Научный журнал для школьников
История родного края

Игра в процессе обучения

Абрамова Н.М. 1
1 МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 8" Великий Новгород
дидактическая игра
краеведческий материал
краеведение
родной край
1. Достопримечательности Новгородской области/Д70(Сост. Н.М.Иванов), - Л.: Лениздат, 1982
2. Древние топонимы Великого Новгорода и его окрестностей. В.П. Строгонова, Л.А.Секретарь – Великий Новгород, 2011
3. История Великого Новгорода/ Виктор Смирнов. –М.: Вече, 2006

В статье говорится о возможности использования на уроках дидактических игр, которые были разработаны на основе краеведческого материала Новгородской области. Такие игры разработаны по всем темам краеведения и позволяют обучающимся в интересной для них форме узнать родной край.

Воспитание только с помощью знаниевого подхода невозможна, появляется необходимость в деятельностном компоненте.

Для воспитания гражданственности и формирования патриотического сознания молодежи было решено использовать игровую деятельность. Почему?

Игра - форма организации поведения и деятельности человека в ус­ловных ситуациях, позволяющая воссоздавать и усваивать общественный опыт, фиксированный в социально закрепленных способах действий и поступков людей, в предметах культуры, науки и производства. Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, является полноправным субъектом деятельности. Игра – это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Игра – сложное социально-психическое явление уже потому, что это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуется особым видением мира и не связаны с возрастом человека.

Цель:

Показать роль игры в учебном процессе на уроках краеведения

Задачи:

- Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала на уроках краеведения через различные формы игровой деятельности.

- Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.

- Толерантное отношение к окружающим.

- Формирование навыков использования дополнительных источников добывания знаний.

Актуальность:

Сложившийся у основной массы детей стереотип восприятия нередко заставляет их отрицательно относиться к игровой деятельности на уроке. С одной стороны, им кажется, что деятельность, предлагаемая в стенах школы, учителем, в урочное время не может быть эмоционально привлекательной. С другой стороны, учащиеся могут придерживаться той точки зрения, что игра на уроке «несолидна», не соответствует их возрастному статусу, не способствует более успешному усвоению материала.

Необходимо, следовательно, «реабилитировать» игру в глазах подростка, как обычную и удобную форму обучения.

Условия, обеспечивающие реализацию целей и задач игры на уроках краеведения:

- Наличие у учащихся достаточного объема знаний из предшествующих разделов школьного курса

- Понимание учащимися целей и задач учебной игровой деятельности

- Психологическая готовность учащихся к участию в учебной игре

- Формирование игровых микрогрупп с учетом уровня способностей и направленности интересов у учащихся

- Формирование игровых групп с учетом взаимоотношений между учащимися, неформального лидерства, актуальных задач развития коллектива класса

- Наличие предварительной заданной организатором психологической установки учащимся к участию в учебной игровой деятельности

Система игровых критериев оценки учебно-игровых действий учащихся.

- Соотнесение шкалы игровых оценок со шкалой школьных отметок

- Постепенный переход к снижению эмоциональной значимости игровой оценки в восприятии ребенка

- Эмоции в ходе игровой деятельности не должны опережать личную самооценку учащегося

- Анализ итогов учебной игры и адекватность полученной оценки на уроке.

Формирование мотивации учащихся через игры развивающего обучения в овладении учебным материалом:

- Стремление к результату

- Стремление к самой деятельности, независимо от результата

- Стремление использовать данную деятельность для получения побочного результата

- Стремление получить общественную оценку своей деятельности

Игра «Знатоки Новгородчины» представляют систему развивающих игр, позволяющих развивать творчество, способствуют развитию познавательного интереса. Активизируют внимание и работоспособность обучающихся.

Эта игра – это:

- Деятельность

- Мотивированность

- Обучение и воспитание в коллективе и через коллектив

- Увлеченность

- Развитие речи

- Формирование определенных навыков

- Общение

- Познание

- Усвоение учебного материала

Игры по краеведению относятся к интегрированным играм, где хорошо прослеживается связь различных предметов, которая помогает учащимся быстро адаптироваться в реалиях нашей жизни. Игра помогает многое вспомнить, осмыслить в короткий промежуток времени. Другими словами, игра является комплексным носителем информации.

Практика показывает, что на уроках, где проводятся игры, отмечается активизация деятельности обучающихся. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, реализовать и восполнить острый дефицит времени – все эти игровые элементы активизируют учебную деятельность обучающихся. Позволяют развить интерес к родному краю.

