Научный журнал для школьников
История родного края

Особенности традиционного русского народного костюма Курской губернии

Белоус М.В. 1
1 МБОУ"Школа № 32 им.прп.Серафима Саровского"
русский народный костюм
понёвный комплект
сарафанный комплект
одежда суджанского уезда.
1. Ефимова Л. В. Русский народный костюм. Альбом. – М: Советская Россия 1989. – 312 с.
2. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – М: Молодая гвардия 1988. – 224 с.
3. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. – Легпромбытиздат 1994. – 269с.
4. https://www.liveinternet.ru/users/irina_po/post282066646/?aid_refresh=yes Курский костюм.
5. http://screen.ru/club/screeno/forvard/plehovo/
6. Iamruss.ru/drevnerusskaya-odezhda-i-russkij-narodnyj-kostyum-xv-nachala-xx-veka/

Введение

Сегодня все чаще и чаще мы слышим слово «мода». Есть даже такое выражение «следовать моде смешно, а не следовать глупо». Мода - это что-то такое непостоянное, зыбкое, но тесно связанное с нашей жизнью. Зародившись с появлением первых цивилизаций, мода менялась, но все же продолжала существовать. Одежда, украшения были очень разнообразны, но у каждого народа они имели свои отличительные особенности. Костюмы различались не только по принадлежности к разным частям света, странам, но даже в различных регионах одного государства, костюм имел свой отличительный стиль. Так, древнерусский наряд различных русских губерний имел свои особенности. С течением времени, одежда постепенно переставала быть просто средством защиты от окружающей среды, а становилась социально значимым предметом. При этом менялось не только отношение к наряду, но и сам костюм. Развитие промышленности, усовершенствование способов изготовления тканей, меняющийся быт, влияние городской и деревенской моды друг на друга меняли облик русского наряда. Донеся до наших дней множество красивых самобытных вариантов одежды, что заставляет с большим интересом окунуться в исследование народного костюма. Изучение русского народного костюма позволяет узнать традиции заданного времени, отношение человека к природе, красоте, жизни в целом, этим и обусловлена актуальность работы. Мне же хотелось узнать историю древнерусского костюма Курской губернии. Стало интересно узнать какая же она мода моего родного края, что было в тренде в те времена? Чем обусловлен выбор того или иного элемента костюма? Кто задавал стиль той эпохи? И я начала поиски ответов на все интересующие меня вопросы. В этом мне помогли книги, музеи, интернет.

Цель работы: изучить историю костюма Курской губернии, сохранить знания о народном костюме путем реконструкции элементов древнерусского комплекта одежды.

Задачи работы:

- ознакомиться с источниками, содержащими информацию о древнерусском народном костюме;

- найти фотоматериалы, касающиеся заданной темы;

- выяснить какие знания у сверстников о современной и старинной моде;

- систематизировать полученные сведения в исследовательской работе

- выполнить реконструкцию древнерусской рубахи, поневы Курской губернии.

Методы исследования:

- изучение и обработка источников: печатных изданий, интернет-ресурсов;

-анкетирование;

- практические методы: посещение музеев, фотосъемка интересующих объектов, участие в актуальных мероприятиях.

Древнерусский костюм

Свою работу я начала с опроса друзей и одноклассников, для этого я предложила им ответить на вопросы анкеты (приложение 3).

По результатам моего опроса стало понятно, что у моих сверстников самые разнообразные представления понятия «мода». Так 25% респондентов отметили, что мода- это красивая одежда, 15 % высказались о моде как о какой-то особенной одежде, еще 15 % опрошенных отметили, что мода – это то, что носят все. Мода-это тренд, считают 15% детей (диаграмма, приложение 3). Также анкета помогла понять, что у сверстников скудные представления о древней моде. Оказывается, 35% детей ни разу нигде не видели старинную одежду, а из элементов древнерусского костюма знают только рубаху и сарафан. После анкетирования стало понятно, что планируемая работа будет интересна и познавательна для ознакомления как младшим школьникам, так и более старшим. И я начала поиски актуальной  информации.

