Научный журнал для школьников
История родного края

Семейная реликвия и трудовой подвиг

Шуркина А.П. 1
1 Лицей № 40 при Ульяновском государственном университете
семейные традиции
трудовые достижения
воспитание
дети
1. Агафонова В. От детского сада к школе //Ульяновская правда.-октябрь 1975.
2. Воспоминания Ляшенко Натальи Юрьевны (Бабушка 1957 г.р.-60 лет).
3. Воспоминания Рябиновой (Курнаевой) Тамары Александровны (Прабабушка 1936 г.р. – 81 год).
4. Воспоминания Шуркиной (Ляшенко) Елены Геннадьевны (Мама 1982 г.р. – 35 лет).
5. Головачева И. Заводская хроника. Ляшенко Наталья Юрьевна //Рабочая трибуна.-25 сентября 1987.-№75 (1164).-С.2.
6. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный.- М.: Рус. яз., 2000.- в 2 т. Т.2.-С.946.
7. Зиновьев Г. Знакомьтесь: «Одуванчик»! //Ульяновская правда.-1963.-С.5
8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М: АЗЪ Ltd, 1992.-С.698.
9. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Русский язык. Школьный толковый словарь.- М.: Русское слово-учебник, 2012.-С.453.

Введение.

Семейная реликвия – это такие предметы в семье или роду, которые передаются из поколения в поколение. Вещи, наделенные статусом «семейная реликвия», обычно обладают некими магическими свойствами. Это уже настоящие артефакты, призванные решать определённые задачи для своих владельцев. Это могут быть семейные фотографии, портреты, письма, какие-то документы, знаки отличия и награды. Эти предметы, которые принадлежат семье или роду, передаются из поколения в поколение. Реликвии хранят, окружают их вниманием и почетом. Почему же мы храним эти вещи? Они помогают понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки, позволяют прикоснуться к истории семьи и почувствовать, что она нам близка, что она затрагивает и нашу жизнь, влияет на всё происходящее сегодня.

Актуальность: в последнее время наблюдается повышение интереса к старине, к древним традициям нашего народа, к своим корням, поэтому считаю, что моя работа является актуальной и современной.

Цель работы: выяснить реликвию нашей семьи и её взаимосвязь с трудовым подвигом.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

-     изучить литературу и источники информации по теме исследования;

-     раскрыть понятие «семейная реликвия»;

-     обратится к воспоминаниям моих родственников и выяснить реликвию нашей семьи;

-     охарактеризовать педагогическую деятельность семьи Рябиновой  (Курнаевой)  – Ляшенко - Шуркиной как трудовой подвиг.

Методы исследования: беседы с родственниками; поиск информации в сети Интернет; анализ найденного материала.

Гипотеза: если я раскрою «тайну» семейной реликвии, имеющейся в нашем доме, то смогу узнать больше о своей семье и своих родственниках, а также познакомлюсь с некоторыми событиями из истории нашего рода…..

Степень изученности: автор считает, что в настоящее время вопросы создания музея семейных реликвий мало освещены в теоретических исследованиях и практических разработках, что определяет необходимость самостоятельного поиска доступных методик и инструментов музееведения для организации собственной исследовательской деятельности.

Новизна работы, прежде всего, состоит в том, что поставленные автором задачи формулируются и рассматриваются им впервые. Благодаря работе над темой, автор научился отбирать главное из общего содержания, работать с научной и энциклопедической литературой, самостоятельно осмысливать и анализировать факты и, что немаловажно, сумел заинтересовать своей работой всех своих родственников.

Объект исследования: преемственность поколений семьи Рябиновой (Курнаевой -Ляшенко-Шуркиной с 1957-х до 2017 гг.

Предмет исследования: семейная реликвия (почётные грамоты, дипломы),  как способ сохранения родовой памяти нашей семьи.

Глава 1. Семейная реликвия как связь времён.

1.1. Что такое реликвия?

Для точного и правильного употребления слова «реликвия» мы проанализировали несколько источников.

Так, по толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, реликвия – «вещь, свято хранимая как память о прошлом».[1]

В школьном толковом словаре русского языка А.А. Семенюк,  М.А. Матюшиной находим следующее определение:  это «вещь, бережно хранимая как память о прошлом и являющаяся предметом почитания».[2]

В новом толково-образовательном словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой мы видим такое значение: «предмет, особо чтимый и хранимый как память о прошлом».[3]

Анализ различных источников показал, что реликвия – это предметы, которые несут в себе человеческие чувства, частичку семейной истории, иногда даже семейные тайны, которые бережно хранятся.  

