Научный журнал для школьников
История родного края

Программа внеурочной деятельности «Страницы истории».

Власенко Л.В. 1
1 МБОУ "Федоровская СОШ №5"
краеведение
герб
исторические личности.
Литература для учителя:
1. История России. (Россия в мировой цивилизации) / Под ред. А.А. Радугина. М., 1997. Тема 1.
2. Всемирная история./Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 1997. Вводная глава.
3. История России в вопросах и ответах. /Под ред. С.А. Кислицина. Ростов н./Д, 1997. Предисловие. Разд. № 1-2
4. Блок М., Апология истории. М., 1986.
5. Губман Б.Л. Смысл истории. М., 1991
6. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.
7. Шпенглер О. Закат Европы. М.: 1993. Т. 1
8. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991
9. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987
10. Ле Гофф Жак. С небес на землю //Одиссей. 1991.
11. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1990.
12. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.
13. Тавризян Г. М., О. Шпенглер, Й. Хейзинга: Две концепции кризиса культуры. М., 1988
14. Всемирная история. /Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 1997. Главы 3.2, 4.2.
15. Древние цивилизации. М., 1990.
16. История Европы. М., 1996.
17. Блок М., Феодальное общество. //Блок М., Апология истории. М., 1986.
18. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.
19. Оссовская М., Рыцарь и буржуа. М., 1987.
20. Хейзинга. Й. Осень средневековья. М., 1988.
21. Греков И.Г. Мир истории: русские земли в XII – XV вв. М., 1986.
22. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.
23. История Отечества: люди, идеи, решения. Т. 1. М., 1991.
24. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство. Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.
25. Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 1-2. М., 1986.
26. Пушкарев. С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.
27. Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. М., 1987.
28. Славяне и их соседи: место взаимных влияний в процессе общественного и культурного развития. М., 1988.
29. Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988.
30. Христианство и Русь. М., 1988.
31. Церковь, общество, государство в феодальной России. М., 1990.
32. Савелов Л.М. Лекции по генеалогии. – М. 1994
Литература для учащихся:
1. Энциклопедия по истории России (862-1917). М.,2002.
2. Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – Мн.: Харвест, 2007.
3. Мифы и легенды народов мира/Сост. Н.Будур и И.Панкеев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
4. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Эксмо, 2007.
5. Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990.
6. Задачник по истории Древнего мира./С.Н.Смирнов. – СПб., 1999.
7. Всемирная история: В 24 т. – Мн.: Литература, 1996.
Интернет-ресурсы:
1. www.igh.ru/inet_res/ir_jrn.htm - электронные журналы по истории
2. www.hist.msu.ru/ER/sources.htm - исторические источники в Интернете (коллекция электронных ресурсов по истории)
3. www.zpu-journal.ru/e-zpu/ - электронный журнал по истории «Знание. Понимание. Умение».
4. www.encyclopedia.ru – мир энциклопедий
5. myfhology.narod.ru – мифологическая энциклопедия
6. www.MojGorod.ru – «Народная энциклопедия «Мой город»». Все города России.
7. www.KM-school.ru/r1/media/a1.asp- КМ- школа. Информационные образовательные ресурсы.
8. macbion.narod.ru – Загадки и тайны ХХ века. Электронная энциклопедия.
9. www.websib.ru/noos/history/own.php - Личность в Истории
10. tabularium.narod.ru - Проект «Tabularium: личность в истории» посвящен людям — современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.
11. www.topos.ru/veer/47/zheleznjak.htm - О закономерномерности исторического процесса и возможности исторического предвидения
12. www.emc.komi.com/02/03/126.htm - Вспомогательные исторические дисциплины
13. festival.1september.ru/articles/413897 - Проектная деятельность на уроках истории. Приложение к газете «1 Сентября»
14. http://rulers.narod.ru/index.html Всемирная история в лицах. Сайт посвящен великим людям в истории человечества. Помимо биографий исторических деятелей, приведены сведения о королевских династиях, различные карты и схемы.

