Введение
В этом учебном году мы на уроках литературы изучали произведение Михаила Лермонтова «Бородино». После прочтения этих строчек, мне стало ясно, как важно было это сражение во всей войне 1812 года. В этой войне сплотилась вся Россия. И именно Бородинское сражение является одним из важнейших этой войны. Это меня побудило по - больше узнать об этих исторических событиях и сделать свою оценку итогам Бородинского сражения.
Бородинское сражение, как, впрочем, и вся Отечественная война 1812 года, относится к числу событий мировой и отечественной истории, которые являются знаковыми, привлекающими огромное внимание и обсуждаемыми по сей день. Бородинское сражение, которое Наполеон назвал самым «ужасным» из всех данных им сражений, является предметом национальной гордости, как в России, так и во Франции, предметом воспитания истинных патриотических чувств, потому что, как считал сам Наполеон, «французы в нем показали себя достойными одержать победу; а русские стяжали право быть непобедимыми».
И мы решили эту важную тему отразить в настольной исторической игре.
Актуальность. История настольных игр насчитывает не одну тысячу лет. Но до сих пор у них существует множество поклонников. Современная индустрия создает каждый год все новые и новые настольные игры. Они помогают людям разнообразить свой досуг. Настольные карточные игры давно уже вышли за рамки детских развлечений. Сейчас создается множество игр, требующих от игроков логически мыслить, обладать обширными знаниями по разным направлениям, уметь принимать необычные решения.
Практическая значимость. Я увлекаюсь настольными историческими играми. Попробовав поиграть в достаточное количество игр подобного типа, мне стало интересно, могу ли я разработать свою собственную игру. Мне всегда нравилась история, и поэтому в качестве сюжетной основы решил взять один из эпизодов российской истории «Бородинское сражение». Разработанная мною игра должна быть не только развлекательной, но и познавательной. Подобные игры актуальны в наше время, так как позволяют пропагандировать историю среди как моих сверстников, так и людей старшего возраста.
Из всего выше сказанного, мы определили цель, задачи и гипотезу нашей работы
Цель: Разработать настольную историческую игру «Бородинское сражение».
Задачи:
1) Ознакомиться с событиями Отечественной войны 1812 года.
2) Разработать дизайн игрового поля и фишек – солдатиков для игры, основываясь на реалиях изученной исторической эпохи.
3) Разработать правила настольной исторической игры «Бородинское сражение».
4) Разработать алгоритм создания настольной исторической игры.
Гипотеза:наглядно и в интересной форме объяснить учащимся, как развивались боевые действия на Бородинском поле и какие исторические личности принимали участие в Бородинском сражении, т. к. опрос, проведенный среди моих одноклассников, об этих исторических событиях показал, что они мало знают про этот знаковый период в истории, либо не помнят его.
Объект: настольные игры.
Предмет: историческая настольная игра «Бородинское сражение».
Методы исследования:
· теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, моделирование, постановка проблем, исследование гипотезы;
· эмпирические методы: изучение источников информации и результатов деятельности, наблюдение, тестирование, изучение опыта.
Глава 1. История появления настольных игр
История настольных игр насчитывает не менее 5500 лет. В современных исследованиях настольных игр высказывается мнение, что их история была общей. Так, ветеран настольных игр, английский учёный Дэвид Парлетт в своей исследовательской работе «Оксфордская история настольных игр» считал, что все, даже самые современные настольные игры имеют древнейшие прототипы и, следовательно, общие корни.
Самой древней из настольных игр считается древнеегипетская игра сенет.Как светское развлечение он известен в додинастический период (около 3500 лет до н. э.), в более поздние времена стал ассоциироваться с путешествием в потусторонний мир. Первые находки игровых наборов для Сенета были сделаны в начале XX века. Сперва исследователи сочли эти палетки с фигурками древними шахматами, после — шашками, однако впоследствии выяснилось, что игра имеет с ними очень мало общего.
Лото, домино, нарды, шахматы, шашки, кости могут похвастаться очень интересными историями своего происхождения. На протяжении веков правила настольных игр менялись, но суть осталась прежней.
Домино. "Домино" - французское слово. Так называлось зимнее одеяние католических священников, которое было черным снаружи и белым внутри. "Домино" - это также маска,сочетающая черный и белый мотив. В игре домино - это небольшие пластинки, изготовлявшиеся из слоновой кости или просто кости с небольшими, круглыми вставками черного дерева.
Игра домино была изобретена примерно в 1120 г. до н.э. и произошла от игральных костей, которые некогда были ввезены из Индии в Китай.