   Костюм в России с 18 века получает два направления: в дворянском костюме господствуют западноевропейские формы; самобытные русские формы – в народном костюме. Наряду с крестьянством, городское купечество и мещане в 18 веке, а отчасти и на протяжении 19 века остаются приверженцами русского платья, неохотно принимая европейские новшества. Традиционная крестьянская одежда, не затронутая официальным законодательством, сохраняет отработанные веками устойчивые формы, определяющие ее своеобразие, до начала 19 века. И с этой точки зрения крестьянский костюм интересен как русский национальный [1]. Мне приходилось видеть древнерусский наряд на куклах (фото 1), на изображениях в книгах и я отметила многослойность в одежде и для начала нужно было понять из каких элементов состоит костюм. Что же входило в ансамбль древнерусского комплекта одежды. Рубаха женская – основной элемент женского костюма, они были длинными, чаще всего доходили до щиколоток. Рубахи могли быть праздничными и повседневными. Изготавливали рубахи из конопляного полотна (рис.1).

Фото 1. Куклы в народных костюмах. Фото из личного архива.

Рисунок 1. Рубаха женская Курской губернии [3].

Сарафан второй основной элемент женского костюма. Можно сказать, что сарафан – это платье без рукавов и его надевали поверх рубахи. В Московской губернии, а также Смоленской и Курской синие сарафаны известны были под названием «саянов» [3]. Но также широко использовались и красные сарафаны, которые было принято надевать на свадьбу. Понёва – это элемент, который сейчас называется юбкой. Изготавливали поневу из шерсти и носили ее только замужние женщины. Вообще в культуре 18 века русский народный костюм ассоциировался с сарафаном: рассматривая картины того периода, читая русские народные сказки, нам представляется девушка в рубахе, сарафане и кокошнике (рис.2)

Рисунок 2. Венецианов А.Г. «Девушка с теленком».

 Из различных источников известно, что сарафан в 18 веке носили в северных и центральных губерниях России, в черноземных же и южных губерниях придерживались понёвы. Постепенно сарафан «вытеснил» архаичную понёву из городов. А к концу 19 века он бытовал повсеместно[6].

 Передник- этот предмет одежды не только защищал от загрязнений повседневный костюм, но и был частым дополнением праздничного наряда. Передник могли надевать и поверх сарафана, и поверх поневы. Обувь отличалась разнообразием. Носили лапти, плетенки из разноцветных полосок ткани, кожаные ботинки, сапоги. Последние чаще всего были праздничным вариантом, их берегли и передавали по наследству. Особое внимание уделялось головному убору и прическе. По ним, например, можно было узнать семейное положение. Так девушки заплетали волосы в одну косу и могли использовать повязки, обручи, полностью не покрывая волосы. Замужние женщины должны были быть с покрытыми волосами, часто они носили кокошник. В литературных источниках хорошо известен «седлообразный златоглав». Это такой кокошник, который состоял из двух гребней, расположенных параллельно друг другу. Носили его так, что гребни располагались поперек головы и при этом передний гребень имел закругленный вид, а задний – прямой (рис.3).

Рисунок 3. «Седлообразный златоглав» [4].

Неотъемлемой частью русского народного костюма был пояс. Мужчины использовали тонкие пояса, шириной не больше 1 см. У женщин были более широкие пояса, около 3 см. Подпоясывали рубахи, сарафан, верхнюю одежду. В комплект мужского костюма входили рубахи, порты, они же штаны.

Все эти элементы, конечно же присутствовали и в костюме Курской губернии. Сама губерния имела разнородное население. В результате этого на формирование вариантов одежды повлияло слияние черт костюма древнейшего населения губернии и польско-литовских выходцев. Старинные комплекты одежды моего родного края можно разделить на три группы: сарафанный комплект, понёвный комплект, мужской комплект. В последнем варианте принципиальные отличия выражены слабо, поэтому мне бы хотелось остановить свое внимание на женском гардеробе.

