Научный журнал для школьников
История родного края

Конспект занятия: «Пернатые водоема»

Андреева Н.Н. 1
1 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский эколого-биологический центр» г. Колпашева
механорецепторный механизм обратной связи по растяжению
прямая механическая связь
импульс дорастяжения
механохимическая трансдукция
синхронизация сократительной деятельности утеромиоцитов.
1. Адам А.М. Птицы Томской области.- Томск: Издательство
2. Шалаев Г.П. Учимся рисовать птиц и рыб.- Москва: Аст.Слово
3. https://villaved.ru/ptitsevodstvo/utki/seraya.html(дата обращения 20.02.19)

Тип занятия: «открытие» нового знания

Возраст: 8-9 лет

Форма: игра-путешествие «Детективная история по сказке Мамина-Сибиряка « Серая шейка».

Цели занятия: знакомство с представителями семейства утиные.

Задачи:

Обучающие:

1. Познакомить с представителями семейства утиные;

2. Выделить отличительные особенности птиц данного семейства.

Развивающие:

1. Развивать память и логическое мышление;

2. Развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать;

3. Развивать творческие способности детей.

Воспитательная:

1. Воспитывать гуманное отношение к живой природе.

Виды детской деятельности: познавательная, проблемно-поисковая, экспериментальная, ценностно-ориентационная, творческая.

Материалы и оборудование:

- отрывок из мультфильма «Серая шейка»;

- презентация Power point (компьютер и проектор);

- живой объект – селезень;

- доска и мел;

- лупы или микроскопы, пинцеты, чистящее средство, миски и утиные перья на каждый стол;

- схема с пошаговым изображением утки;

- карандаши и альбомы на каждого ребенка;

- наклейка «уточка» и изображение водоема для рефлексии.

Технологии и методы работы, применяемые на занятии:

- метод сравнения «Круги Эйлера»;

- эксперимент «Плавающие перо»;

- физминутка «Утиная походка»;

- творческая работа «Утка».

Предварительная работа: чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка».

Ход занятия

I. Организационный момент. (1-2 мин)

Дети рассаживаются за столы по 2 человека. Педагог приветствует детей и проводит игру «Подари улыбку».

II. Мотивация и целеполагание. (2 мин)

Ребята, вам знакомо произведение русского писателя Мамина-Сибиряка «Серая шейка»? (Ответы детей)

Предлагаю вспомнить сюжет, просмотрев отрывок из мультфильма. (Показ фрагмента мультфильма)

Как закончилась история Серой Шейки в книги?

(Предполагаемые ответы детей: «У Серой шейки было сломано крыло, поэтому она не смогла улететь на юг. Ее чуть не съела лиса, но дедушка ее подобрал и принес домой».)

Но у этой сказки может быть продолжение. Представим, что дедушка вылечил крыло Серой Шейки и весной отпустил её на волю. Теперь ей нужно найти своих сородичей. Я предлагаю вам поработать детективами и помочь Серой шейке.

III. Изучение нового материала. (15 мин)

Тема занятия «Пернатые водоемов», а цель: познакомится с представителями семейства утиные. Поэтому мы с вами отправляемся к водоему.

Проблемно – поисковая деятельность.

Посмотрите, недалеко от берега плавают красивые, крупные птицы с длинными, изогнутыми шеями. Кто же это? – Лебеди.

Двигаемся дальше. Видите, плавает пара больших, серых птиц, они издают странные звуки, гогочут.

- Что же это за птицы? – Серые гуси.

- Может они и есть сородичи Серой шейки?

Каждый детектив должен уметь сравнивать, т.е. находить общее и различия. Сделать это так, чтобы ничего не упустить, трудно. Но используя специальные приемы, вы наверняка, справитесь с задачей.

Задание: предлагаю заполнить на доске схему (метод «Круги Эйлера»):

Каждый круг относится к определенной птице: лебедю, серому гусю или Серой шейке. В зонах круга, которые не пересекаются, нужно показать отличительные особенности этих птиц. В зонах пересечения, выделить что-то общее.

Какой мы можем сделать вывод? – Лебеди, гуси и Серая шейка имеют одинаковые приспособления для жизни в воде, все они относятся к утиным, но размер тела у них разный. Значит, они не являются сородичами Серой шейки.

Как же используются эти приспособления?

Посмотрите, какой интересный клюв у водоплавающих птиц. (Проводится осмотр селезня из зооуголка). Края клюва, точно гребёнка, усажены роговыми зубцами, образующими решето, вкотором задерживается годная впищу добыча. Захватив клювом порцию воды или ила, утка своим языком вытесняет воду ижидкую грязь иотделяет съедобное отнесъедобного. Когда птицы кормятся впруду, ихширокий клюв все время находится вдействии, выбирая изила итиныто, чем можно поживиться.

Утки питаются главным образом различной мелкой живностью: червями, личинками, мелкой рыбёшкой, головастиками илягушками, нопоедают также ирастительный корм.

Экспериментальная деятельность.

Тело у птиц обтекаемое, покрыто перьями.

Задание 1. Давайте возьмем лупы и рассмотрим перья. (Задача детей увидеть, что внутри перья полые, бородки скреплены крючочками)

Перо состоит из тысяч тончайших ворсинок, укреплённых вдоль его стержня. Каждая ворсинка снабжена микроскопическими крючочками. Они сцепляются таким образом, что создают, ровную плотную поверхность пера. Человек подсмотрел это у птиц и изобрел застежку-молнию.

У водоплавающих птиц оперение остается сухим даже во время пребывания в воде. Есть поговорка «Как с гуся вода скатывается». Это происходит потому, что перья водоплавающих птиц покрыты жировой пленкой, жир вырабатывают сальные железы, расположенные ближе к задней части. Водоплавающие птицы смазывает клювом свои перья.