Шашки. Шашки были изобретены французами в XII веке. Это смесь древней мавританской игры Алькерк и шахмат. До XVI века существовала два варианта игры в шашки: а) бить шашку было не обязательно; б) бить обязательно. С начала XVI-го века второй вариант игры стал доминирующим. В 1527 шашки появились в Италии, а оттуда распространились по всей территории Европы.
Кости. Изначально кости - это "волшебные" предметы, которые использовались в магических ритуалах. Скорей всего, прародителями игральных костей были косточки щиколоток овец, помеченные с четырех сторон. В древности кости изготавливались из различных материалов: сливовых и персиковых косточек, костей различных животных, семян, скорлупы орехов. Во времена Древней Греции и Рима кости стали изготовлять избронзы, полудрагоценных камней, алебастра, мрамора, фарфора, слоновой кости и прочих материалов.
Первое письменное упоминание кубических костей было сделано более 2000 лет назад в индийской Махабхарате. Кубические кости были найдены в египетских могильниках, датированных 2000 лет до н.э. и при археологических раскопках в Китае. Известно, что в различных магических ритуалахиспользовались пирамидальные, пятигранные и восьмигранные кости с разнообразными изображениями на гранях.
Нарды. Люди играют в нарды более 7000 лет. Однако,никто точно не знает изобретателя игры в нарды, неизвестна и страна, где в первые появилась эта игра. По легенде персидскийкороль Ардшир потребовал от одного из своих министров придумать игру, которая сочетала бы остроту борьбы шахмат и азарт.
Все игры, от которых предположительно произошли нарды, имели сходные доски. На доске все было кратно шести и имело связь со счетом времени. Например, 24 пункта представляют 24 часа, 30 шашек представляют 30 дней в месяце, и 12 пунктов на каждой стороне доски представляют 12 месяцев.
Самая древняя из досок для игры в нарды была найдена в Малой Азии и датируется 5000 лет до н.э. Комплект для игры был найден также и в гробницы Тутанхамона.
В Западной Европе игра распространилась в XII веке, куда ее завезли рыцари-крестоносцы, вернувшиеся из походов в Святую Землю. Игра стала очень популярно в средневековой Европе и называлась "трик-трак". Это название произошло от звука удара костей о деревянную доску.
Интересна история возникновения настольных игр в России. Первая настольная игра появилась еще в Древней Руси. Называлась она Тавлеи (в народе велеи). Правда не ясны правила и характер игры. Реконструкции, проводившееся по фольклорным памятникам и по археологическим находкам, указывают на заимствование игры из Западной Европы. Скорей всего Тавлеи пришли от викингов и представляла собой причудливую смесь из нард, лото, шашек и шахмат.
Сегодня существует множество настольных игр, из которых каждый желающий может выбрать игру по своему вкусу.
1.1. Общая характеристика настольной исторической игры
Существует много определений для настольных игр. Чаще всего под этим названием понимается широкий класс игр, которые можно играть за столом, используя специальный инвентарь. Это могут быть карты, фишки, кости, игровое поле и т.д.
Разработанная мною игра относится к настольным развивающим играм – ходилкам. Для данного класса характерно наличие ограниченных ресурсов у игрока, простых правил, использование уникального набора вопросов, по тематике игры. Основной акцент делается на правильность ответов игроков и тем самым изучение такого важного исторического события в нашей истории, как Бородинское сражение.
Игра-ходилка— одна из старейших классов настольных игр. К XIX веку появились первые настольные детские игры, имеющие не только развлекательное, но и образовательное значение, помогающие осваивать историю, географию, астрономию: "Русский крейсер", "Кругосветное путешествие", "Настольный планетарий". После октябрьской революции игры наполнились идеологическим содержанием: "Красная Армия", "Вперед, пионер!", "Электрификация". Шестидесятые годы возродили добрые игры со сказочными сюжетами: "Дюймовочка", "Гуси-Лебеди", "Старик Хоттабыч". В девяностых, в период компьютерного бума, казалось, бумажным играм придет конец. Однако они выжили, сейчас их великое множество, и обращаются к ним и взрослые, и дети самых разных возрастов.
Многие скажут, что «бродилками» или «ходилками» можно лишь скоротать досуг, что это вовсе не развивающие игры. А вот и нет!