Срок реализации: 2019-2020 учебный год.

Возраст: 6 «А», 6 «Б», 6 «Д» классы.

Автор:

учитель истории и обществознания

Пояснительная записка

Согласно требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования кружок «Страницы истории» организован по общеинтеллектуальной направленности.

Данная программа разработана на основе компетентностного подхода в образовании. В условиях современного общества, когда достоверная информация устаревает в считанные часы, приобретение навыков самостоятельной работы через проектную деятельность будет важной и полезной для учеников, учащихся по данной программе.

Целью образовательной программы является развитие личности учеников через формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности (в том числе и с использованием проектной деятельности) с учетом возрастных особенностей.

Задачи образовательной программы:

· Обучение – расширение знаний об основных событиях, явлениях и процессах общественной жизни в истории России и зарубежных стран, формирование исследовательских навыков (таких как работа с историческими источниками, описание (реконструкция), элементы анализа и объяснения, работа с версиями и оценками), умения применять полученные знания и навыки в практической повседневной деятельности, развивать творческие способности через подбор дифференцированных заданий, повышение мотивации изучения истории и обществознания через применение нестандартных приемов обучения;

· Развитие исследовательских умений (ставить исследовательские вопросы, формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, составлять план работы, проверять гипотезы, выделять информацию из разных источников, Систематизировать информацию, представлять результаты в разных формах (схема, таблица, устное и письменное сообщение, навыки создания проекта и его защиты), коммуникативных умений (совместная работа в группах по сбору и анализу необходимой информации, умение аргументировано высказывать свою и выслушивать чужую точку зрения);

· Воспитание активной гражданской позиции, ценностные установки на понимание и осознание необходимости изучения мировой истории, чувства гражданственности и патриотизма на примере жизни и деятельности известных деятелей нашей Родины.

Особенностью программы является то, что содержание занятий кружка позволяет узнать о тех сторонах общественной жизни, которые остаются за рамками учебников по истории, но при этом представляют наибольший интерес. Интересное знание позволит эффективнее организовать работу по формированию исследовательской и коммуникативной компетенции, а применение нетрадиционных приемов обучения сделает данный процесс интереснее и увлекательнее.

Включает теоретическую и практическую части. Формы организации занятий сочетают индивидуальную и групповую формы работы, проведение различных игр и конкурсов при использовании дифференцированных заданий. Курс рассчитан на 35 часа, один час в неделю.

Предполагаемы результаты:

· Приобретение учащимися первичных знаний о месте и роли нашего края в истории Отечества;

· Приобретение знаний об основных проблемах и личностях отечественной и всемирной истории;

· владеть разнообразными формами и методами поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете)

· Овладение навыками самостоятельной исследовательской и проектной деятельности;

· Овладение навыками работы в группе;

· Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: тетрадь с конспектами и заданиями, готовые проекты (рефераты, презентации и т.д.).

Учебно-тематический план

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Раздел

Вспомогательные исторические дисциплины.

 

1

Наука о времени.

1

2

Фигуры на гербе.

1

3

Монета на ладони.

1

4

Меры расстояния, веса и длинны.

1

5

Почему мы так называемся?

1

6

Быль и вымысел в истории.

1

Раздел

Спорные вопросы всемирной и отечественной истории.

 

7

Миф о технической отсталости России.

1

8

дискуссионные вопросы в истории

1

9

Миф о кровавой истории России.

1

10

«Суд истории» над Борисом Годуновым.

1

11

Случайности и закономерности в истории.

1

12

Ложь в истории: антиистория и праистория.

1

13

Викторина «Что было, то было».

1

Раздел

Роль личность в истории.

 

14

Кто творит историю?

1

15

Лидеры I и II ополчения.

1

16

Суд истории: Петр I.

1

17

«Птенцы гнезда Петрова».