Понёвный комплект

Костюм с понёвой характерен для замужних женщин и состоял из рубахи, собственно понёвы, головного убора, передника.  Рубаха в таком комплекте имела более длинный лиф, что объяснялось ношением ее с большим напуском. Рукава были длинными, иногда превышали длину самих рук. Внизу рукава собирались в сборку и заканчивались манжетами, такие манжеты могли быть и съемными. Низ рубахи украшали вышивкой.  В отдельных местах Курской губернии из таких тканей как атлас, сатин, ситец шили кофты. Они повторяли форму лифа рубахи, были до талии. Такие кофты украшали разноцветными нитками, тесемками, блестками и надевали по верх рубахи по праздникам. Понёва использовалась распашная и шилась двух видов: из двух полотнищ или из трех полотнищ. Полоса, по которой соединялись полотнища называлась «бедро». Носили понёву «с подтыканием», в результате чего сзади формировался особый залом «кулек». Для изготовления данного предмета гардероба использовалась клетчатая ткань и также украшалась вышивкой, блестками. Из-за особой манеры ношения понёвы, появлялась необходимость украшать и внутреннюю ее часть, которая была видна при «подтыкании». Передник женщины закрепляли с помощью бретелей на плечах и подвязками по бокам. На край передников также наносили вышивку. Головной убор – чепец, с такими элементами декора как золотое шитье, жемчуг, бисер. Такой, модный в те времена, комплект одежды можно увидеть в Курском областном краеведческом музее (фото 2).

Фото 2. Фото из личного архива.

В некоторых уездах Курской губернии понёва являлась весенним предметом гардероба и использовалась молодыми женщинами на гуляньях от Пасхи до Троицы.

 Сарафанный комплект

Это комплект молодой девушки, но в некоторых уездах сарафан носили и замужние женщины. Состоял он из рубахи, сарафана, головной повязки, пояса-кушака. Рубаха с длинными рукавами и украшена красной вышивкой крестом и белым кружевом. Сарафан глухой косоклинный изготавливали из шерстяной ткани черного цвета. Подол украшали кружевом, лентами, вышивкой. Спереди сарафана - декоративная грудка. Подпоясывали сарафан кушаком, изготовленным из шерсти или шелка и имевшем бахрому на концах. Голову покрывали повязкой из ситца. Образец такого комплекта представлен  в музее в пгт. Прохоровка, Белгородская обл. (фото 3) и можно рассмотреть на демонстрируемой мной кукле (фото 4).

Фото 3. Личный архив.

Фото 4. Фото демонстрируемой куклы. Личный архив.

Не пренебрегали и аксессуарами наши предки. Уже с 4 лет девочки носили монисты, такие ожерелья из монет, жемчуга, бисера. Женщины носили медные кресты. Девушки вплетали в волосы разноцветные ленты.

Костюмы различались не только по составу элементов, но также и от назначения. Они могли быть праздничные, свадебные, повседневные, т.е. одежда была тесно связана с бытом населения. Эту взаимосвязь наглядно демонстрирует мода Суджанского уезда Курской губернии.

Одежда Суджанского уезда

Суджанский уезд был довольно зажиточным, здесь женщины любили наряжаться. В уезде 4 раза в год проходили ярмарки, на которых, помимо всего прочего был огромны выбор одежды, различных тканей, французского кружева. Имелись здесь и швейные мастерские, владелец одной из таких обучался швейному мастерству в Риге. Все это давало возможность горожанкам одеваться по последней моде, крестьянки не отставали от них и по возможности наряжались, но при этом все же оставляя в одежде самобытность наряда. Как же выглядела среднестатистическая жительница Суджанского уезда. Сначала рассмотрим свадебный комплект (фото 5).  На такое важное событие в своей жизни девушки надевали белую рубаху, сарафан, цвет которого был от ярко красного до вишневого и назывался он «шубка». Шили его из атласа, шелка, а изнанка была из домотканого полотна. Подол, грудка сарафана украшались золотым позументом.

Фото 5. Свадебный комплект. Экспонат Суджанского краеведческого музея. Фото из личного архива.

 Головной убор использовался «сорока», вышитая золотой ниткой, сзади волосы закрывали «позатыльником» (фото 6), а сверху все это покрывалось белой шалью.