Игры с кубиками и фишками очень полезны, причем развивают они самые разнообразные умения и навыки:
· во-первых, это социальные навыки;
· во-вторых, настольные развивающие игры отлично развивают мелкую моторику и координацию движений;
· третий плюс – развитие концентрации и внимания;
· в-четвертых, кидая кубик и отсчитывая ходы, игрокам предстоит отвечать на вопросы по тематике игры, и работать с историческими источниками;
· в-пятых, большинство исторических игр-бродилок основаны на реальных исторических фактах, хорошо знакомых или ещё мало знакомых игрокам, и такая игра – хороший способ активизации читательского интереса.
Правила у подобных игр просты и стандартны. Главной особенностью является уникальный набор вопросов, отвечая на которые игрок путем прохождения пути от старта до финиша, позволяет изучить такое историческое событие, как Бородинская битва, и приведут его к победе над противником.
Данная игра относится к историческим развивающим настольным играм - ходилкам, целью которых является изучение исторических событий.
Итак, мною была разработана настольная историческая игра «Бородинское сражение». Она рассчитана на возрастную категорию 10+. Средняя продолжительность игры 30-45 минут и рассчитана на 5-7 игроков, один из которых будет ведущим. Он ведет учет заработанных игроками баллов и выдает справочный материал, в конце игры ведущий подсчитывает баллы и награждает победителей, «орденами» и «медалями» того времени. Для игры требуется наличие игрового поля, фишек – солдатиков, игрального кубика, листка бумаги и ручки, для записи набранных игроками баллов.
1.2. Историческая основа настольной исторической развивающей игры «Бородинское сражение»
При создании исторической игры, в первую очередь, следует учитывать реалии того исторического периода, который берется за ее основу. Для создания своих уникальных разноуровневых карточек с вопросами, нам нужно было узнать, какие исторические личности действуют в выбранный период, какое вооружения и войска действуют на полях сражений. Знать, как выглядят вооружение, одежда того периода, чтобы разработать разноуровневые карточки с вопросами.
Мой выбор пал на Отечественную войну 1812 года.
Бородинскому сражению посвящен большой объем литературы как отечественной, так и иностранной. Военный историк П.А. Жилин в своей книге «Отечественная война 1812 г.» пишет: «О Бородине писали историки и писатели, стратеги и тактики… в российской военной истории, пожалуй, нет другого события, которое с такой силой привлекало бы к себе внимание людей многих поколений, заставляло бы восторгаться и преклоняться перед мужеством и героизмом русских людей, защищавших свою Родину» [1, с.148].
П.А. Жилин пишет, что многие «иностранные исследователи (Вандаль, Сорель, Мадлен и др.) настойчиво утверждали, что Наполеон, владея стратегической инициативой … заставил Кутузова пойти на это сражение…», поставив «…русскую армию в безвыходное положение…» [1, с. 148].
Другая точка зрения заключается в том, что Бородинское сражение было дано Кутузовым потому, что его заставили это сделать двор, армия и вся Россия. Эту точку зрения высказывал еще Клаузевиц, писавший, что Кутузов «смотрел на это сражение как на неизбежное зло» [1, с. 148].
Третья точка зрения, которой придерживались и придерживаются многие советские и российские историки, заключается в том, что Кутузов планировал сражение заранее, дал его по своей инициативе, имея целями «обескровить противника, вывести из строя его лучшие силы» и «не допустить Наполеона к Москве» [1, с. 149]. Доказательствами этой точки зрения служат письма самого Кутузова, в которых он сообщал в Военное министерство, царю, Ростопчину и Милорадовичу, Тормасову и Чичагову о своем намерении дать под Москвой сражение наполеоновской армии.
К вопросу о силах сторон. Количественный разброс данных о численности обеих армий довольно велик, хотя общий порядок цифр и многие характеристики противоборствующих сторон в различных источниках, в общем, совпадают.
Русская армия.
На Бородинском поле под общим командованием Кутузова находились две армии – 1-я Барклая-де-Толли и 2-я Багратиона. В 1-ю армию входили 2-й пехотный корпус Багговута, 4 пехотный корпус Остерман-Толстого, 6-й пехотный корпус Дохтурова, 1-й резервный кавалерийский корпус Уварова, 2-й кавалерийский корпус Корфа, 3-й резервный кавалерийский корпус Крейца, 9 казачьих полков Платова.
Во 2-ю армию входили 7-й пехотный корпус Раевского, 8-й пехотный корпус Бороздина (особо выделялась 27-я дивизия Неверовского), сводно-гренадерская дивизия Воронцова, 4-й резервный кавалерийский корпус Сиверса.