1

18

Суд истории; Анна Иоанновна.

1

19

Екатерина II и Петр III.

1

20

Круглый стол «Павел I: факты и мнения».

1

21

Выдающиеся полководцы.

1

22

Интеллектуальная игра: «Выдающиеся личности Эпохи дворцовых переворотов».

1

Раздел

История малой Родины.

 

23

Введение. Краеведение – наука о родном крае.

1

24

Наш край в истории Отечества.

1

25

Наш край в истории Отечества

1

26

Викторина «Наш край в истории Отечества».

1

27

Поселок, в котором я живу.

1

28

Наши выдающиеся земляки.

1

29

Сургутский район история и современность

1

30

Культурный досуг в городе Сургуте

1

31

Моя семья в истории России.

1

32

Интеллектуальна игра «История Сургута».

1

33

Подведение итогов деятельности.

1

34

Подведение итогов деятельности

1

35

Викторина «Наш край в истории Отечества».

1

Содержание изучаемого курса

Название разделов, тем.

Теория

Практика

 

1

Раздел 1 Вспомогательные исторические дисциплины.

Тема 1 Наука о времени.

Актуальность изучения истории в современном обществе, возможности применения методов исторического познания для понимания современного состояния и развития общества.

Понятие «вспомогательные исторические дисциплины», их значимость для истории.

Предмет и методы познания вспомогательными историческими дисциплинами исторической действительности.

Решение познавательных заданий.

2

Тема 2 Фигуры на гербе.

Создание герба, работа с иллюстрациями, выступление перед аудиторией.

3

Тема 3 Монета на ладони.

Разработка аналитического описания, синтез, решение познавательных задач.

4

Тема 4 Меры расстояния, веса и длинны.

Решение познавательных задач.

5

Тема 5 Почему мы так называемся?

Разработка аналитического описания, решение познавательных задач.

6

Тема 6 Быль и вымысел в истории.

Формулирование, доказательство, аргументация, работа с документами.

7

Тема 7 Брэйн-ринг «Муза Клио раскрывает тайны».

 

Решение познавательных заданий и задач.

8

Раздел 2 Спорные вопросы всемирной и отечественной истории.

Тема 1 Миф о технической отсталости России.

Различные точки зрения на проблемы истории России, господствующие в современной науке.

Достижения и изобретения отечественных мастеров.

Решение проблемы, работа в группах, решение познавательных заданий и задач.

9

Тема 2 Дискуссионные вопросы в истории.

 

Загадки и проблемы в мировой истории и споры исторической науке.

Формулирование, аргументация и доказательство своей точки зрения.

10

Тема 3 Миф о кровавой истории России.

Причины появления мифа. Сравнение России и Запада.

Решение проблемы (сопоставление России и Запада), работа в группах.

11

Тема 4 «Суд истории» над Борисом Годуновым.

Личность Бориса Годунова, основные направления его политики, оценки деятельности.

Формулирование, аргументация, доказательство своей точки зрения, работа с документами, картами, работа в группах.

12

Тема 5 Случайности и закономерности в истории.

Случайности в истории. Основные тенденции развития общества. Циклы истории.

Работа с источниками, анализ и синтез информации, работа в группах.

13

Тема 6 Ложь в истории: антиистория и параистория.

Антинаука и паранаука, их влияние на развитие общества, антинаучные теории в современной исторической науки.

Формулирование, доказательство и аргументация своей точки зрения, публичные выступления.

14

Тема 7 Викторина «Что было, то было».

Викторина «Что было, то было».

Решение познавательных заданий, работа в группах.

 

15

Раздел 3 Роль личность в истории.

Тема 1 Кто творит историю?

Роль классов и народных масс в истории. Лидеры в истории. Роль лидеров в развитии общества.

Работа с документами, высказывание и аргументация собственной точки зрения.

16

Тема 2 Лидеры I и II ополчения.

Исторические портреты лидеров I и II ополчения.