Фото 6. «Сорока» и «позатыльник». Фото из личного архива.

После свадьбы данный комплект женщины одевали на карагод, на большие праздники, такие как Пасха, Троица. Также у жительниц уезда был и другой вариант праздничного комплекта (фото 7). Он состоял из рубахи,  черного сарафана -  «обликат». Такой сарафан имел большое количество складок сзади в виде плиссировки. Интересен способ выполнения таких складок: сначала складки наметывали, потом брали недопечённый хлеб и горячей клейкой массой промазывали складки и все это накрывали прессом. После засохший хлеб просто стряхивали. Спереди сарафан не имел складок и практически никак не украшался, т.к спереди покрывался  «завеской». А вот спинка сарафана украшалась щедро, вышивалась золотыми, серебряными нитками. Подол такого сарафана обязательно украшался широкой красной каймой. Подвязывался комплект поясом, сзади который «подтыкали» широкие жаровые пояса в количестве 10-12 штук. На голову женщины одевали «сороку», менее украшенную чем свадебная, «налобник», «позатыльник», «повязной» платок. Спереди на такой платок цепляли бант, а по бокам вставляли ковыль или искусственные цветы.

Фото 7. Праздничный комплект. Экспонат Суджанского краеведческого музея. Фото из личного архива.

 Повседневный комплект (фото 8) был менее украшен, сарафан был без складок, подол его отделывали тонким красным кантом, рубахи носили из домотканого полотна, в отличие от праздничных рубах из покупной дорогой ткани. На голове носили «шалочки». В холодное время года поверх сарафана могли надевать своеобразные кофты – «холодайки». Рукава в таком изделии были не функциональными: длинными, узкими и «холодайки» просто накидывали на плечи.

Фото 8. Повседневный комплект с «холодайкой». Также на фото ткацкий станок. Экспозиция Суджанского краеведческого музея. Фото из личного архива.

 В качестве верхней одежды (фото 9) использовали «кожух», который красили с помощью луковой шелухи, в более состоятельных семьях носили шубы, сверху обшитые шерстяной тканью, воротник и подол из меха лисы, волка.

Фото 9. Верхняя одежда. На переднем плане фотографии «мяльница» с волокнами конопли. Фото из личного архива.

Посещая краеведческий музей в г. Суджа, мне также удалось узнать как же изготавливали ткань из которой шили одежду.

Способ изготовления домотканого полотна

Домашнюю ткань делали из конопли. Сначала сухую коноплю замачивали в реке на несколько дней. После этого ее мяли в специальном приспособлении – «мяльница» (фото 9). Как правило таких мяльниц было несколько в одном дворе и женщины приходили сначала в один двор, потом в другой, помогали друг другу. После эту «мятую» коноплю чесали в специальных гребнях, после на прялках пряли нить, а только после этого на ткацком станке (фото 8) ткали полотно. Конопляная нить получалась серая, поэтому если нужна была белая ткань ее отбеливали. Это тоже был не быстрый процесс. Или готовую ткань или нитки закладывали в приспособление «бук», что-то по типу бочки без дна. Засыпали ольховой золой и промывали, таким образом нитки или ткань светлели.       

Изготовление тканей, пошив одежды было очень трудным и кропотливым делом. Чтобы хоть немного прочувствовать ту эпоху и сохранить полученные знания я решила воспроизвести некоторые элементы древнерусского костюма.

Реконструкция элементов древнерусского костюма

Изучив информацию в различных источниках, рассмотрев экспозиции в музеях, сформировалось точное представление о том, как выглядела древнерусская рубаха, понёва Курской губернии. Основные части рубахи:

- перед и спинка – прямоугольные широкие детали, которые кроились так, что долевая нить шла вдоль них.

- рукава – прямоугольные широкие детали, пришивались под прямым углом, долевая нить располагалась вдоль рук. Длинна превышала длину самих рук.

- полики – плечевые вставки, которые расширяли горловину рубахи и соединяли детали переда и спинки. Чаще всего полики выделяли контрастной тканью или вышивали. В Курской губернии использовали косые полики (в форме трапеции).