Отдельно стоит выделить 3-й пехотный корпус Тучкова 1-го, 5-й гвардейский пехотный корпус Лаврова, 2 кирасирские дивизии, 6 казачьих полков Карпова, полки смоленского и московского ополчений.
По составу русской армии расхождений у исследователей нет. Зато есть довольно серьезные расхождения в данных касающихся численности русских войск.
Академик Е.В. Тарле пишет о том, что у Кутузова «регулярных войск с резервами» было 110800 человек, «к русской армии под Бородином присоединились 7 тыс. казаков и 10 тыс. ратников (смоленского и московского ополчения). В общем, у Кутузова под ружьем было (без казаков) 120800 человек. В его артиллерии было 640 орудий. Эти цифры даются во многих источниках. Однако цифра, даваемая Толем (генерал-квартирмейстер русской армии), несколько меньше: «В сей день российская армия имела под ружьем линейного войска с артиллерией 85 тысяч, казаков 7 тысяч, ополчения московского 7 тысяч и смоленского 3 тысячи. Всего под ружьем 112 тысяч человек; при сей армии 640 орудий артиллерии» [2, с. 135]. Тарле приводит данные о том, «что русская артиллерия в бородинский день была сильнее французской и стреляла более тяжелыми ядрами (6-12 фунтов против 3-4 фунтов)». [2, с. 135]
Военный историк А.А.Строков оценивает силы русской армии в 125-130 тыс. человек, из них 72 тыс. пехоты без ополченцев (причем 15 тыс. наскоро обученных новобранцев), кавалерии без казаков – 17 тыс., артиллерии и инженерных частей – 14 тыс., ополчения всего – 20 (по другим данным 15) тыс., из них – московское ополчение – 6-7 тыс. (причем есть данные, что у Утицы было 10 тыс. московского ополчения или даже 15, а смоленского в составе 3-го корпуса Тучкова 1-го – 3 тысячи, орудий было 640 из них тяжелых (батарейных) – четверть). [3, с. 348-349]
Кстати сами французы определяли численность русской армии в 120-130 тыс. человек, оценивая состояние ее боевого духа не очень высоко (доклад секретаря-переводчика империи барона д,Идерилю Наполеону). [4, с. 193]
А.В. Шишов сообщает, что большинство исследователей склоняются к тому, что русские войска насчитывали около 150 тыс. человек: 113-114 тысяч регулярных войск, около 8 тысяч казаков и 28 тысяч ополченцев при 624 орудиях. «В состав регулярных войск входило 14,6 тысяч новобранцев, приведенных генералом Милорадовичем». [4, с. 193]
В.В. Бешанов утверждает, что русская армия имела в строю 112 тысяч регулярных войск, 624 орудия, 11 тысяч казаков, 28 тысяч ополченцев. [5, с. 325]
Таким образом, как видно из цифр, приводимых различными исследователями, данные различаются относительно численности казаков и ополченцев в русской армии. И если данные по казакам колеблются в диапазоне от 7 до 11 тысяч, то по ополченцам этот диапазон гораздо шире – от 10 до 28 тысяч человек. Как известно, в бою ополченцы почти не участвовали, но вопрос о том, какой результат имело бы их вмешательство в сражение, если бы оно все-таки произошло – дискуссионный и интересный. Что же касается численности регулярных сил и артиллерии, то здесь, в общем, цифры похожи – «регулярных солдат» - около 120 тысяч человек, орудий – либо 640, либо 624.
Французская армия
Наполеон привел на Бородинское поле императорскую гвардию (старая и молодая -18-19 тыс. человек), возглавляемую маршалами Мортье и Бессьером, 1-й пехотный корпус Даву, 3-й корпус Нея, 4-й Итальянский корпус Богарне, 5-й Польский корпус Понятовского, 8-й корпус Жюно (в некоторых исследованиях у Вестфальского корпуса Жюно номер 8), 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кавалерийские корпуса под общим командованием Мюрата.
Е.В.Тарле пишет, что у Наполеона было 130 тыс. и 587 орудий. [2, с. 136]
А.А.Шишов приводит данные второй переклички, произведенной Наполеоном «в главных силах». Там оказалось 97 тыс. пехотинцев, 29,5 тыс. кавалеристов, а в течение пяти дней к главным силам должны были присоединиться 6 тыс. пехотинцев и 1,3 кавалеристов. Таким образом, Наполеон мог рассчитывать на 134 тысячи человек. [4, с. 192]
П.А. Жилин приводит немного иные данные второй переклички французской армии произведенной маршалом Бертье 22 августа: 103 тыс. пехоты, 30 тыс. кавалерии, 587 орудий. [1, с. 155]
По данным А.А. Строкова у французов было 130-135 тыс. человек при 587 орудиях (тяжелых батарейных из них – 10 процентов). Из них до 90 тысяч пехоты, 29 тысяч кавалерии, артиллеристов и инженерных войск – 16 тысяч. [3, с. 349]
Таким образом, численность французов, в общем, определяется 90 тысячами пехотинцев, 30 тысячами кавалеристов и 587 орудиями (добавить 16 тысяч – артиллеристов и инженеров).
