Приисетья 21 века // История родного края. – 2020. – № 1. ;
URL: https://historyland.ru/ru/article/view?id=32 (дата обращения: 03.12.2022).