На основании данного описания была составлена схема рубахи (приложение 1).

За образец выполнения были взяты следующие размеры: рост 92 см, обхват груди 48 см, обхват талии 50 см, длинна рукава 28 см, обхват руки 17 см. По данным размерам были составлены выкройки деталей рубахи (фото10), и перенесены на ткань (фото11). Все детали сшиты вручную.

Фото 10. Выкройки. Личный архив.

Фото 11. Раскрой ткани. Личный архив.

 Для декора использовались атласные ленты и кружево (фото12)

Фото 12. Рубаха. Личный архив.

Основные части понёвы: три прямоугольных полотнища, пояс. По описанию была составлена схема (приложение 2) и сразу раскроена ткань. Полотнища сшивались вручную. Для декора использовалось кружево (фото13, 14).

Фото 13. Декорирование поневы. Личный архив.

Фото 14. Понёва. Личный архив.

По завершению данной работы был собран образец понёвного комплекта (фото 15)

Фото 15. Образец понёвного комплекта. Личный архив.

Хранители старины

Конечно же всю красоту и самобытность наряда хочется увидеть не только в музее в качестве экспоната или на рисунках в книгах. Появляется интерес видеть эту одежду на людях и лучше там, где она бытовала. Ведь костюм не отделим от человека. Чаще всего осуществить это желание можно при посещении различных мероприятий с участием фольклорных коллективов. Так, например, в селе Плехово Суджанского района Курской области существует ансамбль «Тимоня», в репертуар которого входят «алилешные» песни, карагодные пляски. Старинные костюмы как раз можно увидеть на участницах ансамбля (рис.4).

Рисунок 4. Выступление ансамбля [5].

Также в Суджанском районе делают и куклы в народных костюмах села Плехово (фото 16).

Фото 16. Фото из личного архива.

В селе создан Плёховский центр фольклора. С трепетом хранят они наследство предков. Через одежду, обряды прослеживается связь поколений и в других местах моего края. Мало кто знает, что в селе Голощаповка Советского района Курской области есть обряд подпоясывания, который передается в семье из поколения в поколение и сохранился до наших дней. Что же представляет из себя данный обряд. В первый день рождения ребенка его крестный дарит ему обувь, а крестная -  одежду: девочке платье, мальчику брюки и рубашку. Крестные переодевают ребенка в эти новые вещи и подпоясывают его. Возможно, выбор именно таких подарков берет свое начало от элементов древнерусского костюма, характерных для Курской губернии: рубаха, штаны, сарафан (платье), пояс.

Заключение

Изучая историю древнерусского костюма, у меня сложилось мнение, что в старину у людей была крепка связь с природой. И эту связь можно проследить и в модных веяниях нарядов. Красные элементы рубахи, как олицетворение солнца. Темные цвета сарафанов, понев, разделенных на клетки, как образ вспаханных черноземных полей по весне. «Матушка-природа» давала людям все краски мира и как будто учила гармонично сочетать цвета нарядов.

Подводя итоги, хочется заметить, что ценность народной одежды, обрядов и традиций неоспорима. Экспонаты в музеях, выставки изделий народного промысла, кукол, печатные издания, все это позволяет сохранять и передавать поколениям историю жизни наших предков. Я надеюсь, что моя работа внесет вклад в сохранение памяти наших традиций и нашей истории.

Приложение 3

Анкета

1.     Имя:_______________________________________________________

2.     Что такое мода в твоем понятии:____________________________________________________

3.     Какие направления в моде ты знаешь:

4.     Какие элементы одежды ты знаешь:

5.     Что ты знаешь о старинной моде?

6.     Какие старинные элементы одежды ты знаешь?

7.     Приходилось ли тебе видеть старинные костюмы? Где?


Библиографическая ссылка

Белоус М.В. Особенности традиционного русского народного костюма Курской губернии // История родного края. – 2020. – № 1. ;
URL: https://historyland.ru/ru/article/view?id=5 (дата обращения: 03.12.2022).