Важным вопросом, касающимся французской армии, является соотношение собственной французских войск и иностранных частей, бывших на Бородинском поле в составе французской армии. Мы нашли свидетельство французского мемуариста полковника Ж.-Ж. Пеле (Пеле-Клозо), который утверждал в своих воспоминаниях «Московская битва», что на Бородинском поле были в основном французы «Корпуса, которым предстоит сражаться под Бородином, заключают в себе небольшое число иностранцев» [4, с. 58-59], но проведенное нами исследование заставило нас усомниться в истинности мнения Пеле. В качестве источника информации нами была взята книга М.Оливера и Р.Партриджа «Армия Наполеона». Проведенный нами, согласно их данным, подсчет частей Великой армии, участвовавшей в Бородинской битве, дал следующую картину.
Соотношение сил и потери при Бородино с 24 по 26 августа
|
АРМИЯ НАПОЛЕОНА |
РУССКАЯ АРМИЯ |
регулярные войска |
ок. 136 тыс. чел. |
до 114 тыс. чел. |
в том числе |
|
|
пехота и кавалерия |
ок. 120,5 тыс. чел. |
до 103 тыс. чел. |
иррегулярные войска |
|
менее 8 тыс. казаков (с артилл.) |
артиллерийских орудий |
589 |
624 |
в том числе |
|
|
легких 3 и 4-фунтовых |
ок. 135 |
– |
6-фунтовых |
более 270 |
256 |
более 6 и до 12 ф. (вкл.) |
до 60 |
300 |
более 12 фунтов |
до 125 |
68 |
|
|
|
потери |
35 – 41,5 тыс. чел. |
42 – 50 тыс. чел. |
Но при внешней ясности и всесторонней изученности Бородинское сражение до сих пор является одним из самых дискуссионных событий мировой истории. Спорят о многом: о причинах, по которым на это сражение пошли Наполеон и Кутузов, о силах сторон и их планах на сражение, о количестве потерь и, разумеется, больше всего спорят о результатах битвы.
Я тоже не смог остаться в стороне от этих споров,
В основу игры легло противостояние французской армии, под командованием Наполеона и русской армии, под командованием Кутузова.
Это позволило нам выделить две воюющие стороны (французская и русская армии) и создать два вида фишек – солдатиков для игры.
В первую очередь, были изучено вооружение и войска, которые участвовали в боевых действиях с обеих сторон и на основе полученных знаний были разработаны карточки с вопросами, с 1 по 16 вопросы: для игроков, играющих фишками – солдатиками армии Наполеона, про действия французской армии, во время боя при Бородино; для игроков, играющих фишками – солдатиками армии Кутузова вопросы, которые затрагивают поведение русской армии во время Бородинского сражения.
Глава 2. Механизм создания настольной развивающей исторической игры «Бородинское сражение»
2.1. Обоснование типа игры и правил
Прежде чем начать работать над своей настольной игрой, мы определись, какого она будет типа. Для начала мы посмотрели, какие игры уже существуют. На«Википедии» есть список разных игр, которые когда-либо существовали. Ролевые икарточные, интеллектуальные, психологические, экономические, викторины иигры наразвитие мелкой моторики.
Определились, для какого возраста будет наша игра. Маленьким детям понравится что-то весёлое, шумное, спростыми правилами, взрослым будут интересны более сложные, тактические игры. Поэтому мы остановились на настольной игре с игральным кубиком, возможностью присутствия на игровом поле сразу нескольких игроков, выбором вопросов по уровню сложности и возможностью воспользоваться справочным материалом.
Аещё наша настольная игра— отличный способ подробно изучить великое историческое событие в нашей истории – Бородинское сражение 1812 года.