Прикоснувшись к ним, мы можем ощутить эмоции, которые когда-то пережили прежние владельцы данной вещи. В своей работе мы будем использовать третье значение слова реликвия – особо чтимый и хранимый, как память о прошлом, предмет.

1.2.  Воспоминания моей прабабушки Рябиновой (Курнаевой) Тамары Александровны (1936 год рождения).

У хозяев в каждом доме

 Есть что-то такое, что всем дорогое.

 О прошлом семьи расскажет оно,

 О том, что в семье это было давно.

 Семейной реликвией это зовётся,

 И память о ней мы свято храним.

 Чтоб в будущем все поколения наши

 Могли бы гордиться предком своим!

Итак, какая же реликвия хранится в моей семье? Я обратилась с таким вопросом к своей прабабушке, как самой старшей в моей семье, ведь ей уже 81 год!

Прабабушка мне рассказала, что в нашей семье хранятся все почётные грамоты и дипломы, которые заслужили  наши члены семьи на протяжении всей трудовой деятельности. Тамара Александровна их бережно хранит и чтит.

В частности, она хранит свои награды, своей мамы, бабушки, своего мужа и сына, которые уже умерли.

Её мама и папа трудились в колхозе в селе Абрамовка. Всегда они были в передовиках. У них было много орденов и грамот. Также их портреты висели на Доске Почёта в клубе. Тамара Александровна брала  пример со своих родителей, и тоже с детства помогала им во всём.

Глава 2. Педагогическая деятельность семьи Рябиновой (Курнаевой) -  Ляшенко - Шуркиных как трудовой подвиг.

2.1. Трудовой подвиг моей прабабушки Рябиновой (Курнаевой) Тамары Александровны.

Воспитателем надо родиться,

Чтоб детей непременно любить.

И терпенье иметь, не сердиться,

И заботой уметь окружить!

Воспитателем надо гордиться!

Благодарными быть, уважать

И когда придёт час, то проститься...

Но, всегда продолжать навещать!

Моя прабабушка Тамара Александровна родилась в 1936 году в селе Абрамовка Майнского района. Её отец погиб на фронте, а мама умерла, когда ей было всего 10 лет. Маленькая девочка осталась сиротой и жила с бабушкой. Бабушка воспитывала её в строгости. Тамара много помогала ей по хозяйству и работала в поле. В школу она ходила каждый день пешком в соседнее село 15 км. Свободного времени на игры совсем не оставалось. Тамара очень любила читать книги, но бабушка не разрешала ей тратить время зря. Она говорила Томочке, что «нечего ломать глаза». 

Училась моя прабабушка хорошо. Она закончила 10 классов, то есть получила полное общее образование. В то время это было большой редкостью. И в 1954 году поступила в Ульяновское дошкольное педагогическое училище по специальности «Воспитатель в детском саду». В 1956 году Тамара Александровна успешно закончила училище.

С 1957 года и начинается ее педагогическая деятельность. Она была очень насыщенной и интересной.  Моя прабабушка работала и  воспитателем, и методистом, и заведующей в разных детских садах. Непосредственно перед выходом на пенсию она работала воспитателем  в Областном доме Детства. Общий педагогический стаж у Тамары Александровны 38 лет. С апреля 1992 года находится на заслуженном отпуске.

На всем протяжении педагогического труда моя прабабушка получила очень много почётных грамот и званий, которые все бережно хранятся в нашей семье.

Тамара Александровна удостоена звания «Отличника народного Просвещения» в сентябре 1972 года, дважды награждена значком «Победитель социалистического соревнования»[4] в 1975 и 1976 гг.,  а в декабре 1981 года  была утверждена участником ВДНХ СССР за добросовестный труд по воспитанию и оздоровлению детей.

Помимо всех наград моя прабабушка ежедневно из года в год слышала благодарности от родителей детей, которые посещали детский сад, и выпускников, а также от руководства. И по сей день, когда встречает родителей своих деток, и самих детей, слышит много хороших слов о её труде. А ведь это самая большая награда для педагога!