Составление исторического портрета личности, работа с документами.

17

Тема 3 Суд истории: Петр I.

Личность Петра Великого. Значение петровских преобразований для истории России.

Составление исторического портрета личности, работа в группах, формулирование и аргументация своей точки зрения. Публичные выступления.

 

 

18

Тема 4 «Птенцы гнезда Петрова».

Исторические портреты личностей сподвижников Петра: судьба и значение их деятельности для России.

Составление исторического портрета личности, работа в группах, формулирование и аргументация своей точки зрения. Публичные выступления.

19

Тема 5 Суд истории; Анна Иоанновна.

Влияние личности императрицы Анны Иоанновны на развитие различных сфер общества России.

Составление исторического портрета личности, работа в группах, публичные выступления, аргументация и доказательство своей точки зрения.

20

Тема 6 Екатерина II и Петр III.

Различные подходы к пониманию личности Перта III. Влияние личности Екатерины II на развитие различных сфер общества России.

Составление исторического портрета личности, работа с картами, документами, публичные выступления.

21

Тема 7 Круглый стол «Павел I: факты и мнения».

Личность Павла I. Зависимость исторической оценки личности от написания текста.

Составление исторического портрета личности, работа с документами, публичные выступления, формулирование и доказательство своей точки зрения.

22

Тема 8 Выдающиеся полководцы.

Исторические портреты выдающихся полководцев XVIII века.

Составление исторического портрета личности, работа с картами.

23

Тема 9 Интеллектуальная игра: «Выдающиеся личности Эпохи дворцовых переворотов».

Интеллектуальная игра «Выдающиеся личности Эпохи Дворцовых переворотов».

Решение познавательных заданий и задач, работа в группах.

24

Раздел 4 История малой Родины.

Тема 1 Введение. Краеведение – наука о родном крае.

Понятие краеведения. Методы и предмет изучения. Значение краеведения для познания современного общества.

Решение познавательных заданий.

25

Тема 2 Наш край в истории Отечества.

Сургут с древнейших времен до 1777 года. Сургут от революции до Второй мировой. Сургут послевоенный.

Комментирование карт и документов, решение познавательных заданий.

26

Тема 3 Наш край в истории Отечества

Работа в группах, составление сообщений, публичные выступления.

27

Тема 4 Викторина «Наш край в истории Отечества».

Решение познавательных заданий, работа в группах, публичные выступления.

28

Тема 5 Поселок, в котором я живу.

Сургут современный.

Просмотр презентаций, составление вопросов по содержанию презентаций, взаимная оценка выступлений, публичные выступления.

29

Тема 6 Наши выдающиеся земляки.

Исторические портреты выдающихся земляков

Публичные выступления, составление вопросов, доказательство своей точки зрения.

30

Тема 7 Сургутский район история и современность

Церкви города Сургут: история и современность.

Публичные выступления,

31

Тема 8 Культурный досуг в городе Сургуте

Места досуга и отдыха в городе

Работа в группах, составление плана культурного досуга на лето.

32

Тема 9 Моя семья в истории России.

История отдельной семьи.

Презентация проектов, подготовка сообщений, работа в группах.

33

Тема 10 Интеллектуальна игра «История Сургута».

Игровое занятие

Решение познавательных заданий, публичные выступления, работа в группах.

34

Тема 11 Подведение итогов деятельности.

 

35

Тема 11 Подведение итогов деятельности

Игровое занятие.


Методическое обеспечение

Раздел, тема

Форма занятия

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов.

1

Раздел 1 Вспомогательные исторические дисциплины.

Тема 1 Наука о времени.

Интерактивная лекция (с использованием познавательных заданий).

Печатано-словесный (эвристическая беседа), решение познавательных заданий.

Тетрадь для записей, учебные картины, карточки с заданиями.

 

Самопроверка карточек с заданиями.

2

Тема 2 Фигуры на гербе.

Практическое занятие.