Начинается игра для всех игроков одинакого - на СТАРТЕ. Наша игра отличается тем, что имеет два старта: один для французских фишек – солдатиков, он находится в нижнем левом углу игрового поля, другой – для русских фишек – солдатиков, он находится справа, в середине. Это мы объясняем тем, что мы не хотим искажать своими правилами исторический ход Бородинского сражения. Каждый участник игры бросает игральный кубик. Если возникнет спор, кто первый будет бросать игральный кубик, этот вопрос можно решить, бросив монету.
Игрок передвигается на ту цифру игрового поля, которая выпала у него на игральном кубике, если правильно ответит на вопрос игры под таким же номером. Вопросы предлагаются на выбор: по уровню сложности и соответственно, по разной стоимости баллов. Легкий вопрос – 10 балов, средней сложности – 20 баллов, сложный – 30 баллов. Игрок сам выбирает тот вопрос, который считает для себя посильным. Если игрок не может ответить на выбранный вопрос, ему предлагают за 5 баллов купить справочный материал, который поможет ему ответить на данный вопрос.
Мы решили, что победит в нашей игре тот, кто быстрее всех дойдет дофиниша с наибольшим количеством баллов.
Мы взяли правила, которые кажутся нам справедливыми, и помогут игрокам изучить исторические события, которые происходили на Бородинском поле в 1812 году. Ещё, нам хотелось, чтобы вигре можно было легко «разбогатеть», и возможно первыми дойти дофиниша даже тем ребятам, которые ещё не успели познакомиться с историей Бородинского сражения.
2.2. Игровое поле
В основу игрового поля мы взяли историческую панораму Бородинского сражения, чтобы игра была максимально приближена к тем историческим событиям. Простой дорожкой сцифрами мы обозначили путь игроков, где накаждой цифре, игроку предстоит ответить на вопрос, вопросы с 1 по 16 охватывают события Бородинского сражения с французской стороны, для игроков играющих фишками – солдатиками французской армии. Для фишек – солдатиков русской армии вопросы начинаются так же с 1 по 16, только уже рассказывают о действиях и подвигах русской армии. Финиш для всех игроков общий. Наше игровое поле, это главный элемент игры, где обозначены места остановок для фишек игроков изадано направление: откуда икуда ходят игроки. (Приложение 1)
На обычном листе необходимо фиксировать прогресс игроков иподсчитывать очки.
2.3. Фишки игроков
После того, как игральное поле было закончено, мы стали думать над тем какие будут фишки у игроков. Для них мы выбрали картонные фигурки солдатиков французской и русской армий Бородинского сражения 1812 года.
Создание фишек – солдатиков стало частью нашей игры: ребятам представляется возможность увидеть как выглядели солдаты на Бородинском поле; чем отличались мундиры французских воинов от русских тех исторических времен. (Приложение 2)
Игральный кубик можно взять от любой другой настольной игры, или купить в киоске Роспечать. Можно воспользоваться,— приложением насмартфоне, которое имитирует бросок ивыдаёт случайное число. Они есть идля iOS , и для Android.
2.4. Карточки с вопросами
Для нашей настольной игры понадобятся карточки с вопросами. Мы решили их сделать своими руками, напечатать на плотной цветной бумаге. На желтой цветной бумаге напечатаны вопросы – легкие, стоимостью 10 баллов; на зеленой цветной бумаге – вопросы средней сложности и стоимостью – 20 баллов; на красной цветной бумаге – сложные вопросы, стоимостью – 30 баллов. (Приложение 3)
Справочный материал, который игрок покупает за 5 баллов, если не может ответить на выбранный вопрос, мы решили напечатать на обычных листах белого цвета, формата А4. (Приложение 4)
По итогам игры, после подсчета заработанных баллов, ведущий игрок осуществляет награждение, вручает импровизированные награды того времени. За 1 место – Георгиевский крест, за 2 место – орден Святого Александра Невского 1812 года, за 3 место – медаль «В память Отечественной войны 1812 года». (Приложение 5)
2.5. Тестирование игры
К данному моменту унас есть все составные части игры:
· наша собственная концепция настольной игры;
· правила;
· игровое поле;
· фишки - солдатики;
· игральный кубик;
· карточки с вопросами для игры
· справочный материал.
Прежде чем показывать еёмиру, мы решили сыграть внеё несколькораз со своими одноклассниками. Так мынаверняка найдем не состыковки вправилах иувидим, каких деталей нехватает, над чем надо еще доработать в правилах игры.
Теперь всё— можно начинать играть.