Про Тамару Александровну часто писали и в газетах.  Например, в газете «Ульяновская правда» в 1963 году напечатали статью про детский сад «Одуванчик», в котором работала в то время моя прабабушка: «Тамара Александровна приучает ребят к наблюдательности, к самостоятельному мышлению… Придает большое значение воспитанию детей в семье... Рассказывает, как их ребята провели сегодняшний день… На развешанных витринах размещены поделки детей…»[5]  А в этой же газете в октябре 1975 года была опубликована статья «От детского сада  к школе», в которой говорилось, что «Тамара Александровна большое внимание уделяет индивидуальным занятиям по физкультуре и тщательно продумывает весь ход занятий...»[6]

В 60-70-е  гг. XX века группы в детских садах были по 40 детей. И Тамара Александровна успешно справлялась со всеми задачами:

-     Охрана жизни и здоровья детей;

-    Работа с родителями;

-     Занятия, игры, досуг, театрализованные представления, оздоровительное плавание в бассейне;

-     ведение документации для выставок Областного отдела образования г. Ульяновска.

-     Моя прабабушка сама отлично рисовала и  учила этому детей. До сих пор она хранит рисунки своих воспитанников. Также она с детьми делала очень много всяких поделок. Оформляла выставки и в группе, и во всем саду.

Работала  прабабушка по 12 часов в сутки день за днем. Никогда не ходила на больничный и не отпрашивалась. Дети и родители обожали её за доброту, отзывчивость, открытость и профессионализм в своей сфере.

Считаю педагогическую деятельность Тамары Александровны трудовым подвигом. Ведь воспитатель – особая по своей сущности, значимости и противоречивости  профессия. Её особенность состоит, прежде всего, в том, что объектом и продуктом труда является самый уникальный продукт природы – личность ребёнка. Ведь недаром согласно мировым исследованиям работа с детьми является одной из наиболее сложных и ответственных занятий.

Хороший воспитатель  – это человек, сочетающий в себе черты психолога, артиста, художника, друга, наставника. Он должен уметь шить, мастерить, играть, петь и всегда оставаться интересным для своих детей и отзывчивым для родителей. Именно таким воспитателем и была моя прабабушка.

У Тамары Александровны двое детей: дочь Наташа и сын Андрей.

Наташа тоже переняла педагогический опыт и  выучилась на воспитателя. О моей  бабушке Ляшенко Наталье Юрьевне я расскажу Вам в следующем параграфе.

2.2. Трудовой подвиг моей бабушки Ляшенко Натальи Юрьевны.

Моя бабушка Наталья Юрьевна родилась в 1957 году в городе Шахтёрск Сахалинской области. В 1959 году она  с родителями переехала в город Ульяновск. Училась очень хорошо, и в 1975 году поступила в Политехнический университет города Ульяновска на радиотехнический факультет по специальности ЭВМ. Но, проучившись там всего один год, поняла, что очень хочет работать именно воспитателем в детском саду, как и её мама. С детства Наташа проводила много времени в детском саду, и ей очень нравилось наблюдать за работой своей мамы.

С 1978 - 1981 гг. моя бабушка училась в  Ульяновском педагогическом училище №1, а с 1981-1987 гг. она являлась студенткой Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова на дошкольном факультете, по специальности преподаватель педагогики и психологии дошкольников.

Уже с 1976 года Наталья Юрьевна начала свою педагогическую деятельность. Моя бабушка работала воспитателем д/с №170, а также и заведующей этого сада.

Про неё и про д/с №170 часто в то время писали в газете «Рабочая трибуна»[7]: «Наталья Юрьевна за время работы зарекомендовала себя квалифицированным и исполнительным специалистом, неутомимым тружеником. Она постоянно совершенствует своё педагогическое мастерство, относится с большой ответственностью к порученному делу…»

 С годами моя бабушка наблюдала, что речь у детей становится всё более скудная, неправильная. В речевых проявлениях они менее инициативны, в контакты не вступают, на вопросы часто отвечают одним словом или кивком головы. У детей бедный словарный запас. В речи они, в основном, употребляют существительные, реже глаголы, совсем не употребляют прилагательные, наречия, союзы, обобщающие слова. Ребята пользуются простыми нераспространёнными предложениями. Очень часто у них значительно нарушено звукопроизношение, речь в целом монотонна и маловыразительна. Родители мало времени уделяют занятиям и играм со своими детьми. И Наталья Юрьевна решила расширить свой педагогический опыт и углубить знания по вопросу развития речи у детей. Она закончила курсы специализации по логопедии на базе Областной больницы города Ульяновска в 1993 году.