Практический (изготовление гербов)

Листы бумаги, карандаши, фломастеры.

 

Готовые проекты гербов.

3

Тема 3 Монета на ладони.

Практическое занятие.

Исследование (работа с источниками), решение познавательных заданий.

Тетрадь для записей, карточки с заданиями.

 

Наличие планов описательных рассказов, самопроверка заданий.

4

Тема 4 Меры расстояния, веса и длинны.

Интерактивная лекция (с использованием познавательных заданий).

Устный (эвристическая беседа), решение заданий и задач.

Тетрадь для записей, карточки с заданиями.

 

Наличие планов описательных рассказов, самопроверка заданий.

5

Тема 5 Почему мы так называемся?

Урок-лекция.

Устный (эвристическая беседа), решение познавательных задач.

Тетрадь для записей, карточки с заданиями, атласы.

 

Самопроверка заданий, записи в тетради.

6

Тема 6 Быль и вымысел в истории.

Круглый стол.

Исследовательский (подготовка сообщений, работа с текстом источника, изложение идей, доказательство).

Тетрадь для записей, документы.

 

Записи в тетради, сообщения.

7

Тема 7 Брэйн-ринг «Муза Клио раскрывает тайны».

 

Соревнование.

Игровой урок (Брейн-ринг).

Задания для команд, листы бумаги, карандаши.

 

Закрепление и обобщение знаний по разделу, умение применять их на практике.

8

Раздел 2 Спорные вопросы всемирной и отечественной истории.

Тема 1 Миф о технической отсталости России.

Проблемная лекция.

Печатно-словесный (лекция с использованием познавательных заданий).

Тетрадь для записей, карточки с заданиями.

 

Самопроверка карточек, записи в тетради.

9

Тема 2 Дискуссионные вопросы в истории.

 

Семинар.

Дискуссия (подготовка сообщений, высказывание идей, доказательство точки зрения)

Сообщения учащихся, тетради для записей.

 

Записи в тетради, сообщения.

10

Тема 3 Миф о кровавой истории России.

Проблемная лекция.

Печатно-словесный (лекция с использованием познавательных заданий).

Тетрадь для записей, карточки с заданиями.

 

Самопроверка карточек, записи в тетради.

11

Тема 4 «Суд истории» над Борисом Годуновым.

Ролевая игра.

Игровой (урок-суд).

Задание для групп, листы с приговором.

 

Вынесение приговора (доказательство позиции).

12

Тема 5 Случайности и закономерности в истории.

Урок-лекция.

Устный (эвристическая беседа)

Тетрадь для записей.

 

Записи в тетради.

13

Тема 6 Ложь в истории: антиистория и параистория.

Круглый стол.

Дискуссия.

Раздаточный материал (тексты).

 

Сообщения, записи в тетради.

14

Тема 7 Викторина «Что было, то было».

Соревнование

Игровой (викторина в форме «Своя игра»: учащиеся отвечают на вопросы викторины).

Тексты с вопросами разного уровня сложности.

 

Выявление победителей и призеров викторины, обобщение знаний по разделу, умение применять их на практике.

15

Раздел 3 Роль личность в истории.

Тема 1 Кто творит историю?

Проблемная лекция

Печатно-словесный (эвристическая беседа, комментирование документов).

Документы, тетради для записей.

 

Записи в тетради.

16

Тема 2 Лидеры I и II ополчения.

Лекция с обсуждением документов.

Печатно-словесный (составление портрета личности, комментирование документов и картин).

Документы, картины, тетради для записей.

 

Записи в тетради.

17

Тема 3 Суд истории: Петр I.

Ролевая игра

Игровой (урок-суд).

Листы с заданиями для групп, ручки, бумага.

 

Листы с вынесенным приговором (доказательством позиции).

18

Тема 4 «Птенцы гнезда Петрова».

Семинар.