Заключение
Мне удалось разработать настольную развивающую историческую игру - «Бородинское сражение», используя реалии эпохи войны 1812 года. Мною были разработан собственный дизайн игрового поля и уникальный набор разноуровневых карточек с вопросами. У подобных игр существует стандартная основа. Правила достаточно просты и главное различие заключается в уникальном наборе вопросов по тематике игры. Мне удалось сделать собственную авторскую игру, которая была опробована на практике. Я играл в нее как с учащимися моей родной школы, так и дома с родственниками. В среднем продолжительность игры составила 30-45 минут. За это время все игроки успевают пройти игровое поле от старта до финиша и, отвечая на выбранные ими вопросы, набрать максимальное количество баллов. Так как игра является пошаговой, а правила несложные, то игроки быстро разбирались в тонкостях механики игры.
Технически создание вопросов трех уровней сложности не составляет особого труда. Для этого нужны плотные листы формата А4 трех цветов. Также нужен цветной принтер и бумага для принтера формата А4, для печати фишек - солдатиков. Для создания дизайна игрового поля мне понадобилось достаточно примитивное владение возможностями графического редактора моего домашнего компьютера.
Историческая основа позволяет тем, кто уже знаком с историей этого период освежить свои знания. У игроков еще не знакомых с событиями Бородинского сражения появился стимул самостоятельно узнать об этом интересном историческом периоде в истории нашей страны. В процессе игры нами было замечено, что ее участники начинают вспоминать события из истории и обсуждать их.
Приложение 1
Французские фишки - солдатики
Русские фишки - солдатики
Это, еще не все возможные виды фишек, остальные находятся у автора работы.
Приложение 2
Приложение 3
Вопрос 1 за 10 баллов
1.10.Для французских «Солдат» |
1.10.Для русских «Солдат» |
В какой деревне на подходе к Бородино Наполеон оборудовал свой штаб? |
В одном историческом источнике указано: "Бородинское сражение началось рано утром 26 августа 1812 года". Французский историк Рамбо, описывая сражение при Бородине, писал: "8 сентября 1812 года завязался бой". Как объяснить это расхождение в источниках? |
Вопрос 1 за 20 баллов
1.20. Для французских «Солдат» |
1.20. Для русских «Солдат» |
За сколько дней Наполеон надеялся победить Россию? |
Сражение, за какой российский город происходило на Бородинском поле? |
Вопрос 1 за 30 баллов
1.30. Для французских «Солдат» |
1.30.Для русских «Солдат» |
Своим маршалам Наполеон говорил: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги. Если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову. Заняв Москву, я ...». Закончите фразу словами полководца. |
Какой российский военный деятель в 1812 году выбирал позицию для Бородинского сражения? |
Это только примерный образец разноуровневых карточек с вопросами, полный уникальный набор карточек с вопросами, находятся у автора работы.
Приложение 4
Справочный материал к вопросу 1 за 10 баллов
1.10.Для французских «Солдат» |
Накануне главного сражения, ранним утром 24августа, русский арьергард под командованием генерал-лейтенанта Коновницына , находившийся у Колоцкого монастыря в 8км к западу от расположения главных сил, был атакован авангардом противника. Завязался упорный бой, продолжавшийся несколько часов. После того, как было получено известие об обходном движении противника, Коновницын отвёл войска за реку Колочу и присоединился к корпусам, занимавшим позицию в районе деревни Шевардино. Около Шевардинского редута был размещён отряд генерал-лейтенанта Горчакова . Всего под командованием Горчакова находилось 11тысяч единиц войск и 46орудий. Для прикрытия Старой Смоленской дороги остались 6 казачьих полков генерал-майора Карпова2-го . Великая армия Наполеона подходила к Бородину тремя колоннами. Основные силы:3кавалерийских корпуса маршала Мюрата , пехотные корпуса маршалов Даву , Нея , дивизионного генерала Жюно и гвардия— двигались по Новой Смоленской дороге. Севернее их наступали пехотный корпус вице-короля Италии Евгения Богарне и кавалерийский корпус дивизионного генерала Груши . По Старой Смоленской дороге приближался корпус дивизионного генерала Понятовского. Против защитников укрепления было направлено 35тысяч пехоты и кавалерии, 180орудий. Наполеон I стремился овладеть таким важным центром, как Шевардино, где сходились основные коммуникационные линии Бородинского поля межу Старой и Новой Смоленскими дорогами. Неприятель, охватывая Шевардинский редут с севера и юга, пытался окружить войска генерал-лейтенанта Горчакова . Французы дважды врывались в редут, и каждый раз пехота генерал-лейтенанта Неверовского выбивала их. На Бородинское поле спускались сумерки, когда противнику ещё раз удалось овладеть редутом и ворваться в деревню Шевардино, но подошедшие русские резервы из 2-йгренадерской и 2-йсводно-гренадерской дивизий отбили редут. Бой постепенно ослабел и, наконец, прекратился. Главнокомандующий русской армией Кутузов приказал генерал-лейтенанту Горчакову отвести войска к главным силам за Семёновский овраг.