С 1993 года и по 2017 год стала работать учителем-логопедом в д/с №148. С сентября 2017 года ушла на заслуженный отпуск по достижении ею 60 лет. Но по сей день продолжает работать с детьми в различных логопедических центрах города Ульяновска. Педагогический стаж Натальи Юрьевны составляет 38 лет. За это время она получила огромное количество почётных грамот и благодарственных писем, которые она также бережно хранит.

Работая логопедом, моя бабушка строит свою педагогическую деятельность на основе индивидуальных, психофизических особенностей, с учетом разноуровнего обучения воспитанников. Созданные в группе условия, профессионализм и высокий творческий потенциал, благоприятный микроклимат позволяют ей обеспечить оптимальный уровень здоровья, образования и воспитания детей старшего дошкольного возраста. 

Проводит организационную и целенаправленную работу по созданию условий для реализации творческой деятельности   своего профессионального роста. Работа строится с учетом интересов и потребностей воспитанников, с применением новых педагогических технологий, инновационных средств, нетрадиционных методов коррекционно-педагогического воздействия в учебно-воспитательном процессе. Внедряет в педагогический процесс интерактивные формы и методы проведения воспитательных мероприятий.

Проводит открытые занятия, выставки, культурно - досуговые мероприятия; уделяет серьезное внимание изучению и обобщению передового педагогического опыта, оказывает грамотную методическую помощь при подготовке и проведении открытых мероприятий педагогам логопедических групп.

Имеет большой теоретический и практический опыт в работе с воспитанниками с отклонениями в развитии речи, приобретенный во время работы в качестве воспитателя. Владеет основами знаний по коррекционной педагогике, общей и возрастной психологии, физиологии, и применяет их в работе. Большое внимание уделяет самообразованию: изучению методической, педагогической, психологической и научной литературы в области специального (коррекционного) образования; повышает свою квалификацию при УИПК ПРО.

Разработка учебно-методического комплекса, перспективное планирование, коррекция учебно-воспитательного процесса, продуманная система педагогического воздействия позволяют добиваться обновления содержания воспитательной деятельности.

Очень важным в работе логопеда является диагностика детей в сравнении с началом учебного года, середине и конце. Вот один из  примеров диагностического обследования подготовительной группы:

ТАБЛИЦА № 1

Результаты диагностики  по развитию речи в подготовительной группе

на сентябрь2015 г.

Обследовались 17 человек

Уровень

Кол– во человек

%

Высокий

1

5,9

Средний

12

70,6

Низкий

4

23,5

ТАБЛИЦА № 2

Результаты диагностики  по  развитию речи в подготовительной группе

на февраль 2015 г.

Обследовались 17 человек

Уровень

Кол– во человек

%

Высокий

5

29,4

Средний

10

58,8

Низкий

2

11,7

 

                                                        ТАБЛИЦА № 3

Результаты диагностики  по развитию речи в подготовительной группе

на май 2015г.

Обследовались 17 человек

Уровень

Кол– во человек

%

Высокий

14

82

Средний

3

17

Низкий

-

0

Из предлагаемых таблиц с данными диагностики мы видим положительную динамику усвоения программного материала.

Таким образом, постоянное стремление к самосовершенствованию, решительность,   корректность, аккуратность и исполнительность - наиболее яркие черты характера, которые позволяют моей бабушке достигать высокого профессионального уровня. Она постоянно находится в творческом поиске эффективных форм работы, использует широкий спектр стратегий по решению проблем и добивается высокой результативности в педагогической деятельности. Я ею горжусь!

2.3. Трудовой подвиг моей мамы Шуркиной (Ляшенко) Елены Геннадьевны.

Моя мама родилась в 1982 году. Она очень хорошо училась в общеобразовательной и музыкальной школах. И по окончании обеих школ в 1997 году поступила в Ульяновское музыкальное училище по классу фортепиано.

Уже на третьем курсе (в 2000 году) прошла прослушивание в музыкальной школе №13, которая находится на базе МБОУ «Лицея физики, математики, информатики №40» при Ульяновском государственном университете,  и её взяли на работу концертмейстером хорового коллектива. После окончания училища Елена Геннадьевна осталась работать в этой же школе и стала преподавателем фортепиано, и продолжала быть концертмейстером старшего хора.

В 2004 году успешно защитилась на вторую квалификацию. На протяжении 8 лет моя мама работала в музыкальной школе. У неё было очень много учеников и все очень любили и уважали её. Коллектив также относился к ней с большим уважением. Елена Геннадьевна принимала активное участие в жизни школы: участвовала с детьми в различных городских и областных конкурсах, вела концерты в школе, различные мероприятия, открытые уроки, семинары и консультации. 