Интерактивная игра «ЗНАТОКИ НОВГОРОДЧИНЫ»

Данная игра может применяться как на уроке краеведения, так и во внеклассных мероприятиях.

Игра относится к играм индивидуальной формы или возможен вариант участия малых групп, по принципу «Своя игра». Правила этой игры заключаются в том, что игрокам предлагаются темы, состоящие из 5-6 вопросов. Каждый выбирает тему и номер вопроса, а затем предлагает ответ на выбранный вопрос. Интерактивный вариант игры дает возможность сразу проверить ответ.

Цель игры: повысить интерес к родному краю, углубить и расширить знания об истории и природе родного края, формировать гражданские и патриотические чувства.

Интерактивная игра «Знатоки Новгородчины»

Раздел «Земляки»

Вопрос №1.

Этот знаменитый художник родился в селе Карпово Грузинского погоста Новгородского уезда в семье крепостного. В Новгороде жил в доме графа Миниха. Обучался в Народном училище, где и стал рисовать. О ком идет речь?

Ответ: Тропинин В.А

Вопрос №2.

Родился в селе Языково-Рождественское Боровичского уезда, Новгородская губерния — российский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и, в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи. Кто этот ученый?

Ответ: Н.Н. Миклухо-Маклай

Вопрос №3.

Он родился в Новгороде, учился в Новгородском духовном училище, Славяно-греко-латинской академии, в гимназии Академии наук изучал физику, математику, историю. В 1731 г. издал «Правила русской орфографии», «Правила русской грамматики» и «Латино-немецко-русский лексикон». Обучал русскому языку императрицу Екатерину II. О ком идет речь?

Ответ: Ададуров В. Е

Вопрос №4.

Композитор, пианист, дирижер он был одним из наиболее ярких выразителей духовной сути своего времени. Кто это?

Ответ: Рахманинов С.В.

Вопрос №5.

Родился в усадьбе Полыновка, близ Боровичей. Русский композитор, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории. Он написал оркестровые миниатюры «Музыкальная табакерка», «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро». Кто это?

Ответ: Лядов А.К.

Вопрос №6.

Родился 30 августа в Новгороде. Его отец был преподавателем математики в Новгородской земской семинарии, мать – учительницей музыки. Печататься начал с 1924 г. В этом же году выпустил сборник морских повестей "Злое море".

Ответ: Житков Б.С.

Раздел «Литературное путешествие»

Вопрос №1

Неоднократно бывал в Новгородском крае, путешествуя из Петербурга в Москву. Проезжая по нашему краю, писатель видел удручающие картины крестьянского рабства, нищеты и горя. Отразил в своих сочинениях многие стороны жизни Новгорода и губернии. 10 глав из «Путешествия» получили названия станций, расположенных на территории Новгородской губернии: «Чудово», «Спасская Полисть», «Подберезье», «Новгород», «Бронницы», «Зайцево», «Крестцы», «Яжелбицы», «Валдай», «Едрово». О ком идет речь?

Ответ: Радищев А.Н.

Вопрос №2

Хорошо знал Новгород, людей и быт Новгородского края, изучал древненовгородскую историю. На темы и сюжеты из истории Новгорода им написаны баллады "Ушкуйник", "Садко", историческая драма "Посадник". Кто это?

Ответ: Толстой А.К.

Вопрос №3

"Сыны снегов, сыны славян,
Зачем вы мужеством упали?
Зачем?...Погибнет ваш тиран,
Как все тираны погибали!...
До наших дней при имени свободы
Трепещет ваше сердце и кипит!...
Есть бедный град, там видели народы
Все то, к чему теперь ваш дух летит»

стихотворение «Новгород»

Ответ: Лермонтов М.Ю

Вопрос №4

Он был сослан в Новгород и назначен на должность советника губернского правления. Положение политического ссыльного, казенная служба, оторванность от друзей, единомышленников - все это наложило отпечаток на его восприятие Новгорода. О ком идет речь?

Ответ: Герцен А.И.

Вопрос №5

Новгородчина с ее неброской красотой и лиричными пейзажами, многообразием животного мира легла в основу множества произведений писателя, в том числе и научных статей, таких, как: «О птицах Новгородской губернии” (1910), “Птицы Мошенского района» «То ли дело милая Новгородчина. Край этот для меня настоящая Страна Див...», - говорил писатель о Новгородской земле.

Ответ: Бианки В.В.