|
1.10. Для русских «Солдат» |
Самое крупное сражение Отечественной войны 1812 года, вошедшее в русскую историю под названием Бородинское, а в историю Франции – сражение на Москва-реке, произошло 26 августа по старому стилю или 7 сентября по-новому стилю времяисчисления. Битва была между русской армией под командованием Кутузова и французской армией, руководимой императором Наполеоном I. |
Справочный материал к вопросу 1 за 10 баллов
1.20. Для французских «Солдат» |
Наполеон рассчитывая, что Александр первым нападёт навеликое герцогство Варшавское, Наполеон планировал быстро закончить войну путём разгрома русской армии в генеральном сражении на польско-литовской территории в районеВильныилиВаршавы, где население было настроено антироссийски. Расчёт Наполеона был прост— поражение русской армии в одном-двух сражениях вынудитАлександра I, принять его условия. Накануне русской кампании Наполеон заявлялМеттерниху: «Торжество будет уделом более терпеливого. Я открою кампанию переходом черезНеман. Закончу я её вСмоленскеиМинске. Там я остановлюсь». Он рассчитывал за 20 дней захватить Россию, именно на такой промежуток времени Наполеон взял с собой продовольствия для армии.
|
1.20. Для русских «Солдат» |
С начала вторнияфранцузской армиина территориюРоссийской империив июне 1812 года русские войска постоянно отступали. Быстрое продвижение и подавляющее численное превосходство французов лишали фактически исполняющего обязанности главнокомандующего русской армии генерала от инфантерииБарклая-де-Толливозможности подготовить войска к сражению. Затянувшееся отступление вызвало общественное недовольство, поэтому императорАлександр Iсместил Барклая-де-Толли и назначил главнокомандующим генерала от инфантерииКутузова. Однако и новый главнокомандующий избрал путь отступления. Стратегия, выбранная Кутузовым, была основана, с одной стороны, на изнурении противника, с другой— на ожидании подкреплений, достаточных для решающего сражения с армией Наполеона. 22августа(3сентября) русская армия, отступавшая отСмоленска, расположилась у селаБородино, в 125км отМосквы, где Кутузов решил дать генеральное сражение; откладывать его дальше было невозможно, так как император Александр требовал от Кутузова остановить продвижение императора Наполеона к Москве.
|
Справочный материал к вопросу 1 за 10 баллов
1.30. Для французских «Солдат» |
Своим маршалам Наполеон говорил: “Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги. Если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову. Если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце”.
|
1.30. Для русских «Солдат» |
Позиция для боя была выбрана под Бородином. 22 августа Кутузов лично ее объехал и одобрил. Позиция длиною около 5 верст была на правом берегу р. Колочи, от Доронина и Шевардина, через село Бородино, на новой смоленской дороге до деревни Малое Село. Весь правый участок позиции, от с. Бородина до деревни Малое шел по правому берегу р. Колочи, командовавшему противоположным берегом, обрывистому и трудно доступному. В центре позиции были два холма, командующие окружающею местностью; на них были возведены: центральная батарея (Раевского) и три Семеновские (Багратионовы) флеши. Место для главного сражения Отечественной войны 1812 годы предложил Кутузову полковник Фридрих Карлович Толь. Он исполнял обязанности генерал – квартирмейстера объединенных армий. Принимал активное участие во многих боевых эпизодах кампании 1812 года.
|
Это только примерный образец карточек со справочным материалом, полный комплект находятся у автора работы.
Приложение 5
Георгиевский крест
Орден Святого Александра Невского 1812 года
Медаль «В память Отечественной войны 1812 года»
Французские награды Отечественной войны 1812 года
За 1 место – «Звезда высшей степени ордена Почетного легиона Франции Наполеона»
За 2 место – «Офицерский крест кавалера ордена Почетного легиона Франции Наполеона»
За 3 место – «Орден Железной короны»
Библиографическая ссылка
Сорокин Е.В. Разработка настольной исторической развивающей игры «Бородинское сражение» // История родного края. – 2020. – № 2. ;URL: https://historyland.ru/ru/article/view?id=39 (дата обращения: 08.12.2023).