Предлагаю провести эксперимент, чтобы узнать, что произойдет с пером, если удалить жировую пленку.

Задание 2. С помощью карточки со схемой провести эксперимент «Плавающее перо» (Приложение 1 Схема работы). Работа организуется в парах за столами.

Что произошло с перьями? - Они стали тонут.

Правильно, при добавлении моющего средства, жировая смазка птичьих перьев растворяется. Вода может проникнуть между плотно сцепленными друг с другом крошечными крючочками пера. Перо намокнет. В результате птица становится в воде "тяжелой", медленнее двигается и быстрее устает. Может даже утонуть.

Жизнь всех водоплавающих птиц связана с водой, быть хорошими пловцами, им помогает строение лап. Давайте рассмотрим внимательней лапы уток. Их особенность: кожистые перепонки между пальцами ног, как ласты. Ноги отставлены далеко назад, у всех утиных, как вы думаете почему? – Это помогает в воде, но при ходьбе по суши утки ходят неуклюже, вперевалку.

Физминутка. Давайте все сейчас встанем и походим как утка вперевалку. (Дети ходят по кругу в течение 1-2 мин)

Ребята, мы уже нашли сородичей Серой шейки? – Нет.

Значит, мы продолжаем наше путешествие. Посмотрите, у озера расположились разные группы уток, может среди них есть сородичи Серой шейки?

- Утка гоголь, наверняка вы слышали фразу «ходить гоголем»? Она означает быть стильным, франтом. А появилось это фраза благодаря наблюдению за этими утками. У самцов весной оперение становится особенно ярким. Интересно и то, что свои гнезда утки породы гоголь вьют в дуплах деревьев.

- Утка шилохвость, посмотрите на хвостик. Как думаете, почему ее так назвали? У этих уток острые как шило хвост и крылья. Несмотря на неброский окрас оперения (коричнево - серое, с голубым отливом), грациозности этих птиц позавидует даже лебедь, шея шилохвости длиннее, и тоньше, чем у других уток.

- Утка кряква, селезень кряквы считается обладателем одного из самых красивых окрасов среди всех утиных. Голова и шея темно-зеленого цвета с «металлическим» отливом, грудь – красновато-бурая, воротничок – белый. У самцов и у самочек имеется своеобразное «зеркальце», которое находится на крыле и окаймлено белой линией снизу.

- Утка чирок - свистунок, самая маленькая из речных уток, внешне похожа на крякву. Чирок- свистунок назван благодаря способности чисто и звонко посвистывать. Однако такой способностью выделяются только селезни. Самки гнусавы, крякают приглушенно.

- Серая утка, самка серой утки очень похожа на самку кряквы, её даже в народе прозвали «полукряква», т.к. серая утка не такая крупная. Кстати, самец с самкой у серых уток схожи между собой. Окрас перьев у самки светло-коричневый, а на туловище пестрят каемки и поперечные полосы черного, бурого и желтого цветов. В крылышках перышки особенно яркие.

IV. Подведение итогов. (3 мин)

Предлагаю вам опять применить дедуктивные способности и определить, кто же из них сородич Серой шейки? (Дети выдвигают различные версии). Все эти утки могут быть сородичами Серой шейки. Мамин-Сибиряк описывая Серую шейку, дает на только два ориентира: это утка и у неё серая шейка. Поэтому мы можем предположить, что её сородичами могут быть и серые утки и кряквы и чирки.

V. Практическая часть занятия. (15 мин)

Сейчас я предлагаю вам нарисовать нашу героиню сказки - Серую шейку. Но сначала разминка для глаз:

Лучик вверх,

Лучик вниз,

Лучик детям улыбнись.

Вправо влево посмотри.

Вокруг солнца обойди.

Выполнение творческой работы по схеме «Утка» (Приложение 2 Схема рисования утки). Педагог объясняет выполнение работы по этапам, используя схему.

Я предлагаю каждому нарисовать, тот вид утки, который он считает, была Серая Шейка. Расположите лист горизонтально. Возьмите карандаш в руки. Рисовать будем поэтапно согласно схеме:

1. По центру листа рисуется большой овал – туловище, над нам малый овал - голова.

2. Смещенные к задней части туловища намечается расположение лап.

3. Намечается расположение клюва и глаза на голове, контуры крыла и хвоста, контуры лап.

4. Более подробная прорисовка всех деталей.

5. Выполнение работы в цвете (карандаши, восковые мелки)

В конце проводится мини-выставка готовых работ у доски.

VI. Рефлексия (2-3 мин)

Каждый ребенок получает наклейку «уточка».

Задание: прикрепить свою уточку на листе с изображенным водоемом:

- на берегу, если ничего не узнал нового и интересного;

- в воде у берега, если нового узнал немного, но было не интересно;

- в центре, если узнал много нового и интересного для себя.(Приложение 3)

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку "Средства рисования".]

Приложение 1

Схема работы

1. Налей в миску воды и с помощью пинцета аккуратно опусти на поверхность воды первое перо (перо плавает на поверхности).

2. Добавь в воду две столовые ложки жидкости для мытья посуды. Осторожно размешай, чтобы не было пузырьков.

3. Аккуратно опусти на поверхность воды второе перо.

Приложение 2

Схема рисования утки

Картинки по запросу рисуем птиц поэтапно

Приложение 3

 

Картинки по запросу рисунок детский утки

 

Картинки по запросу рисунок детский утки


Библиографическая ссылка

Андреева Н.Н. Конспект занятия: «Пернатые водоема» // История родного края. – 2020. – № 1. ;
URL: https://historyland.ru/ru/article/view?id=9 (дата обращения: 03.12.2022).