Вопрос №6

Именно новгородской истории он посвятил свои первые художественные произведения. Повесть "Господин Великий Новгород" (1967) посвящена жизни новгородского общества XIII в. с его духовным и бытовым укладом. Кто это?

Ответ: Балашов Д.М.

Раздел «Улицы»

Вопрос №1

Улица имеет интересное архитектурно-пространственное решение — в перспективе улицы видны купола Софийского собора. Что это за улица?

Ответ: Улица Большая Санкт-Петербургская

Вопрос №2

По улице расположены многие памятники архитектуры, в том числе и архитектурно-художественный заповедник — Ярославово дворище. О какой улице идет речь?

Ответ: Большая Московская

Вопрос №3

Как называется улица? (фотография улицы)

Ответ: Газон

Вопрос №4

На какой улице построено это здание? (фото гостиницы «Садко»)

Ответ: Федоровский ручей

Вопрос №5

Как называется улица? (фотография)

Ответ: Ильина улица

Вопрос №6

На какой улице построено это здание? (фото Главпочтамта)

Ответ: Большая Дворцовая

Раздел «Градостроители»

Вопрос №1

Окончив Петроградский Институт гражданских инженеров. Занимался вопросами проектирования вокзалов. Им был предложен проект Новгородского вокзала. Кто это?

Ответ: Явейн И. Г.

Вопрос №2

В первые годы правления в Новгородской губернии воплощал судебную и земскую реформы. Способствовал созданию земских школ. При нем открывается мужская и женская гимназии. Открывает приют для детей и пристанище для престарелых. В Новгороде сформировал «Пожарный капитал». При нем открыт музей, проведены археологические раскопки кургана в Волотове.

Ответ: Лерхе Э.В.

Вопрос №3

Родился в Кишиневе. Окончив гимназию поступает в Петербургскую Академию художеств в мастерскую Бенуа. Является автором проектов мавзолея Ленина, Казанского вокзала, гостиницы «Москва» и др. объектов. Занимается историей древнерусской архитектуры. В 1945 году под его руководством разработан план восстановления Новгорода. О ком идет речь?

Ответ: Щусев А. В.

Вопрос №4

Екатерина II назначает его новгородским губернатором. Объездив губернию, он оставил подробную записку о состоянии дел. Валдай, Боровичи и Крестцы возвел в ранг городов. В 1778 г. осуществил перепланировку Новгорода с реконструкцией Гостиного двора и Митрополичьей палатой. Построил Губернаторский дом и Путевой дворец. Издал указ о создании в городе дорог. Задумал построить канал между Волховом и Мстой. Кто это?

Ответ: Сиверс Я.Е.

Вопрос №5

В 12 лет начал княжить в Новгороде. Заложил на Городище обетный храм Благовещения, Никольский собор на Ярославовом дворище и церковь Николы на Липне. В 1116 году после победы над эстами расширил границы Детинца на юг. С 1117 года правил в Киеве, но в Новгороде повелел основать Юрьев монастырь. Кто это?

Ответ: Мстислав Великий

Вопрос №6

В 1045 году закладывает Софийский собор в Новгороде. Считается родоначальником образования на Руси. Собрал огромную библиотеку. Кто это?

Ответ: Ярослав Мудрый

Раздел «Архитектура»

Вопрос №1

Как называется храм? (фотография)

Ответ: Новгородский Софийский собор

Вопрос №2

С давних пор эта часть города известна под именем Княжого двора (фотография).

Ответ: Ярославово дворище

Вопрос №3

Несмотря на многочисленные разновременные перестройки, церковь сохранилась одноглавым зданием кубического типа (фотография).

Ответ: Церковь Параскевы-Пятницы

Вопрос №4

Пятиглавие собора, не повторяющееся в новгородском зодчестве ХII - ХV веков, было вызвано явным подражанием пятиглавию Софии.

Ответ: Никольский собор

Вопрос №5

Памятник сооружен по проекту художника М.О.Микешина. Торжественное открытие памятника

состоялось 8 сентября 1862 года (фотография).

Ответ: Памятник «Тысячелетие России»

Вопрос №6

Возможно, название связано с тем, что постройки возводились на княжеской земле - «десятине».

Ответ: Десятинный монастырь

Игра была апробирована в нескольких учебных учреждениях города и практика показала, что игра, как дидактическое средство способствует изучению родного края.


Библиографическая ссылка

Абрамова Н.М. Игра в процессе обучения // История родного края. – 2020. – № 2. ;
URL: https://historyland.ru/ru/article/view?id=67 (дата обращения: 03.12.2022).