Дискуссия (высказывание и аргументация собственного мнения, выслушивать и оспаривать мнения других)

Портреты личностей сподвижников Петра I, сообщения, тетради для записей.

 

 

 

 

 

 

Записи в тетради.

19

Тема 5 Суд истории; Анна Иоанновна.

Соревнование.

Игровой (Урок-суд).

Карточки с заданиями для групп, листы для вынесения приговора.

 

Заполненные листы с приговором (доказательством позиции).

20

Тема 6 Екатерина II и Петр III.

Практическое занятие.

Исследование (работа с картами и документами)

Атласы, документы.

 

Записи в тетради.

21

Тема 7 Круглый стол «Павел I: факты и мнения».

Круглый стол.

Дискуссия (подготовка сообщений, высказывание идей, доказательство точки зрения).

Документы, тетради для записей.

 

Сообщения, записи в тетради.

22

Тема 8 Выдающиеся полководцы.

Семинар.

Дискуссия (высказывание и аргументация собственного мнения, составление портрета личности).

Портреты личностей полководцев XVIII века, сообщения, портреты, тетради для записей.

 

Записи в тетради.

23

Тема 9 Интеллектуальная игра: «Выдающиеся личности Эпохи дворцовых переворотов».

Соревнование.

Игровой (Урок-КВН).

 

 

 

 

 

     

24

Раздел 4 История малой Родины.

Тема 1 Введение. Краеведение - наука о родном крае.

Урок-лекция.

Устный (беседа)

Тетради для записей, карточки с заданиями

 

Записи в тетради, самопроверка заданий.

25

Тема 2 Наш край в истории Отечества.

Урок-лекция

Печатно-словесный (беседа с комментированием карт и документов, решение заданий и задач)

Карты, карточки с заданиями.

 

Записи в тетради.

26

Тема 3 Наш край в истории Отечества (продолжение).

Конференция.

Дискуссия (аргументация и доказательство собственной позиции)

Тетради для записей.

 

Записи в тетради.

27

Тема 4 Викторина «Наш край в истории Отечества».

Соревнование.

Игровой урок (урок-викторина в форме «Что? Где? Когда?»)

Карточки с заданиями, ручки, листы для выполнения заданий.

 

Определение победителя и призеров викторины.

28

Тема 5 Город, в котором я живу.

Урок-презентация.

Практический (просмотр презентаций, подготовка вопросов по содержанию презентаций)

Презентации.

 

Ответы на вопросы по содержанию презентаций.

 

 

 

29

Тема 6 Наши выдающиеся земляки.

Семинар.

 

 

 

Дискуссия (выслушивание сообщений, составление вопросов по содержанию).

Сообщения, тетради для записей.

 

Записи в тетради.

30

Тема 7 Сургут – город церквей.

Урок-презентация.

Практический (представление презентаций, составление вопросов по содержанию).

Презентации

 

Готовые презентации.

31

Тема 8 Культурный досуг в городе Сургут

Семинар.

Практический (представление презентаций и сообщений, составление вопросов по содержанию).

Презентации, сообщения.

 

Готовые презентации, сообщения, записи в тетради.

32

Тема 9 Моя семья в истории России.

 

 

 

 

 

 

 

Урок-презентация.

Практический (представление презентаций, составление вопросов по содержанию).

Презентации

 

Готовые презентации.

33

Тема 10 Интеллектуальна игра «История Сургута».

Соревнование.

Игровой (викторина «Самый умный»).

Карточки с вопросами викторины.

 

Определение победителей и призеров викторины, закрепление пройденного материала.

34

Тема 11 Подведение итогов деятельности .

Соревнование

Урок КВН (составить рассказ, сюжетное и аналитическое описание.

     

 


Библиографическая ссылка

Власенко Л.В. Программа внеурочной деятельности «Страницы истории». // История родного края. – 2020. – № 2. ;
URL: https://historyland.ru/ru/article/view?id=57 (дата обращения: 03.12.2022).