Параллельно получала образование в Ульяновском государственном педагогическом университете им. И.Н. Ульянова по специальности учитель русского языка и литературы. Вы, наверное, спросите, почему же она училась не в консерватории? Все просто: в 2005 году родилась я, и у мамы не было возможности уезжать в другой город. А в городе Ульяновске нет консерватории, а любовь к литературе, так же как и к музыке, у моей мамы с детства. У моей мамы тоже много дипломов и почётных грамот за время её работы.

В 2008 году её кандидатуру выдвинули на должность директора музыкальной школы: молодой, квалифицированный и исполнительный  специалист, дисциплинирована.

Но на должности директора моя мама столкнулась с различными вопросами, в том числе и правового характера. Юриста в музыкальной школе не было, и Елена Геннадьевна решила получить второе высшее образование по специальности «юриспруденция». Она поступила в Ульяновский государственный университет. После окончания университета по специальности «юриспруденция» моя мама стала работать юристом в крупной строительной компании.  

Заключение.

Издавна на Руси слово «память» имело, прежде всего, духовно- нравственное значение. Не только в истории нашего Отечества, но и в жизни каждого человека, отдельной семьи, школы и города происходят разные события - большие и малые, простые и героические, радостные и печальные.

Для собственной памяти люди пишут дневники и мемуары, хранят письма, фотографии, дипломы, грамоты, ордена, рисунки, какие-то вещи, иногда хранят в своей памяти удивительные истории, связанные с их личной жизнью, прошлым семьи.

«Беспамятный» - это человек неблагодарный, безответственный, и следовательно,  не способный на добрые, бескорыстные поступки...

Вот почему так важно хранить память культурную, память народную, память семейную. Чтобы не быть беспамятными, неблагодарными, неспособными на добрые поступки, сегодня мы обращаемся к семейным реликвиям. Очень часто семейные реликвии связаны с трудовым подвигом человека. Как, например, в нашем случае, в нашей семье.

Цели и задачи работы – достигнуты. Благодаря работе над данной теме, я научилась отбирать главное из общего содержания, работать с научной и энциклопедической литературой, самостоятельно осмысливать и анализировать факты и что немало важно, сумела заинтересовать своей работой всех своих родственников. Работа по данной теме пробудила интерес к истории моей семьи, вызвала гордость за своих предков. Каждая семейная реликвия, связанная с трудовым подвигом,  уникальна, я постараюсь сохранить их,  и преумножить, создав свой семейный музей.

Приложение.

Часть 1. Награды моей прабабушки

Рябиновой (Курнаевой) Тамары Александровны.

Рисунок №1.

Тамара Александровна на прогулке с детьми в д/с №141.

Рисунок №2.

Рисунок №3.

Рисунок №4.

Рисунок №5.

Рисунок №6

Рисунок №7.

Рисунок №8.

Рисунок №9.

Рисунок №10.

Рисунок №11.

Рисунок №12.

Зиновьев Г. Знакомьтесь: «Одуванчик»! //Ульяновская правда.-1963.-С.5

Рисунок №13.

Агафонова В. От детского сада к школе //Ульяновская правда.- октябрь 1975.

Рисунок №14.

Рисунок Иры Тороповой, воспитанницы Тамары Александровны.

Рисунок №15.

Рисунок  Лены Старшовой, воспитанницы Тамары Александровны.

Рисунок №16.

Рисунок Наташи Воскресенской, воспитанницы Тамары Александровны.

Часть 2. Награды моей бабушки

Ляшенко Натальи Юрьевны.

Рисунок №17.

Моя бабушка с детьми после утренника в д/с №148.

Рисунок №18.

Рисунок №19.

   Головачева И. Заводская хроника. Ляшенко Наталья Юрьевна //Рабочая трибуна.-25 сентября 1987.-№75 (1164).-С.2.

Рисунок №20.

       Рисунок №21.

 

     Рисунок №22.

Рисунок №23.

Рисунок №24.

      Рисунок №25.

Часть 3. Награды моей мамы

Шуркиной (Ляшенко) Елены Геннадьевны.

Рисунок №26.

Рисунок №27.


Библиографическая ссылка

Шуркина А.П. Семейная реликвия и трудовой подвиг // История родного края. – 2020. – № 2. ;
URL: https://historyland.ru/ru/article/view?id=86 (дата обращения: 28.09.2023).